Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа
Объектом изучения данной работы выступает налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование.
Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Республике Беларусь.
Целью данной работы является рассмотрение сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования на предприятии.
Введение …………………………………………………………………… 4
1. Основные понятия и характеристики налогообложения и налоговой политики страны…………………………………………………………… 6
2. Характеристика налоговой системы в РБ на современном этапе…… 10
2.1 Налоговая система и принципы ее построения……………………... 10
2.2 Особенности формирования налоговой системы РБ на современном этапе и анализ налоговой нагрузки………………...................................... 12
3. Основные направления совершенствования системы налогообложения предприятий ……………18
Заключение…………………………………………………………..…....... 23
Список использованных источников…………………………………….. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация налогов…………………………. 26
Поскольку такие разъяснения носят рекомендательный, а не обязательный характер, то плательщик имеет право игнорировать эти советы (особенно в том случае, когда он с ними не согласен).
Следует упомянуть, что в НК внесены также и некоторые другие изменения, которые носят редакционный характер и направлены на приведение его норм в соответствие с другими актами законодательства.
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило её несовершенство. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платёжеспособность плательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение от налогов и сокращением налоговой базы. В белорусской экономике явно обозначилась ситуация, когда по образному выражению оказалось, что "налог убит налогом". Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового процесса.
С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налогового изъятия, но принципиально не улучшали саму налоговую систему.
В 2006 году макроэкономическая ситуация
характеризовалась высокой дело
В январе-декабре 2006 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37,3 трлн. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за январь-декабрь 2005 года при реальном росте доходов на 16,4%. Профицит консолидированного бюджета за январь-декабрь 2006 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2005 года профицит - 0,4% к ВВП).
Данные анализа налоговых
В январе-июне 2007 года в консолидированный бюджет поступило 21 897,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 51,3% годового плана (за аналогичный период прошлого года - 50,3% годового плана). Из них на долю НДС, налога на прибыль и доходы, акцизов и подоходного налога приходится 37,8%. При этом 18,1% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 20 089,3 млрд. рублей, что составляет 45,1% годового плана. В реальном выражении это на 12,2% больше, чем за январь-июнь 2006 года при реальном росте доходов на 17%. Профицит консолидированного бюджета за январь-июнь 2007 года составил 1808,6 млрд. рублей, или 4,3% к ВВП (за январь-июнь 2006 года профицит - 2,2% к ВВП)
По состоянию на 1 января 2008 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 149,5 млрд. рублей и сократилась с начала года на 85,2 млрд. рублей.
На 01.01.2008 года по республиканскому бюджету (без учета целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения) кредиторская задолженность составила 80,1 млрд. рублей (без заключительных оборотов) и носила текущий характер.
В целом по доходам и расходам республиканский бюджет за январь-декабрь 2007 года сбалансирован с положительным сальдо в сумме 295,2 млрд. рублей, главным образом - за счет Фонда социальной защиты населения. Без целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения республиканский бюджет исполнен с минимальным дефицитом.
По мере приближения к современному этапу росло количество заявлений о необходимости упрощения налоговой системы и снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. Беларусь заняла 1-ое место в мире (из 178 стран) по количеству уплачиваемых налогов и сборов - 124 различных налоговых платежа. Такие данные приводятся в опубликованном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business 2008».
По величине налоговой нагрузки Беларусь сохранила «лидерство» среди стран СНГ и 6 место в мире, хотя количество стран в рейтинге увеличилось со 175 до 178, традиционно уступая лишь пятерке африканских стран: Гамбии, Бурунди, Сьерра-Леоне, Конго и ЦАР. Однако с учетом повышения цен на поставляемые из России энергоресурсы, может случиться, что у белорусского бизнеса еще все впереди.
Если белорусская компания
будет выплачивать все
По количеству времени, требуемого для расчета указанного количества налогов, Беларусь «гордо» сохраняет 4-е место со своим показателем 1188 часов в год (не изменился) или 149 рабочих дней (при в восьмичасовом рабочем дне) или 7 месяцев (21 рабочий день в месяц), уступая Бразилии (2600 часов), Украине (2085 часов) и Камеруну (1400 часов).
Благодаря введению принципа «одного» окна Беларусь по простоте ведения бизнеса переместилась со 129 на 110 место в рейтинге. [10]
К 2009 году планировалось сократить налоговой нагрузки за счет уменьшения ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2% до 1%. Кроме того, планировалось перейти на единую ставку подоходного налога в размере 12%.
«Работа по снижению налоговой нагрузки будет продолжена и в 2010 году. Планируется полностью отказаться от сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, целевых сборов из прибыли, налога на приобретение автотранспортных средств.» [11]
Как сообщил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский: «Налоговая нагрузка на белорусскую экономику в 2010 году будет снижена на 4,5 процентного пункта к ВВП по сравнению с уровнем 2005 года. Будут отменены все оборотные налоги.» По словам премьер-министра, проведение рациональной политики бюджетных расходов позволяет правительству комплексно снижать налоговую нагрузку в реальном секторе экономики, сокращать количество налогов и сборов. С 2005 года в Беларуси последовательно отменили 22 налоговых платежа. В 2009 году с 2% до 1% снижена ставка оборотного налога, исключена из объектов обложения налогом на недвижимость активная часть основных производственных фондов.
Реализация этих мер позволила в 2009 году снизить налоговую нагрузку на 1,3 процентного пункта к ВВП и оставить в распоряжении субъектов хозяйствования более Br2 трлн. С 2009 года в Беларуси введена одна из самых низких в Европе ставок подоходного налога с физических лиц в размере 12%."Аналогичный подход закладывается и на 2010 год", - подчеркнул Сергей Сидорский. [22]
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о необходимости дальнейшего реформирования системы налогообложения по следующим направлениям: снижение совокупного уровня налогообложения; обложение доходов, величина которых скорректирована на уровень инфляции; установление такого уровня налоговых ставок, которые предотвращают переложение налогов и отток капитала за границу; исключение множественного обложения с одних и тех же доходов; реформирование основных видов налогов.
3. Основные направления совершенствования системы налогообложения предприятий
Для выполнения стимулирующей функции
налоговой системы с целью
обеспечения устойчивого
В развитых странах в структуре налогов преобладают прямые, которые выплачиваются непосредственно с дохода, а объектом обложения является доход или собственность (подоходные или имущественные). Налогообложение хозяйствующих субъектов в зависимости от их доходности обеспечивает более равномерное распределение налогового бремени. К недостаткам прямого налогообложения относят трудности, связанные со сбором этих налогов, так как существует много схем сокрытия доходов и уклонения от уплаты прямых налогов [13, c. 87].
Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система тяготеет к прямым налогам, которые непосредственно реализуют не только фискальную, но и распределительную функцию налогообложения
В Беларуси среди прямых налогов лидирующее положение занимает налог на прибыль юридических лиц, за счет которого формируется 12 – 13 % доходов бюджета республики.
Практически во всех странах используются в различном сочетании как прямые, так и косвенные налоги. Среди косвенных налогов по объему платежей и степени распространенности лидирует НДС, сфера влияния которого в последнее время во многих странах расширяется.
Разработаны некоторые направления по совершенствованию налога на добавленную стоимость:
- дальнейшее снижение ставки
налога и исключение из
- приведение в соответствие
срока уплаты НДС со сроками
поступления выручки, то есть
налог должен уплачиваться из
фактически поступившей выручки
Важным направлением совершенствования взимания НДС является уточнение объектов обложения и порядка налогообложения товаров, работ и услуг.
Требует совершенствования порядок определения налоговой базы для смешанных налогов, т. е. подоходный, чрезвычайный, а также отчисления в фонд социальной защиты населения и занятости.
Главным недостатком белорусской налоговой системы является и то, что в системе косвенных налогов в республике преобладают самые неэффективные - кумулятивные налоги с оборота, которые взимаются на всех стадиях производства и распределения. Такие налоги считаются самыми неэффективными и нерыночными, так как они взимаются без учета результатов деятельности предприятий. Многочисленные аргументы против налогов с оборота приводились отечественными экономистами. В зарубежных теориях общественных финансов налоги с оборота исследовались как возможная альтернатива НДС, но были однозначно отвергнуты как самые неэффективные [13, c. 89].
Практика, совместного применения НДС и налога с оборота, существующая в нашей республике, противоречит общепринятым критериям эффективности налогообложения.
Таким образом, первым шагом на пути совершенствования налоговой системы, нацеленным на улучшение состояния реального сектора экономики, должно стать полная отмена оборотных налогов, уплачиваемых из выручки.
В последнее время некоторые исследователи подвергают резкой критике налоговые системы, основанные на налогообложении добавленной стоимости, дохода и заработной платы. Проводимые ими расчеты показывают, что такие системы являются далеко не самыми эффективными, поскольку подавляют стимулы к производственной деятельности и замедляют экономический рост [13, c. 90].
Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система тяготеет к прямым налогам, которые непосредственно реализуют не только фискальную, но и распределительную функцию налогообложения [6, с. 87].
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее реформирование