Налоговая система и принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение 3
1 Налоги и налоговая система РФ 5
1.1 Сущность и функции налогов 5
1.2 Основные принципы построения налоговой системы РФ 7
1.3 Структура действующей налоговой системы РФ 9
2 Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней 10
2.1 Формирование доходов на федеральном уровне 10
2.2 Формирование доходов на региональном уровне 13
2.3 Формирование доходов местных бюджетов 14
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 16
3.1Основные направления совершенствования налоговой системы РФ в 2010 - 2011г 16
3.2 Основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 2010 года 16
Заключение 22
Список используемых источников 24
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система и принципы ее построения.docx

— 59.71 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                    3

1  Налоги и налоговая система РФ                5

1.1 Сущность и функции налогов                5

1.2 Основные принципы построения налоговой системы РФ          7

1.3 Структура действующей налоговой системы РФ                          9 

2 Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней           10

2.1 Формирование доходов на федеральном уровне                         10

2.2 Формирование доходов на региональном уровне                    13

2.3 Формирование доходов местных бюджетов                     14

3 Перспективы развития налоговой системы  РФ                    16

3.1Основные направления совершенствования налоговой системы РФ в 2010 - 2011г                         16

3.2 Основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 2010 года                    16

Заключение                           22

Список используемых источников                                    24

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение    

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.    

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми  главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также  десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и  письмами Министерства финансов РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.    

Ни в одной сфере  научных знаний невозможно назвать  другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную  совокупность отношений, какой является система налогообложения. Эта область  всегда является областью острых разногласий  между представителями власти - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В связи с этим налоги всегда считались наихудшими из зол, которое может выпасть на долю человека. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых, недемократических государствах, правительства  которых осуществляют траты, несоразмерные  ВВП, значительная часть которых  лишена общественно значимого характера.       

Объектом исследования служит система налогообложения РФ. Предмет исследования - перспективы современного развития налоговой системы РФ.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  условиях постоянного развития и  совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы  и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.                 

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.

      Для достижения данной цели был поставлен ряд задач.

  1. изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;
  2. описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения;
  3. постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования;
  4. рассмотреть основные изменения налогового законодательства, принятые с 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Налоги и налоговая система Российской Федерации 

 

1.1 сущность и функции налогов и сборов    

Налоговая система появилась  с возникновением государства. Само существование государства связано  с налогообложением, поскольку государство  без налогов функционировать  не может. Сущность налогообложения  можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения  и интересов ее участников.    

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.    

1. В соответствии с 1 указанной статьи НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.    

2. обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).     

3. Налог считается  установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента - законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога; [1]

 

    В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.    

Налоги - обязательные сборы  и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц  в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном  порядке. Выплаты принудительны  и безвозмездны.    

Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в  постоянном движении экономику: они  помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.[2]    

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.    

Рассмотрим основные функции налогов:     

1) фискальная функция,  которая является основной из  существующих. Благодаря этой функции формируются доходы бюджетов и внебюджетных фондов, образуются средства финансирования деятельности органов государственной власти;    

2) социальная (распределительная)  функция. Суть данной функции  налогов состоит в различном  налогообложении разных сумм  доходов. При помощи этой функции  происходит перераспределение доходов  среди населения;    

3) регулирующая функция.  Благодаря налогам происходит  регулирование общественных отношений.  При помощи установления налогов  и их ставок государством осуществляются  поддержка одних отраслей экономики  и снижение развития других    

4) контрольная функция.  Данная функция налогов позволяет  органам государственной власти  проследить за своевременностью  и полнотой выплаты налогов  субъектами налогообложения. При  помощи этой функции определяется  необходимость реформирования налоговой  системы и бюджетной политики  государства.[3]    

Наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства.     

Таким образом, фискальная функция  создает объективные условия  для вмешательства государства  в экономику, которое реализуется  посредствам регулирующей функции  налогообложения.    

Регулирующая функция  налогов заключается в следующем:     

1. Установление и изменение  системы налогообложения,    

2. Определение налоговых  ставок, их дифференциация,    

3. Предоставление налоговых  льгот.

Регулирующая функция  налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально  освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать  жесткую количественную зависимость  между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.  

1.2 Основные принципы  построения налоговой системы РФ    

Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т.е. принципах. В силу специфики  сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам  можно отнести:    

1) принцип справедливости  налогообложения;    

2) принцип соразмерности  взимаемых государством платежей  и доходов налогоплательщиков (плательщиков  сборов);    

3) принцип определенности  и удобности налогообложения,  который включает в себя учет  государством интересов налогоплательщиков;     

4) принцип экономичности,  т.е. сокращения издержек налогообложения.  

Юридические принципы налогообложения - это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ. [1]    

Из положений названной  статьи можно выделить следующие  основные принципы налогообложения:    

1) обязательность. Каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы.  Законодательство о налогах и  сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения;     

2) законность. Ни на кого  не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы,  а также иные взносы и платежи,  обладающие установленными НК  РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ;    

3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;    

4) обоснованность. Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными. Недопустимы налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав;    

5) экономическая целостность.  Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  Российской Федерации и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых  средств либо иначе ограничивающие  или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;    

6) определенность и доступность.  При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить;    

7) принцип "презумпции  невиновности налогоплательщика".     

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических  и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения - это основные положения налоговой  системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:

1) единство и стабильность  налоговой системы;

2) подвижность и множественность  налогов.

1.3 Структура действующей  налоговой системы РФ     

Сущность налоговой системы  РФ сформулирована в ст.6 Налогового Кодекса РФ: «Налоговая система РФ представляет собой совокупность предусмотренных  настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения  и отмен, уплаты и применения мер  по обеспечению их уплаты, осуществления  налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства».      

Все налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

  • Федеральные (на уровне страны);
  • Региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
  • Местные (на уровне органа местного самоуправления) [5]

 

     Таким образом, в России действует  трехуровневая налоговая система. Такая система присуща большинству  государств, имеющих федеративное устройство.     

Информация о работе Налоговая система и принципы ее построения