Налогово-бюджетная политика в рыночной экономике: цели направления, результативность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики на примере Республики Беларусь.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить, что же современная наука подразумевает под понятием «бюджетно-налоговая политика», каковы ее основные цели, виды и инструменты;
2. определить основные направления и результаты бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в период 2001-2005 гг.;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики…………………..6
2. Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения………………………………………16
3. Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики РБ…………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая основная.docx

— 169.96 Кб (Скачать документ)

      УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

  «Белорусский торгово-экономический университет

  потребительской кооперации»

             Кафедра экономической теории

               КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на  тему: «Налогово-бюджетная  политика  в рыночной экономике: цели направления, результативность» 

                                          Выполнила студентка

                                          Факультета экономики  и учета

                                          группы Шс-21з

                                          Зайцева О. И.

                                          Научный руководитель:

                                          к.э.н., доц. Алексеенко Т. С. 
 
 

               Гомель 2012 

             Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики…………………..6
  2. Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения………………………………………16
  3. Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики РБ…………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………….32

Список  литературы…………………………………………………………………35 
 
 
 

 

               Введение

      Бюджетно-налоговая  политика является ключевым элементом  государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем  можно согласиться с таким  определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Ныне экономисты самых различных  школ безоговорочно признают, что  фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую  систему.

      Фискальная  политика – это область экономики, непосредственно связанная с  взаимодействием государственных  органов и всех остальных субъектов  хозяйственной деятельности. Это  взаимодействие достигается через  систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

      Бюджет  играет важную роль в жизни каждого  государства. Он является статьей доходов  и расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его  уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

      Поскольку осуществление государственных  расходов означает использование средств  государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию  государственным бюджетом.

      Любое правительство всегда проводит некоторую  фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет  неосознанной и непоследовательной.

      Актуальность  выбранной мною темы заключается  в том, что в современных условиях бюджетно-налоговая политика играет важную роль в экономике любой  страны и представляет собой весьма сложный хозяйственный механизм.  Актуальность данной темы для Республики  Беларусь состоит в том, что в  настоящее время экономика нашей  страны, а в частности,  бюджет и налоговая сфера, находятся  ещё в неустойчивой стадии формирования, а эффективная экономическая  система формируется не в одночасье.

     Объект  исследования: фискальная политика как  важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

     Предмет исследования: характерные черты  и направления реализации фискальной политики в национальной экономике  Республики Беларусь.

      Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики на примере Республики Беларусь.

      Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить, что же современная наука подразумевает под понятием «бюджетно-налоговая политика», каковы ее основные цели, виды и инструменты;
  2. определить основные направления и результаты бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в период 2001-2005 гг.;
  3. проанализировать итоги работы государственных служб, занимающихся вопросами бюджетной и налоговой сферы;
  4. ознакомиться с приоритетными направлениями по совершенствованию бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в 2006-2010 гг.

      При выполнении  работы были использованы следующие методы: общенаучные методы исследования (индукция, дедукция, детализация, синтез, классификация), системный и  графический методы, а также логический и метод актуализации.

      При написании данной курсовой работы использованы работы отечественных и зарубежных авторов  в области экономической  теории:

      Курсовая  работа структурно состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность, цели и типы налогово-бюджетной  политики.

     Главными  средствами  перераспределения  доходов  и  наиболее  важными  орудиями государственного регулирования  экономики и  экономической  политики являются бюджет и налоги.  Это  тесно  связанные  категории,  поэтому  часто говоря о  бюджетно-налоговой  политике, вместо  термина  «бюджетно-налоговая» используют понятие «налогово-бюджетная» или синоним этих слов «фискальная».

      Наиболее  содержательными являются такие  определения фискальной политики, как:

        Фискальная политика представляет  собой комплекс мероприятий, реализуемых  государством при формировании  доходной части государственного бюджета.[1,c.855]

      Фискальная  политика (налогово-бюджетная) - политика, которая реализуется путем изменения налоговых ставок или правил, определяющих налоговую ответственность, либо изменения государственных расходов на приобретение реальных товаров и услуг или трансфертных платежей. Такая политика может проводиться как в целях оказания воздействия на уровень совокупного спроса, так и для стимулирования фирм и людей заниматься теми или иными конкретными видами деятельности.[10,c. 88-89]

      Налогово-бюджетная  политика преследует различные цели, они определяются  по средствам  разделения этой политики на части. Итак, фискальная  политика содержит в себе несколько частей (подвидов политики):

     -политика  стабилизации, ее главной задачей  является приближение объема  совокупного дохода к его потенциальному  уровню.

     -политика  экономического роста, преследует  увеличение фактических объемов  совокупного дохода.

     -политика  ограничения деловой активности, ее цель: уменьшение реального  совокупного дохода по сравнению  с его потенциальным уровнем.

      С помощью графика можно наглядно посмотреть последствия применения фискальной политики. Здесь  наглядно продемонстрированы последствия применения фискальной политики. Тренд А показывает колебания экономической активности в рамках цикла. Заметны довольно большие изменения величины совокупного дохода, уровня занятости, а значит, и цен за рассматриваемый отрезок времени относительно тенденции экономического развития (тренд Б). Вследствие воздействия инструментов фискальной политики в экономике не будет столь значительных колебаний данных величин, что свидетельствует о стабилизации (тренд В). Конечно, наиболее приемлемым вариантом исправления ситуации для экономики было бы полное совпадение трендов Б и В, но при помощи только фискальной политики добиться этого сложно.  [10:c. 90]

 

Рис. 1. Стабилизационная роль фискальной политики.

- Тренд  А

- Тренд Б

- -- Тренд  В

      Современная  фискальная  политика  определяет   основные   направления  использования  финансовых  ресурсов  государства,  методы  финансирования  и главные источники пополнения  казны. В зависимости от  конкретно-исторических  условий в отдельных странах  такая политика имеет свои  особенности. Вместе  с тем  используется общий набор мер.  Он включает прямые и косвенные   финансовые методы регулирования  экономики.

      К  прямым  методам   относятся   способы   бюджетного   регулирования.

      Средствами  государственного бюджета финансируются:

     - затраты на расширенное воспроизводство;

     - непроизводительные расходы государства;

     - развитие инфраструктуры, научных  исследований и т.п.;

     - проведение структурной политики;

     - содержание военно-промышленного  комплекса и т.п.

      С помощью косвенных методов  государство  воздействует  на  финансовые возможности  производителей товаров и услуг  и  на  размеры  потребительского спроса.

      Важную роль  здесь  играет  система  налогообложения. Изменяя   ставки налогов на различные  виды доходов,  предоставляя  налоговые   льготы,  снижая необлагаемый  минимум  доходов  и  т.п.,  государство   стремится   добиться, возможно, более устойчивых темпов  экономического  роста  и   избежать  резких взлетов и  падений производства.

      К числу важных косвенных методов,  содействующих  накоплению  капитала, относится  политика  ускоренной  амортизации.   По   существу,   государство освобождает  предпринимателей   от   уплаты   налогов   с   части   прибыли, искусственно  перераспределяемой в амортизационный  фонд.

      В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов  экономическая  наука  различает  два   типа   фискальной   политики государства:

- дискреционную  (активную);

- недискреционную  (встроенных стабилизаторов).

      Под  дискреционной  фискальной   политикой   понимается   сознательное манипулирование  налогами и правительственными расходами  с  целью  изменения реального  объема  национального  производства  и  занятости,  контроля  над  инфляцией и ускорения экономического роста.[10,с.93-95]

     Она может осуществляться с помощью  как прямых, так и косвенных  инструментов. К первым относят изменение  государственных закупок товаров  и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым — изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).

     Рассмотрим  механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия и полагая, что:

1) государственные  расходы не влияют ни на  потребление, ни на инвестиции;

2) чистый  экспорт равен нулю;

3) уровень  цен постоянен;

4) первоначально  в экономике не существует  налогов;

5) фискальная  политика оказывает воздействие  на совокупный спрос, но не на совокупное предложение.

     Учитывая  данные допущения, проанализируем влияние  изменения государственных расходов на объем совокупного дохода.

     Предположим, что первоначально совокупные расходы (АЕ) включали потребительские расходы  С, инвестиции  I, государственные расходы G1, экономика находилась в равновесии в точке E1, равновесный доход (выпуск) — Y1 [10,c.93]

       

     Рис.2. Государственные закупки и равновесный совокупный доход (выпуск)

     Допустим, что в связи со спадом производства правительство приняло решение поддержать совокупный спрос за счет увеличения государственных закупок (рассмотрим сначала только этот элемент государственных расходов). Оно осуществило дополнительные закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. р. (G2 -G1). Подобные государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции, поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов также на 20 млрд. р., что обусловит сдвиг прямой С + I + G1 вверх, на величину ∆G = = G2 – G1 в положение С + I + G2. Совокупные расходы начнут превышать равновесный объем совокупного дохода Y1. В ответ фирмы станут расширять производство.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика в рыночной экономике: цели направления, результативность