Налоговая политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа

Описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3

1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….6

1.1. Сущность налогов………………………………………………………...... 6

1.2. Принципы налогообложения……………………………………………... 8

1.3. Функции налогов…………………………………………………………... 12

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………… 15

2.1. Оценка налоговой политики Республики Беларусь……………………... 15

2.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… 17

2.3. Анализ работы налоговых органов РБ…………………………………… 18

2.4. Эффективность налоговой системы РБ……………………………………23

2.5. Параметры налогового рейтинга РБ………………………………………25

3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

    Как уже отмечалось в предыдущей главе, основополагающие требования, принципы налоговой системы были разработаны еще в 18 веке A. Смитом.

    Налоговая  система, построенная и функционирующая на  основе  вышеназванных  принципов, способна  быть  мощным  стимулом  экономики. Это подтверждает  опыт  промышленно  развитых  стран  с  социально  ориентированной  экономикой.  

    1. Анализ работы  налоговых органов РБ
 

    С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

    В январе-марте 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 10,4 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-марте 2009 года (в реальном выражении –  меньше на 1,1%), рис 1. Удельный вес доходов  консолидированного бюджета в ВВП  составил 32,4% (в январе-марте 2009 года – 34,8%).

    

    Рис. 1. Динамика поступления доходов  консолидированного бюджета

    Основными доходными источниками были налог  на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-мартом 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления акцизов – на 20,3% в реальном выражении, налог на прибыль – на 12,9%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – на 11,8%, приложение А.

    Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 30% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 16,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.

    Таблица 1

    Динамика  структуры доходов консолидированного бюджета за январь-март 2009-2010 гг., %

    Показатели     2009 год     2010 год 
    1. Налоговые доходы - всего     91,1     92,3
    в том числе:            
    Налоги  на доходы и прибыль      20,7     21,4
    в т.ч. - подоходный налог      10,5     10,0
    Налоги  на собственность      4,0     3,8
    Налоги  на товары и услуги     46,6     43,7
    в т.ч. - НДС      28,8     30,0
    - акцизы      7,2     8,7
    Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности     14,8     16,8
    2. Неналоговые доходы     8,9     7,5
    3. Безвозмездные поступления             0,2
    Итого доходов     100,0     100,0

    Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2010 года профинансированы в сумме 11 161,8 млрд. рублей. По сравнению с январем-мартом 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 8,8%.

    Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились  по всем разделам, кроме «Национальной обороны». Наиболее значительно возросли расходы на «Национальную экономику» – на 18,8% и «Социальную политику» – на 10,7%.

    Значительная  часть расходов бюджета по разделу  «Социальная политика» была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам. Эти виды расходов возросли на 25,3% в реальном выражении по сравнению с январем-мартом 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-марте 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-мартом 2009 года на 0,2 процентных пункта.

    Ресурсы бюджета на государственную поддержку  предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид –  на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами.

    В расходах консолидированного бюджета  за январь-март 2010 года в разрезе  экономической классификации преобладали  текущие расходы – 83,2%, в том  числе на заработную плату рабочих  и служащих и начисления на нее – 26,8%, субсидии и текущие трансферты – 35,4%, обслуживание государственного долга – 2,3%. Доля капитальных расходов составила 16,8%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 10,4% всех бюджетных расходов.

    Удельный  вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-марте текущего года составил 17,4%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за три месяца 2010 года возрос в 1,4 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 54,4 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-марте 2009 года – 2,7%).

    В январе-марте 2010 года консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 801,8 млрд. рублей, или 2,5% к ВВП (в январе-марте 2009 года профицит составлял 205,5 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП).

    В расходах консолидированного бюджета  в январе-марте текущего года 49,6% приходится на республиканский бюджет и 50,4% на расходы местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 64,1%.

    Доходы республиканского бюджета составили 6 644,5 млрд. руб., или 100,7% (в реальном выражении) к уровню января-марта 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 7 122,4 млрд. руб., что на 19,2% больше, чем в январе-марте 2009 года.

    Треть (33,5%) всех поступлений в республиканский  бюджет обеспечена за счет налога на добавленную  стоимость. По сравнению с январем-мартом 2009 года его объем увеличился на 6,1% в реальном выражении. На 11,8% возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 26,1%. Налог на прибыль в январе-марте 2010 года увеличился на 16,4%, составив 9,3% всех доходов республиканского бюджета.

    В январе-марте текущего года финансирование из республиканского бюджета почти  по всем разделам функциональной классификации  осуществлялось выше уровня января-марта 2009 года. Наиболее значительно увеличились  расходы на «Национальную экономику», «Общегосударственную деятельность», «Здравоохранение» и «Социальную политику».

    В январе-марте 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 477,9 млрд. рублей, или 1,5% ВВП.

    В текущем году бюджетно-финансовая и  налоговая политика ориентирована  на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом. 

2.4. Эффективность налоговой системы РБ 

    Понятие налоговой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия  «налоги». Если последние рассматриваются  как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом в ходе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

    Принципы  организации налоговой системы  экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономическое развитие общества и благосостояние его граждан.

    Принято выделять две группы принципов налогообложения:

  • всеобщие, или классические, принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений и так или иначе используются в налоговых системах всех стран;
  • функциональные, или современные, на основании которых задаются условия действия налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачам государственной экономической политики.

    Всеобщие (классические) принципы: справедливость (равномерность и всеобщность), определенность, удобство, дешевизна (экономия).

    С развитием экономической системы  классические принципы налогообложения  совершенствовались, корректировались и дополнялись. В результате к  настоящему времени оформились современные  функциональные принципы налогообложения, отражающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налоговой политики. Это:

  • всеобщность налогообложения;
  • исключение двойного налогообложения;
  • стабильность налоговой системы в течение достаточно длительного периода;
  • простота и ясность системы и процедуры уплаты налогов;
  • установление размера налога с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня его доходов;
  • оптимальность налоговых изъятий, обеспечивающая достаточное финансирование государственных расходов, с одной стороны, и относительно небольшое и равномерно распределенное налоговое бремя для налогоплательщиков – с другой;
  • минимизация затрат на взимание налогов;
  • корректировка распределения доходов для обеспечения социальной стабильности в обществе;
  • соответствие налогообложения структурной политике государства;
  • воздействие на стабилизацию экономического цикла, уровень занятости, инфляцию и др.

    Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой  политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам .

    Главными  критериями оценки цивилизованности и  эффективности налоговой системы  признаны:

    Равенство и справедливость налогов по отношению  ко всем налогоплательщикам.

    Определенность  и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору. Нарушение этого принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов.

    Удобство  для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.

    Стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью  реакции на изменение экономической  ситуации.

    Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства.

    Таким образом, совокупность взимаемых в  государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему или систему налогообложения. 

        1.   Параметры налогового рейтинга РБ

     

      Результатом четвертого ежегодного исследования "Уплата налогов 2010. Международный обзор", подготовленного Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers, стал вывод о том, что в Беларуси крайне сложная налоговая система. Как и в прошлом году, она заняла последнее 183 место по налогообложению. Налоговые системы стран сравниваются по трем показателям: количеству налоговых платежей; количеству времени, затраченного на налоговое администрирование; налоговым затратам бизнеса, которые измеряются эффективной ставкой всех налогов. Эти три параметра формируют совокупный показатель. Судя по всему, основные претензии, как и год назад, у международных экспертов к фискальной системе Беларуси были следующими: огромное количество налоговых платежей, большие времязатраты на уплату налогов, высокая налоговая нагрузка.

Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь