Налогово-бюджетная политика в рыночной экономике: цели направления, результативность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики на примере Республики Беларусь.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить, что же современная наука подразумевает под понятием «бюджетно-налоговая политика», каковы ее основные цели, виды и инструменты;
2. определить основные направления и результаты бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в период 2001-2005 гг.;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики…………………..6
2. Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения………………………………………16
3. Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики РБ…………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая основная.docx

— 169.96 Кб (Скачать документ)

     В зависимости от характера ставок различают налоги [7, с. 394, 395]:

  • твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
  • регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
  • пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
  • прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

     Группа  американских специалистов во главе  с А. Лаффером изучила зависимость  суммы налоговых поступлений  в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера, представленной на рисунке 6 .

     

     Рисунок 6. Кривая Лаффера.

     Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов  в государственный бюджет достигнут  максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику [2, с. 167].

     В настоящее время получила распространение  точка зрения о необходимости  дополнительного существенного  сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого  авторы указывают, что несмотря на временное  падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится  занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства [7, с. 347].

     Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки  товаров и услуг.

     Государственные закупки товаров и услуг могут  быть самых разных видов: от строительства  за счет бюджета школ, медицинских  учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный  признак всех этих закупок заключается  в том, что потребителем выступает  само государство. Обычно говоря о государственных  закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления  государства, которые более или  менее стабильны, и закупки для  регулирования рынка.

     Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает  во время подъема и инфляции в  целях поддержания стабильности производства. В то же время эти  действия направлены на регулирование  рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших  макроэкономических функций государства.

     Государственные расходы играют значительную роль в  социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

     Государственные расходы выступают в форме:

  • государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
  • строительства за счет капитальных вложений;
  • расходов на оборону, управление и т.д.

     Основная  часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства  и местных властей.

     Государственный бюджет – это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия (доходов). В современных  условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования  экономики, воздействия на хозяйственную  конъюнктуру, а также осуществления  антикризисных мероприятий.

     Расходы показывают направление и цели бюджетных  ассигнований и выполняют функции  политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят  целевой и, как правило, безвозвратный  характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета  на целевое развитие называется бюджетным  финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского  кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при  применении финансирования государство  разрабатывает порядок и условия  использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения  жизни населения.

     Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они  обусловлены не только национальными  традициями, организацией образования  и здравоохранения, но главным образом  характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

     Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. [9, с. 671]. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% [9, с. 409].

     Вывод:

     Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая  достичь целей, поставленных перед  фискальной политикой. Основными инструментами  фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства  велика. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности и основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики Республики Беларусь.

     Основные  положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [11, c.117]

     Унификация налогового законодательства является одним из приоритетов налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено рядом подписанных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства с РФ. Так, уже унифицирована методика исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС). [12, c.124]

     В 2005 году в значительной степени высокие  темпы ежегодного прироста ВВП были обеспечены опережающим ростом промышленности и инвестиций в реальном секторе  экономики, а также ростом реальной заработной платы, позволившей увеличить  объемы розничного товарооборота.[13, с.15]

     Оценка  структуры доходов бюджета. В  последние годы удельный вес доходов  консолидированного бюджета в ВВП  сложился на уровне 42—45%. В переходный период реструктуризация доходной части  бюджета обнаруживается в том, что  изменяется соотношение налоговых  и неналоговых поступлений в  пользу налогов. Т. е. основная масса  доходов бюджета формируется  за счет налоговых поступлений (90—94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне колеблется в  пределах 38—40% от ВВП.

     Обратим внимание на то, что среди налоговых  поступлений в бюджет доминируют косвенные налоги (свыше 50%); это —  НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40—42% составляет подоходный налог на физических лиц. Все это свидетельствует  о низком уровне развития национальной системы налогообложения. [8 c.367]

     Таким образом, есть резон обратить внимание на отсутствие рациональной структуры  доходов республиканского бюджета. Имея в виду Соотношение налогов  и неналоговых поступлений, прямых и косвенных налогов, Сокращение Поступлений от частного сектора  национальной экономики, неадекватное развитие Рыночных источников доходов (от Приватизации акционирования, налогов на собственность), перенасыщенность доходной части бюджета целевыми фондами (15—17%). [8 c.368]

     Надежно была обеспечена экономическая безопасность страны. Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2007 года составил 837,9 млн. долларов при утвержденном лимите 2 млрд. долларов. [6 с.24-27]

     В 2007 году бюджетно-налоговая политика направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста, упрощение налоговой системы, оптимизацию налоговой нагрузки, обеспечение финансовыми ресурсами  приоритетных направлений государственных  расходов.[15]

     Отменен чрезвычайный налог (ставка 3% от фонда  заработной платы) и отчисления в  государственный фонд содействия занятости ( ставка 1 % от фонда заработной платы). Отмена чрезвычайного налога и отчислений в государственный фонд содействия занятости уменьшило доходы республиканского бюджета соответственно на 560 и 188 млрд. руб.[15]

     Валовой внутренний продукт в 2006 году составил 109,2%, в 2007 – 108%,[5]

     Индекс  потребительских цен (декабрь к  декабрю) в 2006 году составил 107 %, в 2007- 108%.[5]

     Реальные  денежные доходы населения в 2006 году – 115 %, в 2007 – 108%.[5]

     Реальная  заработная плата в 2006 году – 117,8%, в 2007 -108%.[5]

     Розничный товарооборот в 2006 году -117,5%, в 2007- 110%.[5]

     Дефицит консолидированного бюджета в 2006 году составил -1% к ВВП, в 2007 году -1,5% к  ВВП.[5]

     Бюджет 2008 года сформирован в соответствии с целями и задачами Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и традиционно  является социально-ориентированным. Его характеризует более активное участие в реализации экономической  политики правительства. [5]

     Планируется, что тем роста ВВП в 2008 г. составит 108,5%, индекс-дефлятор ВВП-109%, индекс потребительских цен (в среднем за год) - 106-107%, темп роста реальной заработной платы работников бюджетной сферы- 107-108%, курс белорусского рубля к доллару США в среднем за 2008г. – 2228 руб. и на конец 2008г.-2255 руб. В расчетах использовался номинальный объем ВВП в 2007г.– 95400 млрд. руб. (оценка), прогноз на 2008 г.- 112800 млрд.руб.

     При формировании доходной части бюджета  реализован ряд мер по упрощению, совершенствованию системы налогообложения, а также снижению уровня налоговой  нагрузки. [5]

     Будет реализована также система мер  по упрощению взимания налогов на добавленную стоимость, на прибыль, экологического и подоходного налогов, госпошлины, арендной платы за землю. [5]

     В результате потери доходов бюджета  составят 1,3 трлн. руб. Частично они  будут компенсированы за счет увеличения налоговой базы и роста налоговых  поступлений, которые оцениваются  в 300 млрд. руб.[5]

     В новых условиях в распоряжении субъектов  хозяйствования останутся средства на общую сумму около 1 трлн. руб., которые могут стать источником дополнительных инвестиций в развитие производства. [5]

     Снижение  налоговой нагрузки в 2008 г. в сравнении с минувшим годом составит 0,9 процентных пункта ВВП. [5]

     Доходы  консолидированного бюджета (включая  средства ФСЗН) определены в сумме 50,2 трлн. Руб., или с ростом на 7,7%. [5]

     Основным  доходным источником, как прежде, является налог на добавленную стоимость. На его долю приходится около трети  доходов бюджета без учета  государственных целевых бюджетных  фондов. [5]

     Значительную  долю в доходах бюджета занимают налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, - 13,9% (около 4,7 трлн. руб.), акцизы – 9,7% (3,3 трлн. руб.), а также  подоходный налог – 10,2% (3,4 трлн. руб.). [5]

Информация о работе Налогово-бюджетная политика в рыночной экономике: цели направления, результативность