Налоговая политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа

Описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3

1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….6

1.1. Сущность налогов………………………………………………………...... 6

1.2. Принципы налогообложения……………………………………………... 8

1.3. Функции налогов…………………………………………………………... 12

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………… 15

2.1. Оценка налоговой политики Республики Беларусь……………………... 15

2.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… 17

2.3. Анализ работы налоговых органов РБ…………………………………… 18

2.4. Эффективность налоговой системы РБ……………………………………23

2.5. Параметры налогового рейтинга РБ………………………………………25

3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

    Косвенные налоги (это налоги на потребление) уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов. К ним относят акцизы, НДС, таможенные пошлины, транспортный сбор, целевые сборы на оплату расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда. Наиболее выгодными для государства являются косвенные, поскольку они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Недостаток косвенных налогов – их уплачивают бедное население, в то время как прямые налоги учитывают платежеспособность налогоплательщиков, кроме того, косвенные налоги увеличивают цену товара.

    В зависимости от полномочий органов  власти различных уровней в вопросах введения налогов выделяют республиканские  и местные налоги. Республиканские  устанавливаются верховным органом власти и действуют на всей территории государства. Местные устанавливаются высшим органом государственной власти, но вводятся только после принятия их местным Советом депутатов.

    По  принципу зачисления в соответствующие  бюджеты налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называются налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Регулирующие налоги каждый год перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита.

    Налоговая система сложна и ее чрезмерность является предметом обсуждения. Разрабатываются и предлагаются  различные способы ее упрощения. Стоит отметить, что на протяжение многих веков государства пытались свести налог к единому платежу, однако, это не было успешным.  Поэтому задача заключается в том, чтобы совершенствовать налоговую систему в направлении усиления стимулирующей функции налогов.

    Кроме налогов в государственный бюджет поступают и различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. По своей экономической сущности они совпадают с налогами, однако отличаются по назначению и характеру использования. Общее у них то, что они являются источниками формирования бюджета Республики Беларусь; носят обязательный, безвозмездный характер. Налоги отличаются от сборов рядом признаков:

  • Взимаются в бюджет для обеспечения  государственных расходов, не имеют целевого назначения;
  • Размер их обусловлен только законодательством и не связан с расходами из бюджет;
  • Размер налогов определяется уровнем налогоспособности  налогоплательщика.

    В отличие от налогов сборы и пошлины имеют целевое назначение. Сборами называются платежи за обладание специальным правом (право использования определенной символики, за право торговли).

                                               

1.3.Функции  налогов 

    Налоги в структуре общественных отношений выполняют различные функции. Первая из них -  фискальная  функция   (по  одноименному  названию  казны государства, «fiscus» - государственная казна), которая выступает первоначальной, так как является причиной возникновения и существования налогов. Сущность этой функции состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами. Фискальная  функция  долгое  время  была самодостаточной  для  выражения  сущности  и  предназначения  налога.  Реальный  процесс налогообложения  осуществляется  государством  и  зависит  от  его  форм.     Несмотря  на  то, что на  заре  раннего капитализма господствовала  теория  невмешательства  государства  в  экономику, с его развитием фискальная  (индивидуалистическая)  теория  налогообложения  постепенно  стала  рассматривать  потребности  финансового  хозяйства  с  позиций  социально-экономических  потребностей. И, наконец,  в наше время посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.

      Функции налога - это проявление  его  сущности  в  действии,  способ  выражения  его  свойств.  Функция   показывает,  каким образом реализуется общественное  назначение  данной  экономической  категории  как  инструмента  стоимостного  распределения  и перераспределения доходов.  Отсюда  возникает главная распределительная функция налогов,  выражающая  их  сущность как особого   централизованного (фискального) инструмента  распределительных  отношений. 

    Тесно связана с распределительной  функцией регулирующая. Она состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя несоответствии между объемом производства и платежным спросом. Она находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации капитала и производства, увеличивать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги  оказывают влияние на структуру и уровень совокупного спроса, на соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

      Еще одна   функция налогов как экономической категории состоит в том,   что появляется  возможность количественного отражения налоговых поступлений  и  их  сопоставления  с  потребностями  государства  в  финансовых  ресурсах.  Благодаря контрольной  функции  оценивается  эффективность   налогового  механизма,  обеспечивается  контроль  за  движением  финансовых  ресурсов,  выясняется,  необходимы ли   внесения  изменений в налоговую систему и бюджетную  политику .  Однако, контрольная  функция  налогово-финансовых  отношений  проявляется  лишь  в  условиях  действия  распределительной  функции. 

      Еще одной немаловажной функцией  налога является стимулирующая.  Она ориентирует налоговый механизм на стимулирование налогоплательщика на конкретные определенные действия. Иногда для достижения своей цели государство может допустить временную утрату некоторой части налоговых средств путем отсрочки каких – либо платежей, предоставлений льгот. Задачей стимулирующей функции налогов проявляется в том, чтобы при оптимальном уровне изъятий, создавать стимулы для дальнейшего развития производства, которой обеспечивает развитие общество.

    Некоторые экономисты упоминают о такой  функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов, и демографическая, налоги здесь используются как средство демографической политики. Но я считаю, что эти функции являются составной частью регулирующей.

    Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Фискальная функция создает основу для удовлетворения  общественных потребностей. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально – экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных интересов.  
 
 

  1. Налоговая политика в РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
    1. Оценка  налоговой политики РБ
 

      Анализ развития налоговой политики  в республике с 1992 по 2010 год показывает, что она практически направлена на решение задачи о движении денежных  средств для финансирования государственных расходов.  Тактика налогового регулирования должна опираться на общепринятые принципы налогообложения и равенство налоговых изъятий. В этих целях необходимо освободить фонд заработной платы от многократного налогообложения, исключить из себестоимости продукции все связанные с производством налоговые элементы, снизить ставки НДС в отраслях с малым удельным весом материальных затрат в выручке от реализации, в результате снизить цены на белорусские товары и услуги. Обеспечить им конкурентоспособность на мировом рынке, создать условия для направлений вложения капитала в трудоемкие и наукоемкие отрасли.[1,с.30] Желание добавить в налоговую систему все известные в мировой экономике налоги и добавить сборы собственного изобретения не принесло РБ никаких успехов, так как это слишком тяжелые усложнения.

    Одной из главных задач налоговой политики является создание условий для научно – технического прогресса (однажды была принята попытка стимулирования путем ускоренной амортизации, что равнозначно получению налоговых льгот от государства и является стимулом увеличения капитальных вложений). В РБ это особенно актуально. В налоговой системе республики заложены определенные стимулы для инвестиций в виде налоговых льгот на развитие производства и внедрение новых технологий. Таким образом, создается климат для инвесторов.

    Налоговая политика должна быть направлена на наиболее полное решение социальных проблем. Государству стоит позаботиться о выравнивании налогового бремени, которое лежит на различных слоях общества, ведь устранение социальной напряженности явится необходимой предпосылкой обеспечения долгосрочного экономического роста. Стоит отметить, что налоговая политика приобрела черты комплектности и целенаправленности.

    В качестве главной оценочной характеристики налоговой политики выступает фискальное действие налогов как проявление их основополагающей функции – фискальной. Любое другое действие (функция) налогов  проявляется через эту функцию, поэтому ее параметры лежат в основе оценки всей налоговой системы. Состояние налоговой системы измеряется такими показателями, как виды налогов, их ставки, суммы и структуры поступлений, задолженность, количеством плательщиков и другими реальными величинами. Оценка налоговой политики через изменение многих разнокачественных параметров состояния налоговой системы не может быть сведена к единому суммарному показателю. При использовании налогов для решения частных задач регулирования отдельных процессов (инвестиции, доходы населения, экспорт-импорт и другие) на базе отдельных фискальных показателей могут применяться специальные показатели, например, «налоговые льготы». Но принципиально важно, чтобы регулирующие элементы налоговой политики не входили в противоречие с сущностными фискальными характеристиками налогов. [3, с.6]

    Таким образом, совершенствование налоговой политики в РБ предполагает проведение детального анализа и оценки действующего налогового механизма, приведение его к уровню мировых стандартов, снижение общей налоговой нагрузки и расширение налоговой базы.

    Налоговая политика Беларуси, к сожалению, еще  мало привлекательна для иностранных  инвесторов, в том числе и из-за нестабильности налогового законодательства. В то же время нельзя отрицать наличие  динамичного процесса формирования свободных экономических зон в последние годы на территории республики, что является одним из направлений налоговой политики по привлечению инвестиций. Именно здесь через систему предоставляемых льгот находит свое проявление в соотношении с фискальной стимулирующая функция политики.

    Налоговая политика нашего государства складывается под воздействием развития интеграционных связей. В рамках взаимоотношений  республики с Россией межправительственным соглашением с Российской Федерацией о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики, подписанным 30.08.2000 года в г. Москве, была начата работа по унификации налогового законодательства наших государств, что будет закреплено в Налоговом кодексе РБ. А также проводится работа и по разработке проекта Налогового кодекса Союзного государства, который должен быть принят в 2003 году. В этой   сфере обязательно необходимо учитывать международный опыт государств, входящих в экономические государства (например, ЕС).

    Хочется надеяться, что совершенствование  налогового законодательства с учетом современных научных теорий налогообложения  экономически развитых стран, позволит Беларуси в полной мере использовать все налоговые рычаги государственной  политики, создавая предпосылки для экономического роста – надежного фундамента стабильных поступлений в бюджет.        

2.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее            построения 

    За  многолетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти - Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения. 
          В Беларуси систему налогообложения, ориентированную на рынок, ввели в 1992 г. Эта система включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, а также 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

    Определимся с тем, что представляет собой  понятие налоговая система. Она является совокупностью обязательных налоговых платежей, принципов и форм, методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение н6алогового законодательства. [1,с.36]

    Или по - другому, под налоговой  системой понимается  совокупность  налогов, пошлин  и  сборов, взимаемых на  территории  государства в соответствии  с Налоговым кодексом , а также совокупность  норм  и правил , определяющих  правомочия  и систему ответственности сторон , участвующих в налоговых правоотношениях .

Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь