Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов считаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязательность уплачивать соответствующие налоги и сборы.
Налоговым кодексом РФ было введено новое понятие – «налоговый агент». Налоговым агентом признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) налогов. Институт налоговых агентов фактически существовал давно, но именовался как «источник выплаты доходов налогоплательщику». Статус налоговых агентов характеризуется тем, что, с одной стороны, они выступают по отношению к налогоплательщику как представители фискальных органов, исчисляющие и удерживающие налоги, не обладая правами налоговых органов. С другой стороны, они выступают по отношению к налоговым органам как обязательные лица, обладающие статусом, аналогичным налогоплательщику.
В соответствии
с законодательством
Налоговыми органами в РФ являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы внебюджетных фондов, которые действуют в пределах своей компетенции.
Элементы налогов - это объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, льготы по налогам, налоговый и отчетный период. Рассмотрим элементы налогообложения подробнее.
Обязательность налогоплательщика уплатить налог или сбор возникает при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Основанием или обстоятельством, предусматривающим возникновение обязательности уплатить налог или сбор, является возникновение или наличие у налогоплательщика объекта налогообложения. Объектами налогообложения могут быть: прибыль, доход, имущество и его передача, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности и т. д.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налогоплательщики- организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского и налогового учета, а также документально подтвержденных данных об объектах, связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу также по итогам каждого налогового периода на сновании данных учета доходов, расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ. Физические лица – налогоплательщики определяют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных о своих облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.
Следует четко разграничивать понятия «объект налогообложения» и «налоговая» база. Например, объектом налогообложения может быть имущество; при этом налоговой базой при расчете налога на имущество может выступать его среднегодовая либо инвентаризационная стоимость. Или, объектом налогообложения выступают транспортные средства, а налоговой базой по транспортному налогу является мощность двигателя транспортного средства и т.д.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налогов устанавливаются в процентах по отношению к налоговой базе или в абсолютных величинах. Ставки бывают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональная ставка налога не меняется в зависимости от изменения величины налоговой базы. Прогрессивная ставка налога возрастает по мере увеличения налоговой базы. Регрессивная же ставка налога уменьшается при увеличении базы налогообложения.
Налоговые льготы – это определенные законодательством по конкретному налогу меры, способствующие снижению налогового бремени, стимулированию определенных действий и инициатив налогоплательщика. Налоговые льготы также определяются как предоставляемые законодательством преимущества по уплате налогов одним налогоплательщикам по сравнению с другими. По налогам могут устанавливаться следующие льготы: необлагаемый минимум, изъятие из обложения определенных элементов налога, освобождения от уплаты налогов отдельных лиц либо категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, включая налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа, и т. д.
Налоговым периодом может быть календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате .налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи и предоставляются промежуточные декларации.
По каждому
налогу законодательством
За длительную историю становления и развития государства придумано великое множество различных налогов. В старые времена, когда правители не очень заботились о своем политическом имидже, не было предела их фантазии в придумывании того, за что можно было бы содрать с подданных лишнюю денежку. Вводились, к примеру, налоги на скаковых лошадей и экипажи, бархат и кружева, меха и драгоценности, на необычные виды построек, балконы, окна, печные трубы.
Однако долго придется блуждать в хитросплетении множества налогов, если мы не выберем главные основания их деления. По этим основаниям нынешние налоги делятся на:
· прямые и косвенные;
· федеральные, региональные и местные;
· налоги с физических и юридических лиц.
Итак, прежде всего все налоги различаются по способам взимания как прямые и косвенные. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество), а к косвенным – налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.
Эффективность
обложения прямыми налогами зависит
от способности граждан и
Иное дело, косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. При косвенном налогообложении величина платежа государству скрыта от глаз налогоплательщика, поэтому государство подчас увеличивает именно эти налоги, попутно демонстративно снижая на несколько процентов прямые налоги.
Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Косвенные налоги же ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но, в конце концов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар и пользующимися услугами. Эти налоги менее справедливы, чем прямые, потому что бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога: разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары. Незаметность, «мягкость» косвенных налогов приводят к тому, что во многих современных государствах они находятся в привилегированном положении.
По сравнению с прямыми налогами косвенные налоги примитивны и грубы, но их легче получать. В античные времена сборщики косвенных налогов с торговцев и купцов, зачастую не умели даже читать и писать. Однако они прекрасно знали счет. И этого было достаточно, чтобы собрать налог с товара: подсчитал количество мешков или кувшинов, взял за каждый с хозяина по определенному количеству денег – вот и вся работа.
Давно замечено,
что тот или иной тип налога
в странах преобладает в
НК РФ подразделяет налоги на федеральные, региональные и местные.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на
отдельные виды товаров (услуг)
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в
социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на
дополнительный доход от
12) сбор за
право пользования объектами
животного мира и водными
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К этим налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся следующие налоги:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные
сборы.1
Глава 2. Характеристика косвенных налогов.
2.1 НДС как основной источник доходов государства.
Поступления доходов от НДС в бюджете-2006 составляли 773,5 млрд. руб. Это 36% всех доходов федерального бюджета и 45% налоговых доходов. В бюджете-2007 НДС составляли 946,2 млрд. руб., что равно 39% и 50% соответственно. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.
НДС используется более чем в 40 странах как основной косвенный налог на потребление. В 20 из 24 стран ОЭСР НДС - основной налог на потребление.
НДС - это часть прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства - от сырья до конечного продукта - и изымается в бюджет на каждом этапе производства и обращения товара с вновь созданной стоимости. В результате вся сумма НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем. Определяется НДС как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС полностью (100%) зачисляется в федеральный бюджет.
По механизму изъятия НДС является косвенным налогом. Косвенные налоги включаются в цену товара и платятся незаметно для потребителя, по ним не бывает недоимок, они легко и дешево взимаются, не привязаны к финансово-экономической деятельности экономического субъекта и обратно пропорциональны платежеспособности потребителя. Поскольку косвенный налог взимается даже при убыточности производителя, НДС выступает одним из генераторов инфляционного процесса.
Информация о работе Налоги и налогообложение в современной России