Налогово-бюджетная политика в рыночной экономике: цели направления, результативность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики на примере Республики Беларусь.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить, что же современная наука подразумевает под понятием «бюджетно-налоговая политика», каковы ее основные цели, виды и инструменты;
2. определить основные направления и результаты бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в период 2001-2005 гг.;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики…………………..6
2. Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения………………………………………16
3. Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики РБ…………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая основная.docx

— 169.96 Кб (Скачать документ)

     - завершение работы по отмене  всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации  товаров и услуг на республиканском  и местных уровнях;

     - снижение нагрузки на фонд  заработной платы путем отказа  от практики взимания чрезвычайного  налога, оптимизации ставок и  совершенствования механизма уплаты  страховых взносов в ФСЗН Министерства  труда и социальной защиты  РБ и отчислений в фонд содействия  занятости.

     -снижение  и унификация таможенных пошлин. [14, с.7]

     Валовой внутренний продукт в 2010 – 107,7%, в 2011 – 105,3%.

     Индекс  потребительских цен в 2010 – 107,8%, в 2011 – 153,2%.

     Розничный товарооборот в 2010 – 115,7%, в 2011 – 107,1%.

     Реальные  денежные доходы в 2010 – 115,1%, в 2011 – 99,3%.

     Реальная  заработная плата в 2010 – 1217313 руб, в 2011 – 1925323 руб.

     Вывод:

     При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных  обязательств, повышения эффективности  и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и  процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального  сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг  на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок. [14, с.7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что  в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим  инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые  бы не постигли экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся  средства, последовательно и правильно  продвигаться по пути укрепления экономики  и возрождения государства.

      На  основании данной курсовой работы можно  сделать следующие выводы:

      1. По поводу финансов возникают  экономические отношения, которые  государство может использовать  в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является  одним из основных инструментов  макроэкономического регулирования. 

      2. Фискальная политика в зависимости  от механизмов ее регулирования  на изменение экономической ситуации  делится на дискреционную и  автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

      3.  Наиболее значительными инструментами  фискального воздействия являются  налоги и государственные закупки.  В периоды спада производства  необходимо увеличивать государственные  расходы, снижать налоги или  делать и то и другое, т.е.  проводить стимулирующую (экспансионистскую)  политику. В целях снижения темпов  инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении  государственных расходов, увеличении  налогов или в сочетании тех  и других мер.

      4. Налоговая система любой страны  эффективна в том случае, если  сформирована на общих методологических  подходах, учитывающих платежеспособность  населения, налоговые льготы для  стратегических целей экономики,  равномерное распределение налогов  по субъектам хозяйствования, оптимальность  налогового бремени и др.

      5. Государственный бюджет – смета  доходов и расходов государства  на определенный период, чаще  всего на год, составленная  с указанием источников поступления  государственных доходов и направлений  расходования средств. Бюджет  имеет доходную и расходную  части, которые в планируемой  перспективе должны быть сбалансированы.

      Изучение  источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической  теории в целом.

      6. Роль бюджета в национальной  экономике значительна. Он является  частью финансов страны, которую  контролирует государство, поэтому  с помощью бюджета государство  способно вмешиваться в рыночные  механизмы. Во-вторых, бюджет является  способом аккумуляции денежных  средств для решения крупных,  глобальных экономических проблем.  В-третьих, наличие бюджета позволяет  решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности,  здоровья нации и др.).

      7. Изменения в бюджетно-налоговой  сфере и бюджетно-налоговая политика  играют ключевую роль в хозяйственном  развитии страны и проведении  эффективной экономической политики.

      Посредством структурных реформ налоговой и  бюджетной систем в Республике Беларусь реализуются следующие основные задачи:

      • Финансовое обеспечение выполнения государством своих функций и  обязательств;

      • Поддержание финансовой стабильности в стране;

      • Снижение негативных последствий налогов, неэффективных государственных  расходов и долговых обязательств для  поступательного социально-экономического развития;

      • Обеспечение финансовой целостности  государства.

      8. Основной целью бюджетно-налоговой политики на 2006-2010 гг. является дальнейшее обеспечение финансовой и социальной стабильности. Бюджетно-налоговая политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста на качественно новой, инновационной основе и структурной перестройке экономики в сторону увеличения наукоемких производств, а также повышения жизненного уровня населения.

      В 2006-2010 гг. будет проводиться активная долговая политика в рамках создания механизма мониторинга и управления государственного долга с целью минимизации рисков и ограничения прироста государственного долга параметрами экономической безопасности страны, в т.ч. сокращения рисков, связанных с обязательствами бюджета по гарантированному долгу.

      В итоге своей работы можно сделать  вывод, что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной, так как именно грамотно сформированная и последовательно  проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением  макроэкономической стабильности, сбалансированностью  государственных финансов и ведет  к стабильному,  уравновешенному  и процветающему образу жизни  всех субъектов государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Список  литературы

  1. Большой экономический словарь/А. И. Азрилян//Москва. Институт новой экономики. – 1999 – издательство 4 – 2814с.
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник – М.:Юрайт – Издательство, 2003 – 384с.
  3. Дюндикова Л. М. Налогово-бюджетный механизм обеспечения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования./А. М. Дюндикова//Экономический бюллетень РБ – 2007, №9-с 78-85
  4. Ендронова В. Н. Принципы налоговой политики/ В. Н. Ендронова, Н. Н. Мамыкина//Финансы и кредит – 2005, №8.
  5. Закон о бюджете РБ на 2008год//Консультант плюс (электронная база данных)
  6. Корбут Н. П. Финансы Беларуси: оснований для пессимиста нет//Экономика Беларуси – 2007, №1.
  7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ Под редакцией д.э.н. проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Дею и Сервис» 2001,832с.
  8. Лемешевский И. М. Макроэкономика (Экономическая теория, часть 3) учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений – Мн.: ООО «ФУАинформ» 2004
  9. Макроэкономика: теория и российская практика: учебник – 2-е изд. Перераб. И доп. / Под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Дуннай – М.: КНОРУС, 2007
  10. Макроэкономика: учебное пособие для вузов/А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова/ - Мн, БГЭУ, 2007
  11. Макроэкономика: учебное пособие/ И. В. Новикова, А. П. Морова, А. О. Тихонов и др.; под ред. И. В. Новиковой и Ю. М. Ясинского – Мн, академия управления при Президенте РБ, 2006
  12. Макроэкономика: учебное пособие дл студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям/ Т. С. Алексеенко, Л. П. Зеньковой – Минск, ИВЦ Минфина, 2007
  13. Околова С., Борисова В. Социально-экономические аспекты бюджетной политики// Финансы. Учет. Аудит. – 2006, №2
  14. Полоник С. С. Проблемы и перспективы социально-экономического развития РБ/ С. С. Полоник, Я. И. Александрович, А. В. Богданович//Белорусский экономический журнал – 2006, №1
  15. Постановление Совета Министров РБ 4 ноября 2006 №1475. Об утверждении основных направлений социально-экономического развития РБ на 2006-2015гг.// Консультант плюс (электронная база данных).
  16. Национальный статистический комитет Республики Беларусь http://belstat.gov.by/ (Электронная база данных)

Информация о работе Налогово-бюджетная политика в рыночной экономике: цели направления, результативность