Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики на примере Республики Беларусь.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить, что же современная наука подразумевает под понятием «бюджетно-налоговая политика», каковы ее основные цели, виды и инструменты;
2. определить основные направления и результаты бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в период 2001-2005 гг.;
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики…………………..6
2. Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения………………………………………16
3. Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики РБ…………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………35
Мультипликатор государственных расходов (закупок) MG показывает изменение совокупного дохода (выпуска) в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:
MG = Изменение совокупного реального дохода(выпуска)/Изменение государственных закупок =∆ Y(∆ВВП)/ ∆ G
Формула
мультипликатора
MG=1/1-mpc (1.1)
Чтобы определить изменение реального совокупного дохода (ВВП), вызванное ростом государственных закупок, необходимо умножить мультипликатор MG на прирост государственных расходов ∆ G:
∆ Y=Y1- Y2 = MG*∆ G (1.2)
Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает колебания совокупных расходов, совокупного спроса и экономические кризисы, добиваясь более устойчивого роста объема национального производства.
Как отмечалось выше, одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога — налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.
Допустим, что при совокупных расходах C1 + I + G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при доходе Y1 . [10,c.96]
Рис. 3. Аккордные налоги и равновесный совокупный доход (выпуск)
Стремясь снизить темпы инфляции в стране, правительство вводит автономный налог с населения Т, равный 20 млрд. р. (∆T = Т, так как, согласно условиям, ранее налогов не существовало). Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями которых определяет предельная склонность к потреблению mрс.
Из рисунка 3 следует, что расстояние между Y2 и Y1 больше разницы между прямыми С1 + I + G к С2 + I + G по вертикали, равной 15 млрд. р. Данный факт свидетельствует о действии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов, и это объясняется тем, что изменение государственных закупок на 1 ден. ед. приводит к аналогичному изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на такую же величину сопровождается первоначальным изменением совокупных расходов на величину произведения mрс. Поэтому мультипликатор налогов МT будет равен:
МТ= - mрс* MG (1.3)
Знак «минус» объясняется тем, что увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), и наоборот.
Изменение реального дохода вследствие введения налога Т составит
∆ Y= Y2 - Y1= МТ * ∆T (1.4)
По приведенным выше формулам можно рассчитать и мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), то рост трансфертных платежей способствует их возрастанию.
На практике автономные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и доход (выпуск).
Допустим, при нулевой налоговой ставке и совокупных расходах C1 + I + G экономическая система будет находиться в равновесии в точке E1; равновесный объем совокупного дохода составит Y1. [10,c.98]
Рис.4.Пропорциональные налоги и равновесный совокупный доход (выпуск)
Величина mрс определяет наклон кривой C1 + I + G. Снижение этого показателя до mрс' приведет к уменьшению наклона кривой совокупных расходов, т.е. ее сдвигу в положение С2 + I + G. Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что обусловит сокращение объема дохода с Y1 до Y2. Расстояние, на которое сместилась вниз кривая совокупных расходов С1 + I + G (равное отрезку Е1К) при объеме национального дохода Y1, меньше, чем отрезок Y1Y2, т.е. имеет место мультипликационный эффект. Причем изменение совокупных расходов на 1 ден. ед. по-прежнему приводит к изменению дохода на величину, равную
1/1-mpc=1/1-(1-t)mpc
Чтобы определить, на какую величину изменился доход (выпуск) при введении налоговой ставки t, необходимо первоначальное сокращение совокупных расходов, равное отрезку
ЕХК, умножить нa 1/1-1(1-t)mpc.
Определим,
насколько сократились
∆Y=Y2-Y1=-mpc*t*Y1/1-(1-
Подобный
анализ имеет место и в
Особый интерес представляет случай, когда государство, имея сбалансированный бюджет, увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину. Сальдо государственного бюджета при этом не изменяется. Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально при совокупных расходах С + I + G равновесие достигалось в точке Е1.
Рис.5.Государственные закупки, налоги и равновесный совокупный доход (выпуск)
Государство решило увеличить закупки товаров и услуг на 20 млрд. р., что привело к росту совокупных расходов также на 20 млрд. р. и сдвигу кривой С + I+ G вверх, в положение С + I + G1. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2, объем совокупного дохода увеличился с Y1 до Y2. Рассчитать его прирост можно следующим образом (mрс примем равной 3/4):
Y2—Y1 = МG * 20 млрд. р. = 80 млрд. р. [3,c.100]
Введение автономного налога величиной 20 млрд. р. сдвинет кривую С + I + G1 вниз, в положение С1+ I + G1. Сдвиг произойдет на величину 15 млрд. р., так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов. Точка равновесия переместится из Е2 в Е3, а объем совокупного дохода уменьшится с Y2 до Y3. Его сокращение можно рассчитать по формуле:
Y3-Y2=Mt*20 млрд.р.3/4/1-3/4* 20 млрд.р. = -60 млрд.р.
Общий результат составит 20 млрд.р.
В
противоположность
К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Вывод по главе:
Эффективная дискреционная
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются лекарством от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
. наличие временного промежутка между принятием решений и их воздействием на экономику;
. административные задержки;
. пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить карьеры).
Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.
Набор
инструментов фискальной политики включает
государственные субсидии, манипулирование
различными видами налогов (личный подоходный
налог, налог на корпорации, акцизы)
путем изменения налоговых
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:
Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:
К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам. [7, с. 404]
Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. [7, с. 405].
Налоги выполняют три основные функции [7, с. 394]:
В
современной экономике
Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков.
Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.
В зависимости от использования налоги делятся на: