Некоторые аспекты оценки экономической в странах с переходной экономикой (на примере Казахстана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:36, статья

Описание

Эффективное использование имеющегося научно-технического и производственно-ресурсного потенциалов, высокого общеобразовательного уровня населения может облегчить Казахстану процесс вхождения в общемировое хозяйство и позволит вписаться в новую волну научно-технической революции для создания эффективной национальной экономики.

Работа состоит из  1 файл

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

В этой связи  для разных стран в зависимости  от конкретных условий складывающейся в них экономической ситуации и проводимой правительствами этих стран экономической политики, одному и тому же уровню текущей инфляции соответствует различные темпы экономического роста, которые полностью определяются потенциалом экономического роста страны x = s* - s.

Правомерно, что  для каждой страны в зависимости  от тех конкретных экономических  условий, которые в ней сложились и имеющихся потенциальных возможностей экономического роста имеется свой инфляционный барьер s*, который разделяет экономический рост и спад экономики. Можно отметить, что пороговый уровень инфляции s* полностью определяется экономической политикой Правительства и Национального Банка.

Действительно, Е. Балацкий показал, что 

s* = z+ y0(1+z)[ls0 + t(q0+h0)], 
где: z - темпы прироста мультипликатора инвестиций; y0 -значение мультипликатора инвестиций в базовом году; l - темпы прироста инвестиций в основной капитал; s0 - инвестиции в основной капитал в базовом году; t - темпы прироста государственных расходов; q0 - удельный вес налогов в базовом году; h0 - относительный дефицит государственного бюджета (относительный дефицит государственного бюджета - это разница между государственными расходами и налоговыми поступлениями).

Следовательно, значение порогового уровня инфляции определяется как текущим состоянием экономики, так и основными параметрами  экономической политики. Изменяя  эти параметры государство в той или иной мере может регулировать значение потенциала экономического роста, поддерживая его в области положительных значений. В соответствии с этим, потенциал экономического роста x может рассматриваться как естественный критерий экономической безопасности, снижение которого свидетельствует о приближении экономического спада и, следовательно, о возможных угрозах экономической безопасности.

Поэтому для  каждой страны основные параметры макроэкономической политики должны разрабатываться с  учетом требований создания макроэкономических условий для роста экономики, а не абстрактных требований поддержания низких темпов инфляции и дефицита государственного бюджета. В противном случае экономическая политика, как видно из примеров постсоветских республик, может привести и приводит не только к большим социальным издержкам, но и к длительной стагнации экономики.

В соответствии с этим коренным образом должен измениться подход к выработке макроэкономической политики как на долгосрочную перспективу, так и на ближайший период, формированию ее краткосрочных и долгосрочных целей. Исходным пунктом и основной целью макроэкономической политики при этом должно быть не поддержание темпов инфляции на уровне 8 - 10 % в год, а увеличение потенциала экономического роста, т.е. целевая функция s (r) min должна быть заменена на x (r) max.

Максимизация  потенциала экономического роста x = s* - s возможна несколькими способами, каждому их которых соответствует  своя модель экономической политики, теоретическими основами которой являются кейнсианская и монетарная модели государственного регулирования.

Первый способ состоит в том, что государство  последовательно проводит политику стимулирования совокупного спроса, т.е. пороговый уровень инфляции s* поддерживается на достаточно высоком уровне на основе более полного использования имеющихся в стране факторов производства. При этом рост уровня текущей инфляции и бюджетного дефицита отходят на второй план и рассматриваются как нежелательные, но второстепенные проблемы. Эта модель экономической политики по существу является кейнсианской моделью в ее чистом виде и хорошо зарекомендовала себя при выходе из мирового экономического кризиса в 30-е годы.

Начиная с некоторого момента положительный потенциал  такой модели экономической политики исчерпывается в связи с накоплением отрицательных явлений, например таких, как снижение предпринимательской активности и рост бюджетного дефицита, которые проявляются на макроуровне. По мере достижения критической массы отрицательных моментов темпы роста текущей инфляции начинают опережать темпы роста пороговой инфляции, потенциал экономического роста экономической политики понижается и, следовательно, темпы экономического роста падают.

Второй способ предусматривает жесткий контроль над уровнями текущей инфляции и бюджетного дефицита. В наиболее чистом виде такая модель экономической политики соответствует монетарной модели. Именно такая модель является теоретической и методологической базой проводимой во всех странах мира экономической реформы, включая и постсоциалистические страны.

Монетарная модель имеет свои пределы роста. Действительно, в результате "шоковой терапии" и проведения жесткой рестриктивной  денежно-кредитной политики, уменьшения роли государства в управлении экономикой и свертывания социальных программ, как показывает международный опыт, в том числе и Казахстана, удается в приемлемые сроки резко снизить уровень текущей инфляции. Негативным явлением становится то, что при этом быстро снижается и пороговый уровень инфляции. Поэтому, на первом этапе в ряде случаев имеет место стабилизация экономической ситуации и начинается подъем экономики. Однако текущая инфляция имеет свои нижние границы, которые определяют ее естественный уровень. Поэтому, через какой-то промежуток времени уровни текущей и пороговой инфляции сближаются, потенциал экономического роста оказывается исчерпанным и экономика страны вновь оказывается в кризисном состоянии. В этой связи продолжение такой экономической политики на протяжении длительного периода времени также, как и кейнсианской, приводит к кризису и продолжительной стагнации.

Для достижения более или менее устойчивого  экономического роста и предупреждения экономических кризисов в этой связи, на наш взгляд, необходима сознательная и своевременная смена моделей  экономической политики, проводимой государством: с модели с преобладающей кейнсианскими методами регулирования экономики на монетарную, и наоборот.

В этом случае теоретически возможно добиться устойчивого экономического роста на протяжении длительного  периода времени. Не дожидаясь полного исчерпания потенциала экономического роста проводимой государством модели экономической политики проводится ее смена на другую модель. Это позволяет говорить об объективно существующих "экономико-политических" циклах, которые базируются на экономических циклах.

Естественно, что  при этом не достигается максимально  возможный для данной модели рост экономики. Однако это компенсируется тем, что экономика страны избегает кризисной ситуации. В этой связи  Г. Колодко отмечает, что "представляется более целесообразным поддерживать стабильные, но относительные высокие темпы роста в течение длительного времени, чем стремиться их максимизировать в определенном периоде, который может завершиться быстрее, чем ожидается. В таком случае возрастет вероятность того, что равновесие в экономике нарушится и темпы роста в итоге снизятся, а значит, и результаты развития в целом окажутся не столь впечатляющими" (Колодко Г. Глобализация и сближение уровней экономического развития // Вопросы экономики. 2000. № 10) .

Смена модели проводится в зависимости от складывающейся экономической ситуации и возможных  вариантов ее развития на рассматриваемый  период. Основными индикаторами, которые  могут объективно сигнализировать  о накоплении негативных последствий  проводимой экономической политики и необходимости ее корректировки для предотвращения экономического спада могут служить значения текущего и порогового уровня инфляции s и s* .

Таким образом, можно утверждать, что кейнсианская и монетарная модели не являются антагонистичными. Наоборот, они дополняют друг друга в рамках экономической политики, имеющей своей целью обеспечение устойчивого экономического роста, т.е. являются разными сторонами одной и той же медали. Как показывает международная практика, до настоящего времени такая смена модели экономической политики происходит либо в результате уже наступившего экономического кризиса, либо в результате "демократического выбора", т.е. в результате смены в той или иной стране правящей партии, которая наступает по мере накопления отрицательных последствий проводимой экономической политики.

В этой связи  следует отметить, что актуальным продолжает оставаться вопрос, насколько  проводимая в нашей стране экономическая  политика отвечает требованиям достижения экономического роста и не ведет ли она к продолжительной стагнации казахстанской экономики.

Как известно, монетарные методы эффективны при подавлении инфляции спроса. В этом отношении либерализация  цен в 1992г. в основном решила эту  проблему, перевела подавленную инфляцию в открытую. В этой связи к настоящему времени резко изменился характер инфляции. Доминирующей формой в настоящее время стала инфляция издержек, подавление которой только монетаристкими методами невозможно. Для снижения уровня инфляции издержек необходимы структурная перестройка экономики страны в целом, коренное обновление производственного аппарата на основе новой техники и технологии.

Поэтому на настоящем  этапе экономической реформы  доминантой должна быть не борьба с  инфляцией и бюджетным дефицитом  любой ценой, а задача структурной перестройки экономики, повышение ее эффективности и роста производства.

Вместе с тем, проводимая в настоящее время  в Республике Казахстан экономическая  политика, подчиненная обязательному  выполнению очень и очень жестких  требований МВФ, не отвечает задачам формированиям эффективной национальной экономики и способствует снижению потенциала экономического роста.

Действительно, расчеты показывают, что за годы реформы потенциал экономического роста Республики Казахстан существенно снизился (Амренов М. Выбор модели экономической политики устойчивого роста (на материалах Республики Казахстан). Дисс. ... канд. эконом. наук) . Так, в 1995г. потенциал экономического роста казахстанской экономики был равен 0.8 и постепенно снижался до 0.029 в 1998г. и был отрицательным в 1999г. Тенденция снижения потенциала экономического роста свидетельствует о реальной угрозе экономической безопасности республики, т.к. вероятным становится продолжительная стагнация. В этом случае, как отмечает Г. Колодко, приближение среднедушевого производства ВВП в Казахстане к уровню развитых стран (30 000 долларов США по паритету покупательной способности) состоится не ранее 2083г.

По нашим расчетам, при проведении эффективной экономической  политики, полностью реализующей потенциальные возможности казахстанской экономики, достижение уровня доходов, соответствующего современному уровню доходов среднеразвитых стран, возможно не ранее 2017г. Для этого нужно обеспечить стабильные темпы экономического роста при максимальной занятости населения.

Однако, проводившаяся  в республике экономическая политика была, как уже отмечалось, в основном направлена на подавление инфляции в  ущерб развитию реального сектора  экономики. В этой связи, по нашим  расчетам, в 1996г. была упущена реальная возможность вывода казахстанской экономики на траекторию роста. Продолжение монетарной политики, в то время как следовало бы перейти к более активной политике стимулирования совокупного спроса, привело к тому, что фактический рост ВВП был на 5 - 6 % ниже потенциально возможного. В результате стартовые условия для подъема казахстанской экономики ухудшились по сравнению с 1996г., а объем производства ВВП в 2000г. при наиболее благоприятной международной конъюнктуре всего на 3% превысил уровень 1994г.

Главная цель реформирования модели социально-экономического развития общества состоит, как уже отмечалось, в создании эффективной национальной экономики, способной обеспечить высокий  уровень жизни населения страны. Решение вспомогательных задач, связанных с достижением макроэкономической стабилизации и выводом экономики из кризисного состояния, как бы они ни были важны сами по себе, не должны отодвигать на второй план интересы достижения этой стратегической цели. В соответствии с этим естественная цель хозяйственной политики заключается в создании и поддержании условий устойчивого экономического роста путем стимулирования совокупного спроса.

Для этого в  странах с переходной экономикой, в том числе и в Казахстане, необходимо пересмотреть основные положения денежно-кредитной и бюджетной политики, изменить целевую функцию макроэкономической политики с формального доведения уровня инфляции и бюджетного дефицита до среднемировых значений на поддержание потенциала экономического роста в области положительных значений. Такая экономическая политика будет способствовать формированию механизма адаптации к инфляции и процентным ставкам, приведет в соответствие уровень развития денежного хозяйства потребностям реального сектора экономики, позволит решить проблему неплатежей и оживить экономику. Все это, в свою очередь, позволит решать и вопросы обеспечения экономической безопасности и независимости страны.

Информация о работе Некоторые аспекты оценки экономической в странах с переходной экономикой (на примере Казахстана)