Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………….6
1.1. Сущность налогов………………………………………………………...... 6
1.2. Принципы налогообложения……………………………………………... 8
1.3. Функции налогов…………………………………………………………... 12
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………… 15
2.1. Оценка налоговой политики Республики Беларусь……………………... 15
2.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения… 17
2.3. Анализ работы налоговых органов РБ…………………………………… 18
2.4. Эффективность налоговой системы РБ……………………………………23
2.5. Параметры налогового рейтинга РБ………………………………………25
3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....34
Косвенные налоги (это налоги на потребление) уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов. К ним относят акцизы, НДС, таможенные пошлины, транспортный сбор, целевые сборы на оплату расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда. Наиболее выгодными для государства являются косвенные, поскольку они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Недостаток косвенных налогов – их уплачивают бедное население, в то время как прямые налоги учитывают платежеспособность налогоплательщиков, кроме того, косвенные налоги увеличивают цену товара.
В зависимости от полномочий органов власти различных уровней в вопросах введения налогов выделяют республиканские и местные налоги. Республиканские устанавливаются верховным органом власти и действуют на всей территории государства. Местные устанавливаются высшим органом государственной власти, но вводятся только после принятия их местным Советом депутатов.
По принципу зачисления в соответствующие бюджеты налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называются налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Регулирующие налоги каждый год перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита.
Налоговая система сложна и ее чрезмерность является предметом обсуждения. Разрабатываются и предлагаются различные способы ее упрощения. Стоит отметить, что на протяжение многих веков государства пытались свести налог к единому платежу, однако, это не было успешным. Поэтому задача заключается в том, чтобы совершенствовать налоговую систему в направлении усиления стимулирующей функции налогов.
Кроме
налогов в государственный
В отличие от налогов сборы и пошлины имеют целевое назначение. Сборами называются платежи за обладание специальным правом (право использования определенной символики, за право торговли).
1.3.Функции
налогов
Налоги в структуре общественных отношений выполняют различные функции. Первая из них - фискальная функция (по одноименному названию казны государства, «fiscus» - государственная казна), которая выступает первоначальной, так как является причиной возникновения и существования налогов. Сущность этой функции состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами. Фискальная функция долгое время была самодостаточной для выражения сущности и предназначения налога. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от его форм. Несмотря на то, что на заре раннего капитализма господствовала теория невмешательства государства в экономику, с его развитием фискальная (индивидуалистическая) теория налогообложения постепенно стала рассматривать потребности финансового хозяйства с позиций социально-экономических потребностей. И, наконец, в наше время посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.
Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
Тесно связана с распределительной функцией регулирующая. Она состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя несоответствии между объемом производства и платежным спросом. Она находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации капитала и производства, увеличивать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги оказывают влияние на структуру и уровень совокупного спроса, на соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.
Еще одна функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выясняется, необходимы ли внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику . Однако, контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Еще одной немаловажной
Некоторые
экономисты упоминают о такой
функции налогов, как социальная,
которая реализуется
Функции
налогов неразрывно связаны друг
с другом. Фискальная функция создает
основу для удовлетворения общественных
потребностей. Посредством регулирующей
и социальной функций создаются противовесы
излишнему фискальному бремени, то есть
формируются социально – экономические
механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных,
личных и государственных интересов.
Анализ развития налоговой
Одной
из главных задач налоговой
Налоговая политика должна быть направлена на наиболее полное решение социальных проблем. Государству стоит позаботиться о выравнивании налогового бремени, которое лежит на различных слоях общества, ведь устранение социальной напряженности явится необходимой предпосылкой обеспечения долгосрочного экономического роста. Стоит отметить, что налоговая политика приобрела черты комплектности и целенаправленности.
В
качестве главной оценочной
Таким образом, совершенствование налоговой политики в РБ предполагает проведение детального анализа и оценки действующего налогового механизма, приведение его к уровню мировых стандартов, снижение общей налоговой нагрузки и расширение налоговой базы.
Налоговая политика Беларуси, к сожалению, еще мало привлекательна для иностранных инвесторов, в том числе и из-за нестабильности налогового законодательства. В то же время нельзя отрицать наличие динамичного процесса формирования свободных экономических зон в последние годы на территории республики, что является одним из направлений налоговой политики по привлечению инвестиций. Именно здесь через систему предоставляемых льгот находит свое проявление в соотношении с фискальной стимулирующая функция политики.
Налоговая политика нашего государства складывается под воздействием развития интеграционных связей. В рамках взаимоотношений республики с Россией межправительственным соглашением с Российской Федерацией о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики, подписанным 30.08.2000 года в г. Москве, была начата работа по унификации налогового законодательства наших государств, что будет закреплено в Налоговом кодексе РБ. А также проводится работа и по разработке проекта Налогового кодекса Союзного государства, который должен быть принят в 2003 году. В этой сфере обязательно необходимо учитывать международный опыт государств, входящих в экономические государства (например, ЕС).
Хочется
надеяться, что совершенствование
налогового законодательства с учетом
современных научных теорий налогообложения
экономически развитых стран, позволит
Беларуси в полной мере использовать
все налоговые рычаги государственной
политики, создавая предпосылки для экономического
роста – надежного фундамента стабильных
поступлений в бюджет.
2.2. Налоговая
система Республики Беларусь и принципы
ее построения
За
многолетний период налоговые органы
Беларуси прошли путь от структурного
подразделения в составе Министерства
финансов республики до самостоятельного
органа государственной власти - Государственного
налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного
в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам
и сборам (МНС). Основными задачами МНС
РБ являются: реализация государственной
политики, регулирование и контроль в
сфере налогообложения.
В Беларуси
систему налогообложения, ориентированную
на рынок, ввели в 1992 г. Эта система включала
15 основных налогов и сборов, распределяемых
между республиканским и местными бюджетами,
а также 8 видов отчислений в различные
внебюджетные фонды.
Определимся с тем, что представляет собой понятие налоговая система. Она является совокупностью обязательных налоговых платежей, принципов и форм, методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение н6алогового законодательства. [1,с.36]
Или по - другому, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом , а также совокупность норм и правил , определяющих правомочия и систему ответственности сторон , участвующих в налоговых правоотношениях .
Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь