Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание

Объектом изучения данной работы выступает налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование.
Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Республике Беларусь.
Целью данной работы является рассмотрение сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования на предприятии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 4
1. Основные понятия и характеристики налогообложения и налоговой политики страны…………………………………………………………… 6
2. Характеристика налоговой системы в РБ на современном этапе…… 10
2.1 Налоговая система и принципы ее построения……………………... 10
2.2 Особенности формирования налоговой системы РБ на современном этапе и анализ налоговой нагрузки………………...................................... 12
3. Основные направления совершенствования системы налогообложения предприятий ……………18
Заключение…………………………………………………………..…....... 23
Список использованных источников…………………………………….. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация налогов…………………………. 26

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование

 

 

 

Студентка

ВШТ, 2 курс, ДТТ-2                                                              К.В. Мятникова

 

 

Руководитель                                                                         О.А. Сукач

 

 

 

 

МИНСК 2009

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 25 с., 2 рис., 30 источников, 1 прил.

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ

 

Объект исследования – компоненты налоговой система РБ.

Предмет исследования – налог, а так же система налогов и сборов в РБ.

Цель работы: рассмотрение сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы РБ на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования на предприятии.

Методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, логический и исторический анализ, позитивный и нормативный анализ.

Исследования и разработки: рассмотрено понятие «налог» с точки зрения различных сфер знаний, дана  краткая экономическая характеристика налоговой системы в целом, рассмотрены ближайшие этапы развития налоговой системы РБ, проанализировано состояние налоговой системы РБ в современных условиях, обоснованы основные направления совершенствования существующей налоговой системы РБ, как в части косвенных, так и прямых налогов.

 Область возможного практического применения: деятельность государственных  органов власти в области планирования дальнейшего развития модели налоговой системы РБ.

Экономическая / социальная значимость: реализация практических предложений позволит усовершенствовать модель налоговой политики страны и повысить ее эффективность.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

(подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………  4

1. Основные понятия и характеристики налогообложения и налоговой политики страны……………………………………………………………  6

2. Характеристика налоговой системы в РБ на современном этапе…… 10

2.1 Налоговая  система и принципы ее построения……………………... 10

2.2 Особенности формирования налоговой  системы РБ на современном этапе и анализ налоговой нагрузки………………...................................... 12

3. Основные направления совершенствования системы налогообложения предприятий …………………………..………………………............. 18

Заключение…………………………………………………………..…....... 23

Список  использованных источников…………………………………….. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ  А.     Классификация налогов…………………………. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С древних  времен возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Налоговая система, в свою очередь, возникла и развивалась вместе с государством, в ногу шагая с ним по исторической тропе.

Налог — это историческое явление, без которого не существовало бы ни одно общество, а развитие налогообложения — это объективно необходимый процесс в любом государстве, обеспечивающий через различные инструменты его продвижения вперед

Выбранная мною тема направлена на рассмотрение таких понятий, как налог и  налогообложение, налоговая система  и налоговая политика государства, а также их взаимосвязь и значение. Данная тема направлена на раскрытие проблемы создания оптимальной системы налогообложения и распределения налогового бремени, что в большой степени влияет на уровень жизни населения этой страны.

Следует также отметить необходимость во внедрении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством в нашей стране ― самостоятельной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода, рассмотрение данного аспекта также имеет место в предоставленной курсовой работе.

Объектом изучения данной работы выступает налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование.

Предметом изучения в  работе являются такие институты  финансового права, как налог, а  так же система налогов и сборов в Республике Беларусь.

Целью данной работы является рассмотрение сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования на предприятии.

Для достижения данной цели передо мной были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть понятие «налог» с точки зрения различных сфер знаний;

 

• дать краткую экономическая характеристика налоговой системы в целом;

•рассмотреть ближайшие этапы развития налоговой системы Республики Беларусь;

•проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях;

•обосновать основные направления совершенствования существующей налоговой системы Республики Беларусь, как в части косвенных, так и прямых налогов.

Курсовая работа состоит из трёх глав:

В первой главе рассмотрена экономическая сущность налогов, их функции, а также представлена классификация налогов.

Во второй главе сделан акцент на характеристику налоговой системы  Республики Беларусь на современном  этапе.

В третьей главе изучены основные направления совершенствования системы налогообложения предприятий.

При подготовке дипломной работы были использованы законодательные акты, постановления правительства Республики Беларусь, статистические издания, учебники и учебные пособия по налогообложению, научные статьи в ежемесячных периодических изданиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные понятия и характеристики налогообложения и налоговой политики страны

 

 

В сфере научных знаний о закономерностях  общественного развития трудно назвать  более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами — сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые с величиной созданного валового внутреннего продукта, который по большей части лишен социальной составляющей.

Термин «налог» следует рассматривать как сложное системное образование, вбирающее в себя элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии и др.

Высший философский смысл категории  «налог» — это потребность  каждого жертвовать часть своих «богатств» для обеспечения всеобщего благополучия. «Философская» налоговая политика — это своеобразный маяк, к которому должны устремиться все усилия налоговых реформаторов.

Вместе с тем после уплаты налогов, исполнив свой общественный долг, налогоплательщик обретает полную хозяйственную самостоятельность. Именно этот смысл хотел донести до нас А.Смит, утверждая, что налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.

Налог – это ещё и финансово-перераспределительная категория - важнейший элемент перераспределения ВВП между государством и налогоплательщиками. Налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, и в этом, пожалуй, их главный отличительных признак. Кроме того, участвуя в процессе перераспределения, налоги оказываю решающее влияние на другие фазы движения общественного продукта: производство, обмен, потребление.

Основными признаками налога как экономической  категории являются:

императивность, индивидуальная безвозмездность, законность, уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства, абстрактность, относительная регулярность.

Признак императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов  государству налогоплательщиком. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности платить налог в бюджет государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит перечислению в государственный бюджет [9, с. 9].

Индивидуальная безвозмездность  налогов означает, что налогоплательщики не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретные налоговые изъятия [9, с. 11].

Законность налогов означает, что  их установление, взимание осуществляется в порядке, определенном законом. Налоги взимаются только с законных операций, то есть налоги характеризуются легитимностью.

Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов за счет уплаты налогов образуется государственный бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда.

Относительная регулярность налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки [9, с. 12].

Налог Республики Беларусь имеет свою классификацию по определённым признакам (по способу изъятия, по методу обложения, по способу обложения, в зависимости от назначения и т.д.) [ ПРИЛОЖЕНИЕ А]

Появление и развитие налоговой политики, в том числе и в Республике Беларусь, обусловлено возникновением государства, изменением его хозяйственных потребностей и направлений деятельности, также налогообложение выступает как одна из предпосылок существования и развития государства, образования и функционирования национальных рыночных систем и мирового рынка. Налоги являются составной частью, признаком рыночной системы; налогообложение является неотъемлемым звеном экономических отношений в рамках различных экономических систем, где существует государство, позволяя ему осуществлять свою деятельность и выступая преобладающим источником государственных доходов, инструментом регулирования.

С момента своего появления налоговая политика склонна обладать свойством  определенности, т.е. налоговое законодательство должно быть стабильным, любые его корректировки ни в коем случае не должны приниматься задним числом, а о предстоящих изменениях необходимо широко информировать плательщиков. Это позволит им принимать деловые решения на перспективу и будет способствовать повышению привлекательности инвестиционного климата в республике.

Помимо этого налоговое законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключающим множество дифференцированных ставок и сложные расчеты. В Республике Беларусь в этом направление постоянно ведется работа. Была разработана и принята упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства и сельскохозяйственных предприятий. По отдельным видам экономической деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателями и прочими физическими лицами, установлен единый налог [2, с. 25].

Кроме того, необходимо устанавливать такой уровень налогообложения, чтобы он был, с одной стороны, достаточным для выполнения государственных функций, а с другой — не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.

Перечисленные принципы налогообложения  учитывались и при формировании новой налоговой системы Беларуси, адекватной рыночным преобразованиям.

Следует также отметить, что налоги как важнейшая экономическая категория развитого товарного производства неизменно связаны с более общей категорией — государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании.

Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном  процессе, выполняя фискальную, контрольную, распределительную и стимулирующую функции.

Фискальная функция реализуется  посредством изъятия части доходов  населения, предприятий для выполнения доходов бюджета, вторая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономическое расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства.

Выполняя свою фискальную функцию, налоги должны обеспечить аккумуляцию части ресурсов юридических и физических лиц в бюджет, формирование устойчивой его доходной части.

Следующая функция налогов как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "процесса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую и бюджетную политику.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование