Налогово-бюджетная политика в рыночной экономике: цели направления, результативность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики на примере Республики Беларусь.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить, что же современная наука подразумевает под понятием «бюджетно-налоговая политика», каковы ее основные цели, виды и инструменты;
2. определить основные направления и результаты бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в период 2001-2005 гг.;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики…………………..6
2. Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения………………………………………16
3. Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики РБ…………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая основная.docx

— 169.96 Кб (Скачать документ)

     Мультипликатор  государственных расходов (закупок) MG показывает изменение совокупного дохода (выпуска) в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

     MG  =  Изменение совокупного реального дохода(выпуска)/Изменение государственных закупок =∆ Y(∆ВВП)/ ∆ G

     Формула мультипликатора государственных  расходов аналогична формуле мультипликатора инвестиций, так как данные компоненты совокупных расходов оказывают на экономику аналогичный эффект. Следовательно, изменение государственных закупок приводит в движение такой же процесс мультипликации совокупного дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов тоже можно рассчитать по формуле:

     MG=1/1-mpc     (1.1)

     Чтобы определить изменение реального  совокупного дохода (ВВП), вызванное  ростом государственных закупок, необходимо умножить мультипликатор  M на прирост государственных расходов ∆ G:

     ∆ Y=Y1- Y2 = MG*∆ G    (1.2)

     Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает колебания совокупных расходов, совокупного спроса и экономические кризисы, добиваясь более устойчивого роста объема национального производства.

     Как отмечалось выше, одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога — налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

Допустим, что при совокупных расходах C1 + I + G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при доходе Y1 . [10,c.96]

Рис. 3. Аккордные налоги и равновесный  совокупный доход (выпуск)

     Стремясь  снизить темпы инфляции в стране, правительство вводит автономный налог  с населения Т, равный 20 млрд. р. (∆T = Т, так как, согласно условиям, ранее налогов не существовало). Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями которых определяет предельная склонность к потреблению mрс.

     Из  рисунка 3 следует, что расстояние между Y2 и Y1 больше разницы между прямыми С1 + I + G к С2 + I + G по вертикали, равной 15 млрд. р. Данный факт свидетельствует о действии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов, и это объясняется тем, что изменение государственных закупок на 1 ден. ед. приводит к аналогичному изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на такую же величину сопровождается первоначальным изменением совокупных расходов на величину произведения mрс. Поэтому мультипликатор налогов МT будет равен:

     МТ= - mрс* M (1.3)

     Знак  «минус» объясняется тем, что  увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), и наоборот.

     Изменение реального дохода вследствие введения налога Т составит

     ∆ Y= Y2 - Y1= МТ * ∆T  (1.4)

     По  приведенным выше формулам можно  рассчитать и мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), то рост трансфертных платежей способствует их возрастанию.

     На  практике автономные налоги встречаются  довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и доход (выпуск).

     Допустим, при нулевой налоговой ставке и совокупных расходах        C1 + I + G экономическая система будет находиться в равновесии в точке E1; равновесный объем совокупного дохода составит Y1. [10,c.98]

Рис.4.Пропорциональные налоги и равновесный совокупный доход (выпуск)

     Величина  mрс определяет наклон кривой C1 + I + G. Снижение этого показателя до mрс' приведет к уменьшению наклона кривой совокупных расходов, т.е. ее сдвигу в положение С2 + I + G. Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что обусловит сокращение объема дохода с Y1 до Y2. Расстояние, на которое сместилась вниз кривая совокупных расходов С1 + I + G (равное отрезку Е1К) при объеме национального дохода Y1, меньше, чем отрезок Y1Y2, т.е. имеет место мультипликационный эффект. Причем изменение совокупных расходов на 1 ден. ед. по-прежнему приводит к изменению дохода на величину, равную

     1/1-mpc=1/1-(1-t)mpc        (1.5)

     Чтобы определить, на какую величину изменился  доход (выпуск) при введении налоговой  ставки t, необходимо первоначальное сокращение совокупных расходов, равное отрезку

ЕХК, умножить нa 1/1-1(1-t)mpc.

     Определим, насколько сократились совокупные расходы в результате введения налога. Если сначала уровень дохода был  Y1, то после изъятия налога доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы (следовательно, и совокупные) — на mрс * tY1. Поэтому равновесный объем совокупного дохода (выпуска) сократился на следующую величину:

      ∆Y=Y2-Y1=-mpc*t*Y1/1-(1-t)mpc            (1.6)

     Подобный  анализ имеет место и в противоположном  случае, когда налоговая ставка снижается, а доход растет.

     Особый  интерес представляет случай, когда государство, имея сбалансированный бюджет, увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину. Сальдо государственного бюджета при этом не изменяется. Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально при совокупных расходах С + I + G равновесие достигалось в точке Е1.

Рис.5.Государственные закупки, налоги и равновесный совокупный доход (выпуск)

     Государство решило увеличить закупки товаров  и услуг на 20 млрд. р., что привело к росту совокупных расходов также на 20 млрд. р. и сдвигу кривой С + I+ G вверх, в положение С + I + G1. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2, объем совокупного дохода увеличился с Y1 до Y2. Рассчитать его прирост можно следующим образом (mрс примем равной 3/4):

Y2—Y1 = МG * 20 млрд. р.  = 80 млрд. р. [3,c.100]

     Введение  автономного налога величиной 20 млрд. р. сдвинет кривую С + I + G1 вниз, в положение С1+ I + G1. Сдвиг произойдет на величину 15 млрд. р., так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов. Точка равновесия переместится из Е2 в Е3, а объем совокупного дохода уменьшится с Y2 до Y3. Его сокращение можно рассчитать по формуле:

     Y3-Y2=Mt*20 млрд.р.3/4/1-3/4* 20 млрд.р. = -60 млрд.р.

     Общий результат составит 20 млрд.р.

     В противоположность дискреционной  фискальной политике, предполагающей сознательное изменение государственных расходов и налогов, существует недискреционная политика, называемая также политикой встроенных стабилизаторов, автоматической фискальной политикой. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором подразумевается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения ВВП в разные периоды экономического цикла. Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада или уменьшать дефицит (повышать положительное сальдо) в период инфляции без специального вмешательства со стороны правительства.

     К встроенным стабилизаторам относятся  налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для  смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Вывод по главе:

        Эффективная дискреционная фискальная  политика  предполагает  грамотную  диагностику  происходящих  экономических   процессов,   на   основе  которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные  расходы  на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

     И дискреционная, и автоматическая фискальная  политика  играют   важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та,  ни  другая не являются лекарством от всех экономических бед. Что касается  автоматической политики, то присущие ей  встроенные  стабилизаторы  могут  лишь  ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить  эти колебания они не в состоянии.

    Еще больше проблем возникает  при  проведении  дискреционной   фискальной политики. К ним можно  отнести:

       . наличие временного промежутка  между принятием  решений   и  их  воздействием  на экономику;

       . административные задержки;

  . пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов -  популярное  в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить  карьеры).

      Тем не менее, максимально разумное  применение инструментов  и  автоматической,   и   дискреционной   политики   может существенно влиять на динамику общественного производства и  занятости, снижение темпов инфляции и решение  других экономических проблем.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения.

     Фискальная  политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства  – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются  цели, поставленные перед фискальной политикой.

     Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование  различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме  этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного  подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает  различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие  влияние на экономический рост и  эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку  в каждом случае эффект мультипликатора  может быть различным. Например, среди  специалистов в области экономической  политики существует мнение, что расходы  на оборону обеспечивают меньшую  величину мультипликатора по сравнению  с другими видами государственных расходов. [4, с.75]

     В зависимости от фазы цикла, в которой  находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты  фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей  фискальной политики выступают:

  • увеличение государственных закупок;
  • снижение налогов;
  • увеличение трансфертов.

     Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

  • сокращение государственных закупок;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

     К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых  поступлениях, пособия по безработице  и другие социальные выплаты, субсидии фермерам. [7, с. 404]

     Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. [7, с. 405].

     Налоги  выполняют три основные функции [7, с. 394]:

  • фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;
  • экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;
  • социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

     В современной экономике существуют различные виды налогов.

     Прямыми являются налоги на доход или имущество  налогоплательщиков.

     Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов  на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

     В зависимости от использования налоги делятся на:

  • общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
  • специальные налоги, имеющие целевое назначение

Информация о работе Налогово-бюджетная политика в рыночной экономике: цели направления, результативность