Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе речь пойдет о налоговой системе и налоговой политики государства. В работе я ставлю целью рассмотрение налогов как инструмента государственного регулирования экономики, а также рассмотрение налогов как инструмента регулирования в России и за рубежом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Налоговая система и налоговая политика государства……………….4
1.1.Налоговая система государства……………………………………………..4
1.2.Налоговая политика государства…………………………………………..10
Глава 2 Налоги как инструмент регулирования фискальной, антимонопольной, антиинфляционной и социальной политики……………..15
2.1. Налоги как инструмент регулирования фискальной политики ………...15
2.2. Налоги как инструмент регулирования антимонопольной политики….18
2.3. Налоги как инструмент регулирования антиинфляционной политики...21
2.4. Налоги как инструмент регулирования социальной политики…………23
Глава 3 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом…………………………………………………………...27
3.1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики в России …………………………………………………………………………….27
3.2. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики в США, Великобритании, Китае и Белоруссии…………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

курсовая!.docx

— 79.94 Кб (Скачать документ)

1. Обеспечение устойчивого  экономического развития, стимулирование  производства;

2. Оптимизация распределения  ресурсов, изменения в структуре  рынков;

3. Стимулирование научно-технического  прогресса и развитие инновационной  экономики.13

Конкурентную политику («политику  в области конкуренции», «антимонопольную политику») можно определить как  совокупность мероприятий, осуществляемых государством и направленных на обеспечение  конкурентной среды на рынках, под которой понимают состояние рынка, где субъекты предпринимательства могут реализовать свои возможности конкурировать между собой. Реализация конкурентной политики предполагает минимальное вмешательство государства в экономические  отношения  и их корректировку путем принятия важнейших законов, учитывающих потребности общества и отвечающих на запросы предпринимательского сообщества в целом. В свою очередь, посредством осуществления налоговой политики  и реализации норм законодательства о налогах и сборах государство не просто наполняет бюджет, а эффективно реализует свои функции в экономической сфере, опираясь на вышеперечисленные конституционные основы предпринимательской деятельности. Следовательно, несмотря на различие моделей реализации, конкурентную и налоговую политику объединяет общая цель – обеспечение эффективного функционирования механизма рыночной экономики, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

В качестве направлений государственной  социально-экономической политики конкурентная и налоговая политика имеют общее содержание – это  обеспечение деятельности органов  государственной власти и управления по формированию условий для создания стабильных механизмов правового регулирования  процесса воспроизводства материальных благ, основанного на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Ограничение негативных последствий  деятельности монополий ведется  по нескольким направлениям. Среди  них - прогрессивное налогообложение  доходов фирм, налоги на сверхприбыль (дополнительный налог на прибыль, величина которого намного превышает установленные  нормы прибыли.) Во всех практически странах действует антитрестовское законодательство. Например, устанавливаются правила конкуренции и создаются благоприятные условия для развития свободной конкуренции. Так, законодательно запрещены договоры о ценах между предпринимателями. Правомочность слияния различных предприятий определяется федеральным ведомством по картелям на основании заключения независимой комиссии из ученых и экономистов, ибо в основе рыночных отношений должна лежать свободная конкуренция. К этим же мерам относится повсеместная поддержка предприятий малого бизнеса.

Обложение налогом сокращает  экономическую прибыль монополиста, уменьшая, тем самым, выгоды от монопольного положения. Воздействие налога на поведение  монополиста зависит от типа налога. 
Рассмотрим два типа налога: потоварный налог, устанавливаемый в расчете на единицу продукции (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых и т.д.), и паушальный налог, взимаемый независимо от объема выпуска (разного рода лицензионные сборы). 
Потоварный налог увеличивает переменные, соответственно предельные затраты монополии, что увеличивает цены, а объем выпуска падает. Средние совокупные затраты возрастают, а, следовательно, уменьшается экономическая прибыль монополиста. Паушальный налог затрагивает лишь постоянные затраты, но не влияет на переменные в результате прибыль монополии уменьшается, а цена и выпуск остаются прежними.

Не изменяет монопольную цену и  монопольный выпуск также и налог  на прибыль, взимаемый в процентах  от прибыли. В результате, если фирма  попробует компенсировать повышение  налога на прибыль повышением цены, это приведет лишь к тому, что  прибыль до уплаты налога станет меньше. Соответственно уменьшится и прибыль  после уплаты налога.14

 

2.3. Налоги как инструмент  регулирования антиинфляционной  политики государства

 

Негативные социально-экономические  последствия инфляции вынуждают  государство проводить определенную антиинфляционную политику, т.е. комплекс мер по устранению причин этого негативного процесса. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется  сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения  рынка товарами. Управление инфляцией  предполагает использование комплекса  мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов.

Налоговая система  может  стать сильным инструментом антиинфляционной политики. Для сдерживания инфляции необходима научно  обоснованная  налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую» экономику. Налоговая политика должна ориентироваться не  только  на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по  мировому опыту, налоги играют двоякую роль  в инфляционном  процессе  по  линии его

усиления и сдерживания  в зависимости от методов налоговой  политики.  Сужение налогооблагаемой суммы в условиях экономического  спада  дополняется  низкой собираемостью  налогов.

С помощью налогов можно  ограничить рост заработной платы, что  может быть особенно актуальным в  случае инфляции заработной платы. Для  этого достаточно ввести прогрессивную  шкалу налогообложения физических лиц. Тогда, по мере роста доходов  населения, растет и доля изымаемых  налогов. Происходит рост начислений, но уровень реальной зарплаты не возрастает. Однако в некоторых случаях это  может привести переходу большой  части работников на укороченный  рабочий день и появлению большого количества незаконных заработков, что может значительно снизить эффективность экономики.

В целом возможности использования  налогов в качестве антиинфляционного  фактора ограничены. Увеличение налогов  может привести к падению производительности производства из-за снижения стимулов к предпринимательской деятельности. В некоторых случаях производители  компенсируют повышение налоговых  ставок повышением цен. Если это возможно в данной экономической ситуации, то повышение налогов становится инфляционным фактором. Изменение налоговых  ставок позволяет увеличить или  уменьшить стимулы к предпринимательской  деятельности. Снижение налогового бремени  побуждает предпринимателей увеличивать  объемы производства, так как уменьшаются  издержки производства. Однако возможности  использования этого инструмента  значительно ограничены: значительное уменьшение ставок налогов приведет к тому, что доходная часть бюджета  может уменьшиться до такой степени, что в бюджете страны возникнет  дефицит. Значительное же увеличение налоговых  ставок может либо уменьшить эффективность  производства, так как стимулы  к предпринимательской деятельности уменьшатся, либо вызвать рост цен, так как производители будут  вынуждены покрывать издержки производства.

Увеличение налогов - это одна из мер, уменьшающая денежную массу  в обращении, поскольку эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно уменьшение налоговых  ставок способствует увеличению денежной массы.15

2.4. Налоги как инструмент регулирования  социальной политики государства

 

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика это составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

В силу того, что налоги несут не только фискальную, но и регулирующую функцию, налоговая политика, как  средство прямого и косвенного воздействия  на граждан, играет особую роль в реализации социальной функции государства. В  Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», отмечено: «всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развития населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу».16

В большинстве развитых стран, где  в значительной мере доходная часть  бюджета зависит от поступлений  подоходного налога, данному налогу придается особое значение в решении  социальных проблем общества. Подоходный налог является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни  населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости. Продуманная, социально  ориентированная налоговая политика создает предпосылки для вовлечения все большего количества граждан  в предпринимательскую деятельность, формирует базу для интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений. Посредством умелой налоговой политики, государство создает мощную базу для экономических преобразований, основанную на человеческом факторе, развитии человеческого потенциала. Социальная функция и направленность налогообложения напрямую связаны с моделью финансового обеспечения социальной политики. С помощью подоходного налога государство оказывает влияние на социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, детства, медицинскую помощь, общедоступность и бесплатность образования, мотивации труда, реализацию гражданами права на труд, защиту от безработицы, трудовые взаимоотношения в сфере производства, обращения, управления, культуры, науки и др. Регулирующая функция налогов на доходы физических лиц в решении задач социальной политики получила свое преимущественное развитие, когда было осознано влияние налоговой политики на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения и др.

С социально-экономической точки  зрения основным вопросом политики социальной направленности налогообложения является выбор модели и момента применения налога. Подвергаясь периодическому реформированию, система подоходного  обложения населения в развитых странах обеспечивает баланс целей  экономической и социальной политики государства Реформирование налоговых  систем направлено: на расширение базы обложения путем включения доходов  ранее освобожденных от налогообложения; снижение прогрессии ставок и сокращение числа разрядов шкалы обложения.  Действующие в мировой практике классические схемы вертикального  и горизонтального выравнивания налогового бремени направлены на обеспечение  социальной функции налогообложения. Налоги взимаются исключительно  в публичных целях; распределение  налогового бремени должно быть сообразно  возможностям налогоплательщика; налог  может учреждаться, изменяться или  упраздняться лишь путем принятия парламентского закона; никакой налог не может устанавливаться законом, имеющим обратную юридическую силу. Налоги должны минимизировать неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса перераспределения ресурсов.

      Эффективная налоговая нагрузка показывает, кто реально несет бремя того или иного налога, кто выигрывает (проигрывает) от изменения (снижения, повышения, введения, отмены) конкретного налога. Особенности социальной направленности взаимосвязи политики доходов и налогообложения физических лиц в мировой практике нашли свое выражение в конкретных формах. Сложившиеся на практике две системы подоходного налогообложения, шедулярная (классификационная) и синтетическая (парцеальная), обладают как несомненными достоинствами, так и специфическими недостатками. Шедулярная система гарантирует минимальное вмешательство в личную жизнь налогоплательщика, оставляя размеры его общего дохода неизвестными для общества. Парцеальная система налогообложения позволяет дифференцировать ставки в зависимости от источника получения дохода, облагая повышенными ставками фундированные (пассивные) доходы (получаемые от имущества), менее зависимые от физического состояния налогоплательщика, в отличие от нефундированных (активных) доходов, связанных с производственной деятельностью налогоплательщика.

Таким образом, в соответствии с  различными теориями социального развития программной целью государства  является обеспечение достойных  условий жизни населения. Государство  обязано создавать условия для  развития человека. Механизм государственного регулирования должен быть направлен  на обеспечение благосостояния всего  населения.17

 

 

ГЛАВА 3. НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.

 

3.1. Налоги как инструмент  государственного регулирования  экономики в России

 

Налогообложение в любой  стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и  инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К  тому же в России система налогообложения  находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и  политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской  деятельности. Поиск путей повышения  эффективности российской системы  налогов просто необходим.

Элементы основных налогов  России представлены в таблице.

 

Субъект

Объект

База

Срок

Ставка

Налог на прибыль

Юридические лица

Налоговая прибыль

Налогооблагаемая прибыль

1 раз в квартал + авансовые  взносы

 

20%

НДС

Юридические лица

Обороты по реализации

Облагаемый оборот

1 раз в месяц + декадные  платежи

        18%

(10%)

Подоходный налог

Физические лица

Доход

Налогооблагаемый доход

1 раз в год + авансовые  взносы

 

13%-35%

Таможенная пошлина

Юридические и физические лица

Таможенная стоимость

Таможенная стоимость, единицы  измерения: шт., кг.

До истечения срока  подачи таможенной декларации

Свод ставок таможенного  тарифа

Имущество физических лиц

Физические лица

Право собственности

Количество л/с, стоимость  помещений

 

2 раза в год

 

различные

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики