Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе речь пойдет о налоговой системе и налоговой политики государства. В работе я ставлю целью рассмотрение налогов как инструмента государственного регулирования экономики, а также рассмотрение налогов как инструмента регулирования в России и за рубежом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Налоговая система и налоговая политика государства……………….4
1.1.Налоговая система государства……………………………………………..4
1.2.Налоговая политика государства…………………………………………..10
Глава 2 Налоги как инструмент регулирования фискальной, антимонопольной, антиинфляционной и социальной политики……………..15
2.1. Налоги как инструмент регулирования фискальной политики ………...15
2.2. Налоги как инструмент регулирования антимонопольной политики….18
2.3. Налоги как инструмент регулирования антиинфляционной политики...21
2.4. Налоги как инструмент регулирования социальной политики…………23
Глава 3 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом…………………………………………………………...27
3.1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики в России …………………………………………………………………………….27
3.2. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики в США, Великобритании, Китае и Белоруссии…………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

курсовая!.docx

— 79.94 Кб (Скачать документ)

Условно выделяют три возможных  типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней. Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются. Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.7

      Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

1. Четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

2. Ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них;

3.Ппроведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

4. Оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

5. Анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

6. Корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

На практике налоговая  политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй подход основан  на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от предоставляемых  обществом услуг, что рассматривается  как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории  населения и должны оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной, однако, недостаток обеих концепций заключается  в том, что, во-первых, определить сумму  тех благ, которые отдельные налогоплательщики  получают от существования армии  и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности  уплаты налогов для каждого налогоплательщика  отсутствуют. Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.8

      Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

1. Применение налоговых льгот не носит избирательного характера;

2.Инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

3.Применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;

4. Порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировками на местном уровне.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования  экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются  за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными  фондами), а во-вторых, они ориентируют  хозяйствующие субъекты на использование  в своей деятельности более эффективных  форм хозяйствования. Вместе с тем  нельзя не отметить, что действенность  санкций зависит от эффективной  работы контролирующих органов.9

      Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы можем сказать, что по своему характеру налоговое регулирование экономики может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой — интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ, АНТИМОНОПОЛЬНОЙ, АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

2.1. Налоги как инструмент регулирования  фискальной политики

 

Фискальная  политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Экономисты самых различных школ безоговорочно  признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие  на любую экономическую систему.

Фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

      Сущность фискальной политики  заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами.10

      Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.  Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг.

Исходя из этого представляется возможным выделить такие главные  принципы фискальной политики:

1.Уровень налоговой ставки  должен устанавливаться с учетом  возможностей налогоплательщика,  то есть его уровня доходов.  Поскольку возможности разных  физических и юридических лиц  неодинаковы, для них должны  быть установлены дифференцированные  налоговые ставки, поэтому налог  с дохода должен быть прогрессивным.

2.  Налогообложение должно  носить однократный характер, иначе  цена товара, доходящего до потребителя,  будет неоправданно завышена, что  сделает его неконкурентоспособным,  с другой стороны постоянный  налоговый гнет лишит предпринимателя  стимулов к проявлению деловой  активности. Здесь примечательна  замена налога с оборота подоходным  налогом, в результате чего  производитель платит налог только  на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены, что подчас приводит к облаганию товара налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства.

3.  Обязательная уплата  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа. Система штрафов и  санкций должна быть такой,  чтобы неуплата или несвоевременная  уплата налогов были менее  выгодными , чем своевременное  и честное выполнение обязательств  перед налоговыми органами.

4.  Процедура выплаты  налогов должна быть простой,  понятной и удобной для налогоплательщиков  и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

5.  Налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

6.Налоговая система должна  обеспечивать эффективное перераспределение  создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана  отвечать основным принципам построения налоговой системы и регулировать экономические взаимоотношения  внутри страны. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать  три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов, то есть  прямая функция налогов;

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных групп  с целью сглаживания неравенства  между ними, недопущения резкого  расслоения общества;

3.Государственное антициклическое  и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование  экономики.11

Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создать  или уменьшить дополнительные стимулы  для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг. Однако фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

Таким образом, хотелось бы особенно отметить, что в любом  случае государство, имея возможность  применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли экономику государства. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно  и правильно продвигаться по пути укрепления экономики.

 

2.2. Налоги как инструмент  регулирования антимонопольной  политики государства

 

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение  и предотвращающая образование  монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений  рыночной силой крупными фирмами. Основными  целями антимонопольной политики являются:

1.  запрещение антиконкурентной  деятельности, включающей соглашения  о фиксировании цен или разделе  территорий, ценовой дискриминации,  а также связывающие соглашения.

2.  разделение монопольных  структур.

Теоретически монополия  возникает в том случае, если на рынке оказывается один поставщик  товара. На таком рынке конкуренция  отсутствует, поскольку конкурентов  попросту нет. Монополист обеспечивает рынок полностью, он может назначать  любую цену за свой товар или поставлять его в любом количестве. Сделать  и то, и другое одновременно не получится, поскольку будет сказываться  ограничительное действие спроса при повышении цен.12

 У налогов есть важная функция – регулирующая, которая в условиях рыночной экономики выступает на первый план. Данная функция проявляется через воздействие системы налогообложения на уровень и структуру совокупного спроса и предложения, развитие производства (стимулирующее и дестимулирующее),  приводит к  усилению государственного вмешательства в экономические процессы. В  свою очередь, конкуренция является необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности и представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Поэтому целями конкурентной политики в настоящее время являются:

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики