Налоговая политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа

Описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3

1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….6

1.1. Сущность налогов………………………………………………………...... 6

1.2. Принципы налогообложения……………………………………………... 8

1.3. Функции налогов…………………………………………………………... 12

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………… 15

2.1. Оценка налоговой политики Республики Беларусь……………………... 15

2.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… 17

2.3. Анализ работы налоговых органов РБ…………………………………… 18

2.4. Эффективность налоговой системы РБ……………………………………23

2.5. Параметры налогового рейтинга РБ………………………………………25

3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ 

Кафедра экономики и управления бизнесом 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На тему: НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка группы 911-з;

специальности          А.Л. Артёменко

«Менеджмент»                               
 
 
 

Научный руководитель     

доцент     О.В. Авдей 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Минск 2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3

1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….6

1.1. Сущность  налогов………………………………………………………...... 6

1.2. Принципы  налогообложения……………………………………………...  8

1.3. Функции налогов…………………………………………………………... 12

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………… 15

2.1. Оценка налоговой политики Республики Беларусь……………………... 15

2.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… 17

2.3. Анализ работы налоговых органов РБ…………………………………… 18

2.4. Эффективность налоговой системы РБ……………………………………23

2.5. Параметры налогового рейтинга РБ………………………………………25

3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……………….  27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          

ВВЕДЕНИЕ 

    Выбор темы данной курсовой работы не случаен. Эта тема может и должна находится  в поле интересов будущего экономиста, тем более если его работа уже связана с бухгалтерией. Я работаю бухгалтером в одной небольшой фирме, которая занимается сдачей в аренду собственных помещений, поэтому тема налогов для меня актуальна. И не зависимо от рода и места будущей профессии, это может быть госпредприятие или какая-нибудь частная компания, знание налогов, особенностей национальной налоговой системы, ее хозяйственно-правовой базы просто обязательно для молодого специалиста в области экономики.. Общеизвестно выражение, что налоговая система наряду с финансово-кредитной и денежной является “кровеносной системой” любой национальной экономики, по которой переносятся, распространяются и потребляются потоки денежных средств. В современном обществе налоги занимают все более важное место в  экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

    В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и получение финансовых накоплений, но и возможности расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

    Взимание  налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.  Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством, что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять реформы в области права, политики и экономики. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы. Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система —  это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство, с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами.          

    Целью данной курсовой работы является исследование и анализ налоговой системы Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Налоги  в экономической  системе общества
 
    1. Сущность  и функции налогов
 

    Чтобы анализировать налоговую систему  Республики Беларусь, стоит разобраться  с основными понятиями данной темы.

      Налоги (опр.) - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке и представляют собой объективную реальность, связанною с существованием государства.[1, с. 29]

    Налоги (опр.) – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. [17, с. 100] 

    Налоги (опр.) – один из основных способов формирования доходов бюджетов. [4,с. 18]

    Налоги (опр.) - необходимое условие существования государства. [4, с.18]

    Налоги (опр.) -  это обязательные платежи  физических и юридических лиц  в бюджет, устанавливаемые и принудительно  изымаемые государством в форме  перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей. [8, с.19]

    В экономическом смысле налоги представляют собой перераспределения новой  стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.

    Проанализировав все вышеизложенные определения  налогов, можно выделить их характерные  черты:

  • принудительность – налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;
  • обязательность – уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщика;
  • безвозмездность -  в обмен на уплату налога его плательщик непосредственно не получают товары или услуги;
  • обезличенность – налог не закреплен за конкретным видов расходов;
  • законодательная определенность -  налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.

    Налоги  являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог можно характеризовать как установленную государством в интересах всего общества форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.

      Однако, в конечном счете, налоги косвенным путем все же возвращаются налогоплательщику в виде финансирования и бюджета государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Также государство использует налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность предприятий в целях общественного прогресса. Стоит отметить, что налоги, введенные государством, носят легальный характер. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

                      

1.2. Принципы  и критерии  налогообложения 

    Принципы (от лат. principium - основа, первоначало) - это  основополагающие и руководящие  идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к  налогообложению принципами следует  считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

      Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

  • принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
  • принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»;
  • принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
  • Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:
  • принцип справедливости;
  • принцип соразмерности;
  • принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
  • принцип экономичности (эффективности). Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.

    Существуют  также критерии, которые используются для подразделения налогов:

    • по плательщикам (физические лица, юридические лица, физические и юридические);
    • по объектам обложения (налоги на доходы, на имущество, на реализацию товаров, на определенные виды расходов, на совершение определенных операций, за право осуществление определенных видов деятельности);
    • по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов (взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях);
    • по адресности зачисления налоговых платежей (закрепительные и регулирующие);
    • по целевой направленности (общие и целевые);
    • периодические (с определенной регулярностью) и разовые налоги (уплата связанная с каким либо событием);
    • регулярные (действует налог в течение длительного периода) и чрезвычайные (установление вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств).

    Все действующие классификации можно  свети к традиционной классификации налогов и сборов. Она очень сложна и представляет собой вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:

    • прямые налоги;
    • косвенные налоги;
    • пошлины и сборы.

    По  методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Такое деление используется на протяжении почти трех столетий. Разделение налогов на прямые и косвенные осуществляется на основе критерия перелагаемости налогового бремени. Впервые данный критерий предложил Дж. Локк в конце 17 века.

    Прямые  налоги (налоги на доход и имущество) включают в себя реальные (таким  налогом облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика на основе кадастра – перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта [6, с.9]) и личные (учитывают платежеспособность налогоплательщика) налоги. К числу прямых относят подоходно – имущественные налоги, которые взимаются в процессе потребления и накопления материальных благ и прямо связаны с величиной объекта обложения. Основным преимуществом прямого налогообложения  является то, что прямые налоги – это более определенный, твердый и постоянный источник доходов в бюджет, они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы на их взимание относительно невелики. К недостаткам прямых налогов относятся – возможность отклонения от уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь