Не ценовая конкуренция в химической промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы являлось изучение методов неценовой конкуренции в химической промышленности. Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические особенности методов неценовой конкуренции в химической промышленности: понятие неценовой конкуренции, ее сущность, дифференциация продукта, его совершенствование и разнообразие, а так же методы неценовой конкуренции;

Работа состоит из  1 файл

ЭХО (Автосохраненный).docx

— 136.13 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Актуальность  темы курсовой работы связана с тем, что понятие конкуренции является фундаментальным в экономической  теории рыночных отношений. Конкуренция  проявляется на всех уровнях капиталистической  экономики - от микроуровня (фирма) до мировой  экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием».

     Термин  «конкуренция» вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция  определяется следующим образом.

     Конкуренция - ситуация, когда существует несколько  альтернативных направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся  между собой за право распоряжаться  этим благом.

     Наиболее  эффективной и современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок  товара. Поступление на рынок продукции  более высокого качества или новой  потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической  информации.

     В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые  исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его  отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного  рода информации позволяет ему более  точно представлять будущих покупателей  его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

     В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом  ведения конкурентной борьбы, т.к. с  помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

     Но  главное преимущество неценовой  конкуренции – это минимальные  затраты производителей, так как  для улучшения качества продукции  и создания качественной рекламной  компании требуется меньше средств, чем на ведение изматывающей «ценовой войны».

     Целью курсовой работы являлось изучение методов  неценовой конкуренции в химической промышленности. Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:

     1) Рассмотреть теоретические особенности  методов неценовой конкуренции  в химической промышленности: понятие неценовой конкуренции, ее сущность, дифференциация продукта, его совершенствование и разнообразие, а так же методы неценовой конкуренции;

     2) Провести практическое исследование  методов неценовой конкуренции  в химической промышленности  на примере конкретных предприятий.

     Структура курсовой работы состоит из двух глав, где в первой главе рассмотрены  теоретические особенности методов  неценовой конкуренции в химической промышленности, а во второй проведено  исследование методов неценовой  конкуренции на примере конкретных предприятий химической промышленности.

     При написании курсовой работы я использовал  учебники, статьи изданий периодической  печати, а так же информацию с  сайтов агентства internet. 

1 Теоретические особенности  методов неценовой  конкуренции в  химической промышленности 

1.1Неценовая  конкуренция  и ее сущность

В экономическом  словаре: неценовая конкуренция - это  метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство  над конкурентами, а достижение более  высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

Неценовая конкуренция проводится, главным  образом, посредством совершенствования  качества продукции и условий  ее продажи и сбыта.  

Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям:

  • совершенствование технических характеристик товара;
  • улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя.

       Неценовая конкуренция посредством  совершенствования качества продукции  получила название конкуренции  по продукту. Этот вид конкуренции  основывается на стремлении захватить  часть отраслевого рынка путем  выпуска новых товаров, которые  либо принципиально отличаются  от старой модели, либо представляют  ее модернизированный вариант.  Конкуренция, основанная на совершенствовании  качества, носит противоречивый  характер. С одной стороны, повышение  качества служит способом скрытого  снижения цен и расширения  сбыта; с другой - “качество”- это  субъективная оценка, которая открывает  возможности фальсификации качества  путем рекламы и красивой упаковки.

     Неценовая конкуренция путем совершенствования  сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствования торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.

     Неценовая конкуренция ведется за счет снижения издержек, повышения качества продукции  и услуг, надежности, улучшения условий  оплаты, гарантийного и послегарантийного  обслуживания, совершенствования методов  сбыта. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством  продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых  факторов. Чем уникальнее предложение  продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы  в установлении цен выше, чем у  конкурирующих товаров. Каждая из фирм, выступающих на рынке, стремится, по крайней мере, сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень  и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем  и качество сервиса, реклама и  другие мероприятия.

     В настоящее время многие компании предпочитают улучшать потребительские  свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении  реализационных цен. При соответствующей  рекламе такая «скрытая» скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию у современного потребителя, который так часто  связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством товара.

     Захват  рынка с помощью проникновения  на него на основе разработке нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары, также  происходит при неценовой конкуренции. В мире успех неценовой конкуренции  определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии) техническим  уровнем, качеством и надежностью  товара, подтвержденным сертификацией  в общепринятых центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами, это говорит о большом развитии неценовых форм конкуренции.

     В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые  исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его  отношения к тем или иным товарам. Эти исследования дают производителю  информацию, которая позволяет ему  более точно представлять будущих  покупателей его продукции, более  точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его  действий, уменьшать риск неудачи  и т.д.

     Товары, которые производятся на основе маркетинговых исследований, имеют большие шансы для того, чтобы быть востребованными на рынке. Применение научных методов способствует достижение положительных результатов, которые планирует получить производитель. Однако необходимо не только их соответствие запросам покупателей и грамотная рекламная компания производителя. Также важную роль играет, каким образом он будет конкурировать на рынке.

     Неценовая конкуренция по сравнению с ценовой  является наиболее важной составной  частью в конкурентной борьбе. Многие фирмы понимают это, и стараются  конкурировать только неценовыми методами, так в настоящее время они  приобретают большую весомость  в глазах потребителей. По ним они  легко могут оценить все достоинства  и недостатки товара. Цена же не может  дать такого определения, поэтому её мерило ценности товара отражает только стоимость материалов, которые были использованы при производстве товара. [6, стр.89-90]. 
 

       
 

1.2 Дифференциация продукта

Дифференциация  продукта определение гласит, что  это процесс, при котором продукт  отличается от других, так что он призывает к более целевой  аудитории. Другие, чем отличительный  продукт от конкурентов, этот процесс  должен обеспечить продукт отличается от всех других продуктов, которые предлагает компания.  
 
Дифференциация продукции дает продукт или услугу преимущество над конкурирующими продуктами. Он подчеркивает уникальные аспекты продукции, а также генерирует значение для продукта в глазах покупателя, который должен быть конечной целью любого производителя. Когда покупатель видит, разница, когда он будет помнить продукт и купить его, в результате чего рост продаж для компании.  
 
Дифференциация продуктовой стратегии  
 
Задача компании сталкиваются в создании продукта дифференциация, чтобы придумать стратегию, которая не только создает стоимость для покупателей, но и делает его трудным для конкурирующих компаний для подражания. Независимо компания делает для достижения этой цели можно назвать стратегию дифференциации продукта. 

     Вероятность того, что легкое вступление в отрасли  с монополистической конкуренцией будет содействовать разнообразию продукции и улучшению продукта, является, возможно, искупающей чертой монополистической конкуренции, которая  может компенсировать полностью  или частично “издержки”, связанные  с этой рыночной структурой.

     Здесь действительно существуют два довольно ясных обстоятельства:

     1) дифференциация продукта в какой-  то данный момент времени;

     2) улучшение продукта с течением  времени.

     Дифференциация  продукта означает, что в любой  момент потребителю будет предложен  широкий ряд типов, стилей, марок  и степеней качества любого данного  продукта. По сравнению с ситуацией  при чистой конкуренции это для  потребителя определенно означает ощутимые преимущества. Диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяется производителями  более полно. Но скептики предупреждают  о том, что дифференциация продукта не является чистым благом. Быстрое  увеличение ассортимента продуктов  определенных типов может достичь  такого уровня, когда потребитель  начнет путаться, разумный выбор станет трудным и покупка будет отнимать много времени. Разнообразие выбора может добавить остроты в жизнь  потребителя, но только до определенного  момента. Некоторые наблюдатели  боятся также того, что потребитель, столкнувшись с несметным числом похожих товаров, может начать судить об их качестве лишь по цене, то есть потребитель  может нерационально предположить, что цена обязательно служит показателем  качества продукта.

     Конкуренция продуктов является важным средством  реализации технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Такое совершенствование  продукта может быть нарастающим  в двух различных смыслах. Во-первых, удачное улучшение продукта одной  фирмы обязывает конкурентов  подражать или, если они могут  это сделать, превзойти временное  рыночное преимущество этой фирмы, в  противном случае им не избежать убытков. Во- вторых, прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его  улучшений. Однако, опять имеются  значительные критические замечания  относительно изменений продукта, которые  могут произойти в условиях монополистической  конкуренции. Критики указывают  на то, что многие изменения продукта в большей степени являются кажущимися, чем действительными. Они представляют собой незначительные временные  изменения в продукте, которые не увеличивают его долговечности, эффективности или полезности. Более экзотическая тара, яркая упаковка или “наведение блеска” составляют зачастую главные направления изменений продукта. Доказывается также, что особенно в случае с потребительскими товарами длительного пользования и товарами ограниченного срока пользования изменение может происходить по принципу “запланированного морального износа”, когда фирмы улучают свой продукт ровно в той степени, которая необходима для того, чтобы заставить среднего покупателя почувствовать неудовлетворенность прошлогодней модели.

Информация о работе Не ценовая конкуренция в химической промышленности