Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание

Объектом изучения данной работы выступает налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование.
Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Республике Беларусь.
Целью данной работы является рассмотрение сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования на предприятии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 4
1. Основные понятия и характеристики налогообложения и налоговой политики страны…………………………………………………………… 6
2. Характеристика налоговой системы в РБ на современном этапе…… 10
2.1 Налоговая система и принципы ее построения……………………... 10
2.2 Особенности формирования налоговой системы РБ на современном этапе и анализ налоговой нагрузки………………...................................... 12
3. Основные направления совершенствования системы налогообложения предприятий ……………18
Заключение…………………………………………………………..…....... 23
Список использованных источников…………………………………….. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация налогов…………………………. 26

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Необходимо отличать понятия налоги и сборы (пошлины). Хотя сборы (пошлины), как и налоги, являются взносами, имеющими обязательный, безэквивалентный характер, они взимаются в индивидуальном порядке в связи с оказанием государственными органами услуг (действий) публично правового характера.

Не признаются налогами взносы (платежи), осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Законодательством установлено, что  объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; а также другие объекты, установленные законодательством.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз  за установленный период налогообложения (месяц, квартал; полугодие, год). Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Таким образом, можно отметить, что  налоги в экономической структуре  государства выступают как объективная  реальность и как материальная база для выполнения государством функций  по управлению обществом. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Государство в этих отношениях выступает главным действующим лицом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика налоговой системы в Республики Беларусь на современном этапе

 

 

    1. Налоговая система и принципы ее построения

 

 

Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Налоговые системы  современных государств - результат  их многовековой эволюции. С точки  зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам, национальная налоговая система в каждом государстве индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств.

Каждое государство  имеет свою систему налогов, или  перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусь перешла в 1998 году на международные стандарты в области бюджетной классификации.

В налоговых  отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Они могут действовать как самостоятельные органы государственного управления либо как структуры в составе Министерства финансов [1, с. 34].

В Республике Беларусь права и обязанности  налогоплательщиков изложены Налоговом кодексе Республики Беларусь (РЖ РБ), вступившем в силу 1 января 2004 года, статьи 21-22. А права, обязанности и ответственность налоговых органов Беларуси установлены в статьях 67, 82-84 НК РБ.

Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

В законе о  каждом налоге должен содержаться исчерпывающий  набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства относительно имущества плательщика.

Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают: субъект налога, предмет и объект налогообложения, база налогообложения, источники выплаты налоговых платежей, ставка налога, налоговые льготы, налоговый и отчетный периоды, санкции, порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию [1, с. 38].

Неотъемлемой частью налоговой  системы страны является налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу объекта налогообложения. Она устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах [8, с. 10].

Согласно ПК РБ (статья 41), «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)».

Следует так же отметить понятие  налоговой льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки  улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство [1, с. 49].

Согласно НК РБ (статья 41), «налоговыми  льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

С развитием национальных экономик меняются и системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем, национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Что касается налоговой системы Республики Беларусь, в ней имеются характерные для экономики страны внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений [7, с. 34].

В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; не допускается вводить налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств, или затруднять законную деятельность налогоплательщиков; не допускается устанавливать дополнительные налоги или повышенные либо дифференцированные ставки налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица.

Перечисленные принципы налогообложения были учтены при формировании налоговой системы Беларуси, адекватной рыночным преобразованиям. В течение последних лет серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип определенности: вносимые изменения утверждались законодательными актами задним числом [4, с. 44].

Таким образом, каждое государство  имеет свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество изменяется в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. Республика Беларусь не является исключением, в налоговой системе страны имеются характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве.

 

 

 

    1. Особенности формирования налоговой политики РБ и анализ налоговой нагрузки

 

 

В текущем разделе будет предоставлена информация об основных изменениях, внесённых в налоговое законодательство Республики Беларусь на 2009 год, что позволит проследить «цепочку изменений» в налоговой политике страны, в дальнейшем представить текущее её положение на мировой арене и оценить значимость внесённых поправок.

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) является основным законодательным актом в области правового регулирования налоговой системы Республики Беларусь.

Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 № 449-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы республики Беларусь по вопросам налогообложения» (далее - Закон) в НК внесены многочисленные изменения и дополнения.

• Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.

• В целях стимулирования экономического развития малых и средних городских поселений, а также сельских населенных пунктов были приняты Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265 «О Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы» и Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».

•Указ № 265 установил, что в 2007 - 2010 годах организации, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в малых и средних городских поселениях уплачивают налог на прибыль в размере 50 процентов ставки, установленной законодательством и освобождаются от уплаты налога с пользователей автомобильных дорог и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

• Из перечня республиканских налогов, сборов (пошлин), установленного ст. 8 НК, исключены регистрационные и лицензионные сборы. Законодательством регистрационные и лицензионные сборы заменены государственной пошлиной, объекты обложения которой перечислены в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной пошлине».

• Перечень особых режимов налогообложения, установленный в ст. 10 НК, дополнен налогом на доходы от проведения электронных интерактивных игр, который утвержден Декретом Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах организации и проведения электронных интерактивных игр».

• Ранее ст. 26 НК было установлено, что действиями (бездействиями) самой организации (так как если бы данная организация лично осуществляла данные действия или бездействия) признавались действия (бездействия) только ее законных представителей, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.

Изменения, внесенные  в данную статью, устанавливают, что  действиями (бездействиями) самой организации  признаются действия (бездействия) любых ее представителей (как законных, так и уполномоченных), совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.

• Существенные изменения коснулись норм, регулирующих представление в налоговый орган деклараций (расчетов).

Во-первых, изменениями, внесенными в  ст. 63 НК, установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения. Следовательно, при отсутствии объектов налогообложения представлять налоговую декларацию (расчет) больше не требуется.

Во-вторых, по новым правилам налоговые  декларации (расчеты) могут представляться в налоговый орган не только на бумажном носителе, но и в виде электронного документа по установленным форматам. Плательщик вправе представить в виде электронного документа также те документы, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

• Незначительные, на первый взгляд, изменения внесены в п. 1 ст. 71 НК, касающиеся документов, предъявляемых при проверке. Так, предусмотрено, что в ходе выездной налоговой проверки изучается полнота и правильность отражения в бухгалтерском (налоговом) учете операций, оказывающих влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган за период, подвергающийся проверке.

Ранее определенные в ходе проверки фактические суммы налогов, сборов (пошлин) следовало сравнивать с  данными, отраженными в налоговых  декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке.

• Изменился порядок представления информации при проведении налоговой проверки (ст. 75 НК). Так, установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством, лицо, которому адресован запрос о представлении информации и (или) документов, обязано представить должностному лицу налогового органа такую информацию и (или) документы незамедлительно либо сообщить об отсутствии затребованных информации и (или) документов. Однако в настоящее время подобные «случаи, предусмотренные законодательством» не установлены.

• Некоторые изменения и уточнения коснулись обязанностей налоговых органов и их должностных лиц, они установлены ст. 82 НК. В нее внесено уточнение, согласно которому налоговые органы и должностные лица обязаны давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование