Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание

Объектом изучения данной работы выступает налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование.
Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Республике Беларусь.
Целью данной работы является рассмотрение сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования на предприятии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 4
1. Основные понятия и характеристики налогообложения и налоговой политики страны…………………………………………………………… 6
2. Характеристика налоговой системы в РБ на современном этапе…… 10
2.1 Налоговая система и принципы ее построения……………………... 10
2.2 Особенности формирования налоговой системы РБ на современном этапе и анализ налоговой нагрузки………………...................................... 12
3. Основные направления совершенствования системы налогообложения предприятий ……………18
Заключение…………………………………………………………..…....... 23
Список использованных источников…………………………………….. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация налогов…………………………. 26

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

В Беларуси среди прямых налогов  лидирующее положение занимает налог на прибыль юридических лиц, за счет которого формируется 12 – 13 % доходов бюджета республики [6, с. 90].

В Республике Беларусь имеются также  специфические формы налогообложения прибыли отдельных видов деятельности: налог на доходы банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций и налог на доходы юридических лиц (кроме банков и страховых организаций), осуществляющих операции с ценными бумагами, которые облагаются по ставкам 30 и 40 % соответственно.

В отношении налога на прибыль и  доходы предприятий в первую очередь  предстоит изменить порядок определения  базы налогообложения, с тем, чтобы  максимально исключить из нее  все обоснованные расходы, необходимые для осуществления экономической деятельности организаций [3, с. 6].

В целях компенсации потерь бюджета  необходим кардинальный пересмотр налоговых льгот и отказ от большинства из них.

С одной стороны, это обеспечит  равное и справедливое налогообложение доходов отечественных производителей, а с другой – позволит расширить базу налогообложения.

Здесь целесообразно идти по пути снятия ограничений, не позволяющих  зачесть в полном объеме все обоснованные и необходимые для ведения  бизнеса расходы. Это относится прежде всего к затратам на рекламу, выплату процентов по кредитам, страхование, обучение персонала и ряд других. Данное изменение позволит предприятиям более рационально размещать и использовать имеющиеся ресурсы и в целом успешнее развивать отечественное производство.

Наряду с налогом на прибыль  подоходный налог с физических лиц  является одним из важнейших прямых налогов, на долю которого приходится более 8% доходов бюджета республики.[ 18, с.13]

Предстоит осуществить реформу  налогообложения доходов граждан. В мероприятиях по совершенствованию налоговой системы ему уделяется незаслуженно мало внимания. В то же время реформирование подоходного налога, предусматривающее увеличение доходов граждан, даст возможность, во-первых, снизить налоговую нагрузку, во-вторых, - вовлечь доходы населения в реальный сектор экономики. Немаловажным, на наш взгляд, представляется выбор приоритетов в предоставлении налоговых льгот и вычетов с целью стимулирования инвестиционной и профессиональной деятельности граждан. Хотя в налоговом законодательстве уже происходят некоторые положительные перемены в области стимулирования инвестиционной деятельности граждан. Так, к примеру, был расширен список доходов, не подлежащих налогообложению подоходным налогом, в частности, на доходы в виде процентов, получаемых по облигациям ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», что, по нашему мнению, только позитивно скажется на инвестиционном климате государства.

Спецификой рентных налогов  является обложение потенциального, а не фактически извлекаемого дохода, так как природопользователи обязаны обеспечивать рациональное использование природных объектов. Совершенствование платежей за природные ресурсы является актуальной для нашей республики проблемой, так как действующие платежи крайне неэффективны. Однако существуют объективные проблемы, связанные с расчетами рентных доходов, обусловленные отсутствием реального собственника и реальной стоимости этих ресурсов.

В качестве одного из направлений  совершенствования налоговых систем предлагается введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости с одновременной отменой существующих имущественных платежей (налога на имущество физических лиц, налога на имущество предприятий, платы за землю). Поимущественное налогообложение позволяет обеспечить достаточный и устойчивый уровень поступлений в бюджеты, поскольку именно недвижимое имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами. С другой стороны, создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость значительно труднее скрыть от налогообложения. При этом оптимальные ставки налога на недвижимость должны стимулировать ее эффективное использование, оптимизацию размеров недвижимости каждого собственника, рациональное использование земли и вместе с тем не создавать дискриминационный режим по отношению к фондоемким отраслям.

Существующая сегодня в республике система налогообложения недвижимого имущества имеет множество недостатков и малоэффективна. Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, а также объектов незавершенного строительства. Таким образом, под налогообложение в качестве недвижимости попадают все основные фонды предприятий – не только здания и сооружения, но и производственное оборудование, транспортные средства, компьютеры и оргтехника. В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год», местные Советы депутатов получили право увеличивать (уменьшать) ставки, предоставлять отдельным плательщикам льготы, устанавливать и изменять сроки уплаты налога на недвижимость. Так, например, Минский городской Совет утвердил повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость юридических лиц по месту их регистрации в зависимости от экономико-планировочных зон.

Попытка дифференцировать ставки налога на недвижимость в зависимости от ее местоположения является позитивным фактором. Однако применяемая практика зонирования городских территорий, по оценкам специалистов, не может быть использована для целей налогообложения, так как не отражает реальной рыночной стоимости имущества.

Сегодня база налогообложения недвижимости в республике не имеет ничего общего с рыночной стоимостью имущества, отличаясь от нее порой в 10 раз. В результате бюджет лишается значительных средств, кроме того, нарушается принцип нейтральности налогообложения: рассчитанные по существующим методикам стоимости равнозначных объектов в центре города и где-нибудь на периферии отличаются незначительно, хотя разница в прибыльности и реальной рыночной стоимости существенна [19, с. 91].

Таким образом, совершенствование  налогообложения недвижимости предполагает, в первую очередь, более объективную  оценку налогооблагаемой базы налога исходя из рыночной стоимости объектов, что будет стимулировать их наиболее рациональное использование. Кроме того, целесообразно исключить из налогообложения объекты, не подпадающие под определение недвижимости – производственное оборудование, компьютеры и оргтехнику, транспортные средства и пр. Также следует установить пониженную ставку налога на недвижимость для фондоемких отраслей для поддержки конкурентоспособности их продукции.

 

 

Исходя из вышесказанного, предлагаемые в данной главе направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь приведут к снижению налоговых доходов государственного бюджета на первоначальном этапе введения. Компенсировать выпадающие бюджетные доходы на переходном этапе можно, в основном, за счет активизации неналоговых источников, главным образом доходами от приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоги в экономической структуре  государства выступают как объективная реальность и как материальная база для выполнения государством функций по управлению обществом.

За период своего существования  система налогообложения Республики Беларусь существенно изменилась, но в силу разных причин она имеет существенные недостатки.

В их число можно отнести проблему сочетания прямого и косвенного налогообложения в стране, изменения порядка определения базы налогообложения, с тем, чтобы максимально исключить из нее все обоснованные расходы, необходимые для осуществления экономической деятельности организаций. Требует совершенствования порядок определения налоговой базы для смешанных налогов, т. е. подоходный, чрезвычайный, а также отчисления в фонд социальной защиты населения и занятости.

На основе данной курсовой работы я пришла к следующим выводам, обобщениям:

- обеспечение налогового администрирования в РБ является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью – это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы;

- для выполнения стимулирующей  функции налоговой системы с  целью обеспечения устойчивого  экономического роста для страны важно сделать выбор между налогообложением потребления и налогообложением производства;

- налоговая система  РБ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям;

- при помощи налоговых реформ, можно осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РБ;

- главная задача налоговой политики – это повышение уровня жизни населения страны;

- для выполнения стимулирующей функции налоговой системы с целью обеспечения устойчивого экономического роста важно сделать выбор между налогообложением потребления и налогообложением производства.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система Беларуси была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Адаменкова С. И., Евменчик О. С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика). – 3-е изд., доп и перераб. Мн.; Элайда, 2005. – 568с.

2 Гюрджан В. А., Масинкевич Н. Э. Налоги в РБ: Теория и практика в цифрах и комментариях / Под общей .Гюрджан В. А. Мн. ПЧУП “Светоч”, 2002

3 Ермолович М. Л. Направления в совершенствовании налоговой системы в 2002 – 2005 годах // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 2001. №48. С. 6 – 7.

4  Заяц Н. Е. Современная налоговая система и принципы ее построения. // Финансы. Учет. Аудит. 2001. №12. С. 42 – 47.

5 Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). Минск «Беларусь» 2004г

6 Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях./ Под ред. Гюрджан В. А. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. 256 с.

7 Налоги и налогообложение: Учебник/ Под ред. Заяц Н. Е. - Мн.: БГЭУ, 2004. 303 с.

8 Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть - Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2003 г.

9 Пансков В. Г., Князев В. Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2003. 336 с.

10 Периодическое издание «Налоги и бизнес», номер 39 (438) от 27.09.2007.

11 Периодическое издание «Экономика и бизнес» номер от   9 октября 2008

12 Шимов В. Н. Государство и рынок: проблемы взаимодействия и перспективы развития. // Беларуская думка. 2002.

13 Шулейко О. Л. Влияние налоговой политики на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования. // Белорусский Экономический Журнал. 2003. №2. С.82 – 91.

14  Шимов В. Н. Стратегия реформирования: приоритеты нового тысячелетия. // Беларуская думка. 2000. №8. С. 3 – 12.

15 Щербинин А. Т. Еще один этап организации налогового контроля // Финансы. – 1996. – N 4. – с. 21.

16 Щербинин А. Т. Правовые основы налогового контроля // Финансы. – 1998. – N 5. – с. 26.

17 Эйсак М.В. Государственный бюджет и налоговое обложение: Учебное пособие. М. 2007. 467с.

18 Юдин Е.С. Двойное налогообложение, М. 2005. 32с.

19 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М.: Инфа-М. 2002. 576с.

20 Янчик В.И. Налогообложение: Учебное пособие. М. 2003. 212с.

21 Ярулевская А.П. Налоговый контроль: Учебное пособие. М. 2003. 28с.

22 Ясаков В.В. Налоги и принципы их формирования: Учебное пособие.М. 2004. 228с.

23 http://bel.biz/news/25160.htm

24 http://library.by

25 http://www.nalog.ru

26 http://www.nalog.by

27 http://www.bankreferatov.ru

28 http://www.bdg.minsk.by

29 http://www.nalvest.com

30 http://www.taxcontrol.ru \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Рис.1.1. Классификационный состав налогов  по признакам

 

 

 

 

 

 

Рис.1.2. Классификационный состав налогов по признакам




Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование