Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:50, курсовая работа
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение 3
1 Налоги и налоговая система РФ 5
1.1 Сущность и функции налогов 5
1.2 Основные принципы построения налоговой системы РФ 7
1.3 Структура действующей налоговой системы РФ 9
2 Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней 10
2.1 Формирование доходов на федеральном уровне 10
2.2 Формирование доходов на региональном уровне 13
2.3 Формирование доходов местных бюджетов 14
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 16
3.1Основные направления совершенствования налоговой системы РФ в 2010 - 2011г 16
3.2 Основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 2010 года 16
Заключение 22
Список используемых источников 24
Приложение
Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Это разделение целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
2 Роль налогов
в формировании доходов
2.1 Формирование доходов на федеральном уровне
Федеральные налоги представляют
собой обязательные платежи физических
и юридических лиц, которые устанавливаются
высшим органом законодательной
власти федеративного государства.
Поступления от федеральных налогов
зачисляются в федеральный
В Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги (ст.13 НК РФ):
а) налог на добавленную стоимость (НДС);
б) акцизы;
в) налог на прибыль (доход) организаций;
г) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
д) государственная пошлина;
е) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
ж) водный налог;
з) сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Мы можем провести анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального бюджета РФ:
Таблица 2.1
Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-апрель 2009-2010гг: | |||
млрд. рублей | |||
январь-апрель |
январь-апрель |
в процентaх к 2009 году | |
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации |
2 029,1 |
2 577,9 |
127,0 |
в том числе: |
|||
в федеральный бюджет |
801,9 |
1 078,9 |
134,5 |
в консолидированные бюджеты |
1 227,2 |
1 499,0 |
122,1 |
из них: |
|||
Налог на прибыль организаций |
502,1 |
664,6 |
132,4 |
в федеральный бюджет |
111,0 |
81,4 |
73,3 |
в консолидированные бюджеты |
391,1 |
583,3 |
149,1 |
Налог на доходы физических лиц |
|||
в консолидированные бюджеты |
475,4 |
506,7 |
106,6 |
Налог на добавленную стоимость |
|||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
412,4 |
496,5 |
120,4 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь |
8,6 |
11,9 |
138,0 |
Акцизы |
99,4 |
134,4 |
135,3 |
в федеральный бюджет |
22,2 |
34,2 |
154,3 |
в консолидированные бюджеты |
77,2 |
100,2 |
129,8 |
в том числе: |
|||
на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию |
1,3 |
1,7 |
134,4 |
в федеральный бюджет |
0,7 |
0,9 |
139,5 |
в консолидированные бюджеты |
0,6 |
0,8 |
129,3 |
на табачную продукцию |
21,7 |
32,1 |
147,8 |
в федеральный бюджет |
21,7 |
32,1 |
147,8 |
акцизы на нефтепродукты |
47,0 |
57,0 |
121,3 |
в консолидированные бюджеты |
47,0 |
57,0 |
121,3 |
акцизы на пиво |
8,0 |
17,7 |
222,2 |
в консолидированные бюджеты |
8,0 |
17,7 |
222,2 |
акцизы на алкогольную продукцию |
20,2 |
22,9 |
113,4 |
в консолидированные бюджеты |
20,2 |
22,9 |
113,4 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
261,6 |
459,6 |
175,7 |
в федеральный бюджет |
243,7 |
450,5 |
184,9 |
в консолидированные бюджеты |
18,0 |
9,0 |
50,3 |
в том числе: |
|||
налог на добычу полезных ископаемых |
253,3 |
446,2 |
176,1 |
в федеральный бюджет |
235,9 |
437,9 |
185,6 |
в консолидированные бюджеты |
17,4 |
8,3 |
47,5 |
из него нефть: |
213,0 |
398,6 |
187,2 |
в федеральный бюджет |
202,3 |
398,6 |
197,0 |
в консолидированные бюджеты |
10,6 |
0,0 |
0,0 |
газа горючего природного из всех
видов месторождений |
28,1 |
32,3 |
114,9 |
в федеральный бюджет |
28,1 |
32,3 |
114,9 |
газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья |
2,1 |
2,7 |
127,1 |
в федеральный бюджет |
2,0 |
2,7 |
133,8 |
в консолидированные бюджеты |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Прежде всего, обращает на себя внимание доля налоговых доходов, которая в 2010 г. составляла 127% по сравнению с 2009 г. По значимости в доходах федерального бюджета в 2010г. можно выделить: НДС - 46%; налог на добычу полезных ископаемых - 41%; налог на прибыль - 8%. Наибольший прирост по сравнению с 2009 г. дали акцизы (+5,53%).
Всего в январе-апреле 2010 года в федеральный бюджет (без учета поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет) поступило 1 078,9 млрд. рублей, что на 34% больше, чем в январе-апреле 2009 года.
Основная масса
Поступления налога на прибыль организаций в январе-апреле 2010 года составили 81,4 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-апреле 2009 года.
Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2%. При этом, в соответствии с законодательством, ежемесячные авансовые платежи (за исключением платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-апреле 2010 года поступило 496,5 млрд. рублей, что на 20% больше, чем в январе-апреле 2009 года.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, в январе-апреле 2010 года поступило 11,9 млрд. рублей, что на 38% больше, чем в январе-апреле 2009 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-апреле 2010 года составили 34,2 млрд. рублей и выросли относительно января-апреля 2009 года в 1,5 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-апреле 2010 года поступило 437,9 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 398,6 млрд. рублей, газа горючего природного - 32,3 млрд. рублей, газового конденсата - 2,7 млрд. рублей.
По сравнению с январем-апрелем 2009 года поступления НДПИ выросли в 1,9 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 42,1$ в декабре 2008 года - марте 2009 года до 74,6$ в декабре 2009 года - марте 2010 года, или в 1,8 раза).
2.2 Формирование доходов на региональном уровне
Региональные налоги - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
В соответствии со ст.14 НК РФ, существуют следующие региональные налоги:
а) налог на имущество организаций;
б) налог на игорный бизнес;
в) транспортный налог.[7]
Соотношение налоговых поступлений
между федеральным бюджетом и
бюджетами субъектов РФ в последние
годы имело разную динамику. В настоящее
время наблюдается некоторое
преобладание доли федерального бюджета,
связанное с реализацией
Естественным стремлением каждого региона является повышение финансовой независимости и устойчивости. Это - основной аспект формирования налоговой политики на региональном уровне. Главное средство для этого - увеличение налоговых поступлений.
Налоговые поступления могут
быть увеличены несколькими
Наиболее актуальным представляется последний из методов.
Подводя итоги, можно сказать,
что практически каждый регион нашей
страны нуждается в дополнительных
финансовых ресурсах. Таким источником
могут стать возросшие в
2.3 Формирование доходов местных бюджетов
Местные налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры. Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные, поселковые налоги. Общий порядок установления местных налогов предусмотрен ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления:
а) земельный налог;
б) налог на имущество физических лиц.
Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и различные внебюджетные фонды.
Также можно выделить следующие
каналы и виды поступлений. Это доходы
физических и юридических лиц
от предпринимательской
Информация о работе Налоговая система и принципы ее построения