Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе речь пойдет о налоговой системе и налоговой политики государства. В работе я ставлю целью рассмотрение налогов как инструмента государственного регулирования экономики, а также рассмотрение налогов как инструмента регулирования в России и за рубежом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Налоговая система и налоговая политика государства……………….4
1.1.Налоговая система государства……………………………………………..4
1.2.Налоговая политика государства…………………………………………..10
Глава 2 Налоги как инструмент регулирования фискальной, антимонопольной, антиинфляционной и социальной политики……………..15
2.1. Налоги как инструмент регулирования фискальной политики ………...15
2.2. Налоги как инструмент регулирования антимонопольной политики….18
2.3. Налоги как инструмент регулирования антиинфляционной политики...21
2.4. Налоги как инструмент регулирования социальной политики…………23
Глава 3 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом…………………………………………………………...27
3.1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики в России …………………………………………………………………………….27
3.2. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики в США, Великобритании, Китае и Белоруссии…………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

курсовая!.docx

— 79.94 Кб (Скачать документ)



 

В налоговой системе Российской Федерации главным является налог  на добавленную стоимость, обеспечивающий свыше 1/3 всех доходов государства. Введённый с 1 января 1992 года в России НДС заменил налог с оборота и налог с продаж.  Как косвенный налог НДС выступает в форме надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает доходность предпринимателя. Это налог на потребителя, а не на предприятие, которое по существу выступает лишь сборщиком. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. По сравнению со своими предшественниками (налогом с оборота и налогом с продаж) НДС имеет определённые преимущества. Он более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, с расширением налоговой базы и ставок поступления могут увеличиваться. Для отдельного производителя этот налог менее обременителен, поскольку налогообложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога распределяется по всей цепи товарооборота, чем достигается равное положение всех участников рыночных отношений. Для государства он более предпочтителен, ибо от него трудно уклониться, что уменьшает случаи финансовых нарушений.18 Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.   На добавленную стоимость установлены две ставки: в размере 10% и 18%. Первая действует для продовольственных товаров (кроме подакцизных) и товаров для детей по перечням, утвержденным постановлениями Правительства РФ. Вторая - по остальным товарам, работам, услугам, включая продовольственные товары.

Предприятия розничной торговли и общественного питания, а также  аукционная продажа товаров облагаются не по расчетным ставкам, а по основным - 10% или 18% . Каждый предприниматель  как потенциальный плательщик НДС  выступает продавцом своей продукции  и покупателем материальных ценностей  по свободной рыночной цене, в которую  включен НДС. Он перечисляет в  бюджет не всю сумму НДС, а лишь часть ее, которая равна разнице  между суммой НДС, полученной как  доля свободной цены при реализации товаров (работ, услуг) от своих покупателей, и суммой НДС, уплаченной в составе  свободной цены поставщикам при  приобретении материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), то есть действует зачетный механизм. Зачетный механизм - это возможность  для предприятия исключить из полученной от покупателя суммы НДС  при реализации товаров (работ, услуг) сумму НДС, выплачиваемую поставщику за приобретаемые товары.  Срок уплаты зависит от суммы налога: чем она  больше, тем чаще платеж. В настоящее  время действуют три срока  платежа:

1. ежедекадно при среднемесячных  платежах более 10 тыс. рублей - 15-го, 25-го и 5-го числа следующего  месяца в размере 1/3 суммы по  последнему месячному расчету  с последующими пересчетами по  сроку 20-го числа месяца, следующего  за отчетным, исходя из фактических  оборотов реализации;

2. ежемесячно при среднемесячных  платежах от 3 до 10 тыс. рублей - не  позднее 20-го числа следующего  месяца;

3. ежеквартально при среднемесячных  платежах до 3 тыс. рублей - не позднее  20-го числа следующего за отчетным  кварталом.19

Налог на прибыль предприятий  и организаций - один из основных федеральных  налогов. На его поступления приходится вторая (после НДС) по величине сумма доходов консолидированного бюджета России.    Спецификой налога на прибыль предприятий является фактически совместная юрисдикция Российской Федерации и ее субъектов в части установления налоговых ставок и налоговых льгот по данному налогу. Так, федеральное законодательство устанавливает перечень налогоплательщиков, определяет объект налогообложения и порядок формирования налоговой базы, устанавливает ставку налога на прибыль, в соответствии с которой суммы этого налога зачисляются в доход федерального бюджета. Федеральное законодательство устанавливает и предельную величину налоговой ставки, которая может быть установлена субъектами Федерации.

В свою очередь субъекты Федерации, во-первых, имеют право  устанавливать ставку налога на прибыль, в соответствии с которой этот налог зачисляется в бюджет субъекта Федерации. Во-вторых, им предоставлено  право устанавливать дополнительные налоговые льготы, которые применяются  при расчете налога на прибыль, поступающего в доход бюджета субъекта Федерации. Плательщиками налога на прибыль  предприятий и организаций являются:

1. юридические лица (в  том числе бюджетные), включая  созданные на территории России  предприятия и организации с  иностранными инвестициями;

2. филиалы и другие  аналогичные подразделения предприятий  (за исключением филиалов Сбербанка  РФ), имеющие отдельный баланс  и расчетный (текущий) счет;

3. коммерческие и другие  кредитные учреждения, включая банки  с участием иностранного капитала, получившие лицензии России, а  также ЦБ России и его учреждения  в части прибыли, полученной  от деятельности, не связанной  с регулированием денежного обращения; 

4. страховые организации,  получившие лицензии в Федеральной  службе России по надзору за  страховой деятельностью; 

5. территориальные обособленные  структурные подразделения, не  имеющие отдельного баланса и  расчетного счета, при условии,  что они и основная организация,  частью которой они являются, находятся на территории разных  субъектов РФ;

6. малые предприятия, не  перешедшие на упрощенную систему  налогообложения. 

Ставка налога на прибыль  предприятий и организаций устанавливается  в размере 20 процентов. При этом:

* сумма налога, исчисленная  по налоговой ставке в размере  2%, зачисляется в федеральный  бюджет;

* сумма налога, исчисленная  по налоговой ставке в размере  18%, зачисляется в бюджеты регионов  Российской Федерации; 

Налог на имущество предприятий  включается в группу региональных налогов. В мировой практике он известен давно. В России этот вид налога выполняет  следующие задачи: обеспечивает субъекты бюджетов Федерации и местные  бюджеты (районные, городские) стабильными  доходами для финансирования расходов и создает для предприятий  стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества. Плательщиками  налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные учреждения), организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. ЦБ РФ и его  учреждения не платят этот налог.

Объектом обложения выступают  основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

В целях правильного применения налоговых льгот предприятия  обязаны вести раздельный учет облагаемого  и необлагаемого налога на имущество.

Предельная ставка налога на имущество предприятий установлена  в размере 2% налогооблагаемой базы. Сумма налога на имущество исчисляется  плательщиком самостоятельно ежеквартально  нарастающим итогом с начала года исходя из фактической среднегодовой  стоимости имущества за отчетный период и установленной ставки налога. Уплаты налога на имущество производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год. Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в бюджет субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения предприятия.20 

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая  система России была адаптирована к  новым общественным отношениям, соответствовала  мировому опыту. Однако, налоговая система  России приводит к нестабильному  положению в нашей экономике  и еще больше усугубляет экономический  кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему  страны.

 

3.2. Налоги как инструмент  государственного регулирования экономики в США, Великобритании, Китае и Белоруссии

 

Налоги в США почти  пропорциональны доходу (для 90% налогоплательщиков эффективная налоговая ставка примерно 25%), с небольшой прогрессивностью, достигающей для наиболее богатых  налогоплательщиков примерно 50%. Полного  согласия в обществе относительно степени  прогрессивности, конечно же, нет; консенсус  имеется только насчет того, чтобы  она была, хотя бы небольшая. Основными  федеральными налогами являются подоходные (персональный и налоги на доходы корпораций) и удерживаемые у источника. Если учесть разный социальный статус и, как следствие, различную платежеспособность граждан, то налог на доход частных лиц является уникальным инструментом перераспределения (уравнивания) социального блага. Кроме того, персональный подоходный налог делает возможным учитывать способность платить налог, не выражающуюся в доходе (из-за различий в семейном статусе и, как следствие, в ответственности). Персональный подоходный налог из федеральных является наиболее важным и считается наиболее справедливым источником государственных средств. Из-за прогрессивной шкалы его фактические сборы сильно процикличны. В настоящее время сборы по корпоративному налогу относительно невелики, но существенны, потому что их трудно заменить каким-либо другим налогом. Кроме того, в отсутствие этого налога облагаемый доход граждан существенно уменьшился бы из-за удержания корпорациями своих прибылей.21 Потребительские налоги в основном используются штатами и местными органами управления, для которых это незаменимый источник постоянного дохода. На федеральном уровне, однако, они непопулярны, поскольку считается, что они сдерживают экономическую активность.  Потребительские налоги подразделяются на НДС, налоги с продаж, налоги с оборота, акцизы, налоги на предметы роскоши. На федеральные потребительские налоги приходится лишь 1.1% ВВП Различие между федеральным уровнем и местным вытекает из большой мобильности налогоплательщиков и бизнеса, в результате чего штаты вынуждены конкурировать друг с другом. Поэтому акцент местного налогообложения падает на наиболее стабильно собираемые налоги (потребительские и с собственности); местные налоговые шкалы обычно плоские или регрессивные. Это одна из причин, по которой налоги в США признаются одними из самых низких в индустриальных странах. Вторая причина относительно низкого уровня налогов - высокая (по сравнению с другими странами) терпимость к бюджетному дефициту. Экономика США составляет лишь около 30% от мировой, а нац. валюта отвечает примерно за 60% мировых расчетов, следовательно, бремя инфляционного налога падает примерно одинаково на США и на остальной мир. Пользуясь этим налогом умеренно, не разрушая лидерства доллара, правительство США может финансировать свой бюджетный дефицит эффективнее конкурентов.22

Подоходный налог в  Великобритании взимается по прогрессивной  ставке, т.е. ставке, которая растет в зависимости от суммы дохода. Подоходный налог взимается за год  начиная с 6 апреля. Минимальная ставка подоходного налога - 20% - взимается  с дохода от 0 до 4300 фунтов стерлингов. Основная ставка - 23% - взимается с  дохода от 4301 до 27100 фунтов стерлингов. И, наконец, максимальная ставка подоходного  налога составляет 40% для ежегодного дохода свыше 27100 фунтов стерлингов. Суммы, не облагаемые подоходным налогом, разнообразны. Всем налогоплательщикам освобождается  от уплаты налогов сумма в 4195 фунтов стерлингов. Кроме этого, дополнительными  налоговыми льготами пользуются семейные пары, вдовы и вдовцы, граждане старше 65 лет и слепые. Среди наиболее важных налоговых льгот можно выделить льготы на выплаты по займу на покупку недвижимости до 30 тысяч фунтов стерлингов. Льгота составляет 10% от суммы, при этом выплаты, которые заемщик платит банку, снижаются с учетом налоговой льготы, а сумма налоговой льготы передается непосредственно банку, минуя налогоплательщика. В целом, подоходный налог взимается со всего дохода, полученного в Великобритании, хотя некоторые формы дохода, например, пособие по уходу за ребенком, являются исключением, а также со всего дохода, который получили за границей граждане Великобритании. Компании платят налог на прибыль после вычета определенного количества налоговых льгот и необлагаемых налогом сумм. Основная ставка налога на прибыль с предприятий - 30%. Сниженная ставка налога - 20% - применяется к небольшим компаниям - тем, чьи годовые доходы не превышают 300000 фунтов стерлингов. С 2006 года была введена в действие новая система уплаты налогов. Согласно этой системе около 20 тысяч крупных компаний теперь платят налоги ежеквартально. В марте 2006 года правительство объявило о начале разработки нового закона о малом бизнесе, который будет направлен на его поддержку, освободит его от некоторых видов государственного регулирования и облегчит тяжесть налогообложения. НДС - основной косвенный налог со стандартной ставкой 17,5%. Сниженная ставка 5% применяется для домашнего топлива и энергии и для установки энергосберегающих материалов в хозяйствах с низким уровнем дохода согласно государственной программе. Годовой уровень объема продаж, свыше которого продавцы должны регистрироваться для НДС, составляет 50000 фунтов стерлингов. Определенные товары и услуги освобождаются от НДС, либо являясь исключениями, либо облагаясь по нулевой ставке. Жилые дома в Великобритании облагаются местным налогом. Каждый дом или квартира принадлежит к одному из восьми разрядов для оценки, основанных на их рыночной стоимости23.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики