Налоги и налогообложение в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система в современной России.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

В России НДС введен с 1992 г., и с тех пор идут дискуссии о методах его исчисления и составе облагаемого оборота. НДС фактически заменил прежний налог с оборота и налог с продаж, превзойдя их по роли и значению в доходах бюджета. В отличие от налога с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости, так что налоговые платежи поступают более равномерно.

В России НДС  вводился вопреки накопленному мировому опыту. Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить  в период роста потребительского рынка, заменяя ряд прямых налогов  и постепенно увеличивая ставку от крайне низкого уровня, например в 5%. В России НДС стал использоваться в условиях спада, и его ставка составила 28%. При этом вводились и дополнительные прямые налоги. В странах Западной Европы для отдельных видов деятельности предоставляется право выбора: платить НДС или подоходный налог (страхование, банковское дело, аренда помещений, артистическая деятельность, спорт). В России частные предприниматели платят и НДС (20%), и налог на доходы физических лиц (13%); юридические лица платят НДС и ряд других налогов.

Замена налога с оборота на НДС привела к перемещению основной массы налоговой нагрузки предприятий из сферы обращения в сферу производства, из-за чего предприятия лишаются значительной доли оборотного капитала. В случае превышения суммы НДС уплаченного над суммой НДС полученного разница подлежит возмещению из бюджета, однако это возмещение в денежном выражении не осуществляется, обычно предприятиям предоставляется возможность проводить взаимозачет. Если же предприятие реализует значительную долю своей продукции на внешнем рынке и имеет значительные суммы НДС, подлежащие к возмещению из бюджета (поскольку экспорт данным налогом не облагается), то возможности зачета с прочими федеральными налогами уже не покрывают задолженности бюджета по НДС. Возникает постоянно увеличивающаяся сумма задолженности бюджета - отток денежных средств предприятия. Предприятию хронически недостает оборотных средств.

Особая ситуация сложилась в алюминиевой промышленности, где толлинг (переработка давальческого  сырья), является основным способом производства. Чтобы не платить НДС, алюминиевые предприятия используют схему с фиктивным экспортом сырья. Глинозем производится на российских заводах, но перерабатывается, как импортное сырье. Вознаграждение за переработку импортного давальческого сырья, отражаемое в финансовой отчетности как выручка от реализации, не облагается НДС. При “ввозе” сырья на территорию России вносятся залоговые платежи в размере ввозных таможенных пошлин и НДС, которые затем возвращаются при вывозе готовой продукции за пределы России. Бюджет теряет значительные суммы НДС. С 2004 г. толлинговые операции предполагается законодательно запретить.

По существу, однако, многие крупные предприятия  работают по давальческой схеме, когда  сырье или полуфабрикаты (нефть  или детали машин) поставляются для  переработки (получения бензина или сборки автомобиля), а затем часть готовой продукции передается по низким ценам поставщику исходных материалов - как правило, оффшорной компании, свободной от уплаты налогов. С оффшорными зонами на территории России ведется борьба.

Во многих странах  толлинг считается весьма эффективным, поэтому в законодательстве стран  ЕС, а также международных соглашениях, в частности в Международной  Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 19 марта 1979 г.) предусмотрен аналогичный российскому режим активной переработки. Он предусматривает временный допуск и использование иностранных товаров на национальной таможенной территории с последующим возвратом пошлин. К таким операциям применяются различные меры экономической политики, обусловленные национальным законодательством, но общим признаком является то, что работы (услуги), выполняемые переработчиком, не облагаются НДС.

Помимо толлинга, потери НДС для бюджета также  связаны с “ложным экспортом” – с требованиями по возврату НДС от “липового” экспорта. Бюджет уже задолжал экспортерам 110 млрд. руб., а к 2004 г. долг может вырасти до 150 млрд. руб. Вместе с долгами бюджета растет и коррупция в высших эшелонах власти. Налоговые органы должны возвращать НДС через 3 месяца, Минфин задерживает выплаты до 6 месяцев, отсюда взятки за ускорение возврата реального НДС и за оформление фиктивных бумаг.

НДС в России уплачивается по кассовому методу, т.е. после оплаты продукции. При  переходе на оплату по методу начисления (отгрузки) режим станет жестче: с одной стороны, НДС придется платить до поступления выручки, а с другой - к зачету НДС будут принимать те суммы, которые сопровождают поступившие, но не оплаченные товары. Структура НДС изменится.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода. Налоговый период устанавливается как календарный месяц; для налогоплательщиков с ежемесячными в течении квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС не превышающим 2 млн руб., - квартал. С первого января 2007 г. налоговый период для всех налогоплательщиков – квартал.

В бюджет вноситься  сумма НДС, полученная в виде разницы  между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов.

В случае если подлежащие вычету суммы НДС по товарно-материальным ценностям,  основным средствам и  нематериальным активам превышают  суммы налога по реализованным товарам, разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или   возмещается налоговыми органами по месту нахождения предприятия   на основании представленных предприятием расчетов. Возврат производиться по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, по письменному заявлению налогоплательщика. После получения заявления в течении двух недель налоговый орган принимает решение о возврате из бюджета налога и в этот же срок направляет его в орган Федерального казначейства. Возврат налога осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения соответствующего решения. При нарушении этих сроков на сумму, не подлежащую возврату налогоплательщику, начисляется проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования ЦБ   РФ за каждый день просрочки. Особый порядок уплаты НДС установлен для иностранных предприятий, реализующих товары на территории РФ не состоящих на учете в российском налоговом органе. Российские предприятия, не имеющие подтверждающих сведений о регистрации их иностранных контрагентов в налоговой инспекции, при перечислении средств такому иностранному предприятию удерживают НДС из этих сумм дохода с учетом налога, т.е. выполняют функции налогового агента. После уплаты НДС за иностранного контрагента предприятие- источник выплаты получает право на вычет НДС по приобретенным товарам, использованным для производственных целей. Если приобретенные товары использовались для производства продукции, освобожденной от налога , то НДС, уплаченный за иностранное предприятие, относиться на издержки производства и обращения. Иностранное предприятие, с которого был удержан налог, имеет право на вычет или возврат налога, уплаченного в бюджет при ввозе  товаров на территорию России либо при покупке материальных ресурсов производственного назначения, если эти покупки сделаны на территории РФ. Для этого иностранное предприятие должно стать на учет в качестве налогоплательщика и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Уплата НДС  в бюджет производиться по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров(выполнения работ, оказание услуг, в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа следующего месяца.

Налогоплательщики и налоговые агенты в сроки, установленные  для уплаты налога за налоговый период, предоставляют налоговым органам по месту своего учета расчеты по установленной форме в виде так называемой декларации.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.2 Роль акциза в формировании бюджета.

Акцизы в бюджете-2006 составляли 225 млрд. руб. Это 11% всех доходов федерального бюджета. В бюджете-2007 – 231,4 млрд. руб. (9,4%). Поступления от акцизов в бюджете разделяются: по товарам, которые производятся на территории РФ (98% всех акцизов) и которые ввозятся на территорию РФ (2%).

Акциз - это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. В отличие от универсального косвенного налога НДС, акциз - индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень. Основные поступления акцизов с продукции, ввезенной на территорию РФ, распределяются следующим образом: сигары, сигареты - 32%; водка, вино игристое, вино виноградное – 23%; другие крепкие спиртные напитки – 22%; автомобили легковые – 14%; бензин автомобильный – 8%.

Акцизы имеют  древнюю историю, поскольку это  самые “легкие” для сбора налоги. По этой причине акцизы опасны, так  как желание их повысить приводило  к “соляным” и прочим известным  народным бунтам. В 2000 г. после повышения на 40% акцизов на водку в 1,5 раза увеличился теневой оборот водки, соответственно снизились доходы бюджета и выросла смертность от отравлений из-за низкого качества поддельной и контрабандной водки.

Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку их относительно легко вводить и следить за уплатой. Введенный в 1992 году, этот налог заменил (вместе с НДС) действовавший ранее налог с оборота, однако в СССР слово “акциз” употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства. В 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. В 1992 г. доля всех акцизов в доходах федерального бюджета составляла около 3%.

Распределение акцизов в 2007 г. между федеральным и региональными бюджетами происходило в соответствии с нормативами отчислений налогов в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов РФ и зависит от вида подакцизной продукции. Акцизы по таким подакцизным товарам, как спирт этиловый (питьевой); спиртосодержащие растворы; водка; ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта больше 25%; ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта 9–25% (при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады) распределяются между названными бюджетами в соотношении 50:50. Акцизы по бензину автомобильному, дизельному топливу, маслу для дизельных и карбюраторных двигателей перераспределяются между бюджетами в соотношении 40:60. Табачная продукция, ювелирные изделия, коньяк, шампанское, вино натуральное, пиво и др. алкогольные напитки полностью зачисляются в консолидированный бюджет субъектов РФ. Вся остальная подакцизная продукция, включая акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Среди развитых стран широкий спектр подакцизных  товаров имеют Дания и Япония. В Индии и Пакистане акцизы являются существенным источником доходов  бюджета. В США акцизы называют “налогами на грехи”: они полагаются лишь на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе. Акцизы приносят в бюджет США примерно 4% доходов (72 млрд. долларов в 1999 г.). В России акцизы полагаются не только на вредные товары (алкоголь, табак), но и на дорогие товары (ювелирные изделия, автомобили, бензин и моторное масло).

Повышением с 1 января 2007 года акцизов на табак  в среднем на 70%, пиво (25%) и бензин (45%) Минфин РФ рассчитывал получить в бюджет-2007 дополнительно свыше 100 млрд. рублей. По оценкам, повышение ставки акциза на пиво приведет к росту цены всего на 70 копеек на бутылку пива емкостью 0,5 литра. При этом удельный вес акциза в отпускной цене составит 11,7%, что соответствует уровню 1997-1998 гг. Необходимость же повышения ставки акциза на табачные изделия связана с тем, что в 1998-2001 гг. доля акциза в цене этой продукции снизилась. При индексации ставки на 70% доля акциза в цене сигарет в среднем составит около 16%.

С 1 января 2007 года 100% табачных акцизов поступают в федеральный бюджет. Для ряда регионов это означает потерю 5-15% доходов, всего же из-за перераспределения налогов регионы теряют 2 млрд. руб. Федеральный бюджет компенсирует данные потери: кроме трансфертов на повышение зарплат регионы получат 4,1 млрд. руб. на инвестиции. Кроме того, часть поступлений акцизов от ГСМ (бензин, дизельное топливо, моторные масла) идет с 2003 г. в пользу регионов (ранее топливные акцизы полностью зачислялись в федеральный бюджет). Эта “добавка” является компенсацией за отменяемый 1% налог на пользователей автодорог.

На примере  бензина видна проблема “равномерности”  распределения налоговых доходов  по территориям. Ранее акцизы платили  НПЗ, но поскольку НПЗ в отличие  от АЗС есть далеко не во всех регионах, то многие акцизы между регионами распределялись неравномерно. С 2003 г. внесены поправки в НК РФ, согласно которым акциз на бензин будут платить владельцы АЗС, в результате федеральный бюджет получит от АЗС 22 млрд руб., а региональные - 55 млрд. руб. Целью изменений в НК является попытка не только равномерно распределить акцизы между регионами, но и упорядочить сбор налогов с многочисленных продавцов топлива, а также вытеснить с рынка “теневой” бизнес.

Ставки акцизов  являются едиными, но подразделяются на следующие виды: в процентах к стоимости; твердые (специфические) - в рублях за единицу измерения; ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора.

Информация о работе Налоги и налогообложение в современной России