О конкуренции в банковском секторе Челябинской области в 2007-2010 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание

Целью научной работы является оценка результатов конкурентной борьбы на рынке банковских услуг Челябинской области в 2008-2010 гг.
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить понятие конкуренция.
2. Проанализировать рынок ресурсов корпоративной клиентуры.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1.Конкуренция на рынке банковских услуг Челябинской области……..………………………………………………………..….……….5
1.1. Конкуренция: понятие, сущность……………………………………….5
1.2. Рынок ресурсов корпоративной клиентуры……...…………………….8
1.3. Рынок кредитования ………………………………………..….………..9
1.4. Рынок вкладов населения………………………………………..…….10
Глава 2. Конкуренция в Челябинской области по ресурсам коммерческого банка……………………………………………………………………………12
2.1.Активы – первый показатель конкурентоспособности банка…………..12
2.2. Капитал как индикатор работы банка на конкурентных рынках……...14
2.3. Балансовая прибыль – как показатель конкурентоспособности коммерческого банка………………………………………………………….15
2.4.Прогноз развития банковского сектора Челябинской области…………17
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………...……………….………19
Приложения1………………………………………..………

Работа состоит из  1 файл

О конкуренции в банковском секторе Челябинской области в 2007-2010 годах.doc

— 795.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Окончание таблицы 1

Ф.А. Хайек

процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным.

Макконнелл К.Р. и Брю С.Л.

Конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его

Фрэнк Найт

определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы

А. Смит

Конкуренция как поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают

на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это та самая "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического производства. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли

П. Хайне

Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам

статья 4 ФЗ «О защите конкуренции»

соперничество хозяйствующих субъектов при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке

Автор

Конкуренция – взаимоотношения между  организациями одного или разного вида, соперничество, старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным, борьба за более выгодные условия, продажи, покупки, которые занимаются в одной определенной отрасли. Двигатель экономического прогресса.

 

           Конкурентоспособность – величина изменяющая.

            Конкурентоспособность должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

          Конкурентоспособность должна отражать возможность бескризисного функционирования.

Для всесторонне успешной деятельности на рынке компания должна обладать тем или иным абсолютным преимуществом перед конкурентами. В настоящее время конкуренция имеет тенденцию к ужесточению практически на всех уровнях рыночных отношений. Руководитель предприятия должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использовать. Эти преимущества получили название конкурентные преимущества.

        Для обеспечения конкурентоспособности организация должна использовать конкурентоспособную стратегию и планирование. Напомним, что стратегия представляет собой общий, всесторонний план достижения цели, а стратегическое планирование – набор действий и решений, принятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для помощи организации в достижении своих целей.

Конкуренция представляет собой одну из краеугольных концепций экономической теории:

• конкуренция дает экономическим агентам стимулы к лучшему использованию ресурсов, обеспечивая таким образом эффективное использование последних;

• конкуренция связана с характеристиками рыночной структуры;

• конкуренция выступает тем механизмом, который обеспечивает «рыночную координацию» в противоположность иерархической и гибридной.

Все эти аспекты экономической теории конкуренции чрезвычайно важны для понимания процессов, происходящих в переходной экономике, и в конечном итоге — для выработки рекомендаций для экономической политики. В той степени, в которой конкуренция действительно является необходимым условием эффективности использования ресурсов, именно развитие конкуренции должно выступать критерием оценки любых принимаемых экономических мер. Если мы знаем, как конкуренция зависит от структуры рынка или как должна меняться структура рынка под воздействием конкуренции, то можно оценить фактический уровень конкуренции и ориентиры — и для развития рынка, и для экономической политики.

 

1.2.           Рынок ресурсов корпоративной клиентуры

Ресурсы корпоративной клиентуры обслуживаются банками тремя  основными способами: средства на расчетных счетах предприятий, депозиты, вклады. Депозиты – это один наиболее  значительных, устойчивых и дешевых банковских пассивов, с другой стороны, расчетное обслуживание корпоративных клиентов само по себе позволяет банку зарабатывать на комиссионных, что очень существенно в условиях постоянного снижения уровня ставки рефинансирования.

              На  сегодняйший день наиболее привлекательным для клиентов является тот банк, который может предоставить весь спектр банковских услуг, а не только качественное расчетно-кассовое обслуживание.

 

 

1.3.           Рынок кредитования

Кредитование предприятий на сегодняйший день является основным источником операционных доходов коммерческого банков. Поэтому благополучие банков в значительной мере зависит от наличия надежных заемщиков, и борьба за таких клиентов ведется достаточно агрессивно и жестко (структура рынка кредитования показано в приложении 1). Одним из серьезных сдерживающих факторов, не позволяющим нашим банкам увеличить кредитный портфель, является недостаток собственных средств для выполнения норматива Н6 по инструкции ЦБ РФ.

Банки не имея в своем распоряжении «длинных пассивов», не готовы на сегодняйший день кредитовать проекты, требующие отвлечения средств на большие (свыше года)сроки, что существенно ограничивает емкость кредитного портфеля.

 

 

Рисунок 1. Структура кредитов местных банков Челябинской области

В данном рисунке представлена структура выданных кредитов местных банков Челябинской области. Здесь мы можем увидеть что лидирующую позицию занимает Челиндбанк (25%). Наименьшую долю выданных кредитов занимает «НБК-Банк».( Рисунок 1,2).

Рисунок 2. Изменение удельного веса кредитов местных банков Челябинской области

 

1.4.           Рынок вкладов населения

За рубежом вклады населения считаются одним из наиболее устойчивых банковских пассивов с четко определенной срочностью. В нашей стране особенности законодательства позволяют вкладчику изымать основную сумму вклада до окончания срока договора. Эта особенность в кризисных ситуациях фактически приравнивает все срочные вклады к средствам до востребования.

В относительно стабильных условиях, которые мы имеем в 2007-2010 гг., указанный ресурс же остается в определенной мере привлекательным. Можно выделить три основные отличительные особенности данного сегмента рынка. Во-первых, банки имеют возможность привлекать средства населения за счет «кубышек» граждан. Во-вторых, на данном рынке функционирует монополист в лице Сберегательного банка РФ. Что определенным образом снижает возможности коммерческих банков по маневрированию процентными ставками. Можно так же отметить относительно высокую стоимость ресурсов физических лиц. Это связано с тем, что физические лица имеют альтернативны использования свободных ресурсов, прежде всего на потребительском рынке и рынке наличной валюты. То есть ставки по вкладам снизу достаточно жестко ограничены уровнем обесценения национальной валюты.

Учитывая специфику привлечения сбережений населения, можно говорить об относительно невысокой значимости этого рынка для банков. Особенно это проявляется в условиях избыточности ликвидности, когда многие банки, не имея возможности эффективного размещения средств, осознанно минимизируют свое присутствие на рынке частных вкладов.

Рисунок 3.Структура депозитов местных банков

 

В данном рисунке представлен график структуры депозитов местных банков.(Рисунок 3) (Приложение 2). Из него следует, что самым крупным местным банком по привлечению депозитов населения с 01.01.07 по 01.01.11 является «Челиндбанк»(около 31%), второе место «Кредит Урал Банк», третье место занимает «Челябинвестбанк». За период 01.01.07-01.01.10 самым наименьшим пассивом является банк «Хлебный», в настоящее время он переименован как «НБК-Банк».

01.01.2011 в борьбу вступил УИК-Банк.(Рисунок 4).

 

Рисунок 4. Изменение удельного веса депозитов местных банков  Челябинской области

Глава 2. Конкуренция в Челябинской области по ресурсам коммерческого банка.

2.1.Активы – первый показатель конкурентоспособности банка.

В экономической теории под активами в широком смысле понимается будущие экономические выгоды, которые можно получить в результате прошлых операций или сделок по приобретению имущества, а также предоставлению своего имущества во временное пользование третьим лицам.

              Будущие экономические выгоды связаны со способностью приносить прибыль своему владельцу при погашении требований, обмене их на что -то, предоставляющее ценность для владельца, путем использования их в производственной деятельности или путем применения для погашения обязательств. Выгоды от активов обычно принимают форму притока чистой наличности. Для того, чтобы стать активов, любой ресурс, кроме наличности должен отдельно или в сочетании с другими ресурсами обеспечивать прямо или косвенно будущий приток денежных средств.

              Активы коммерческого банка – это статьи бухгалтерского баланса, отражающие размещение и использование ресурсов коммерческого банка. Банковские активы обычно образуются от размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода, поддержания ликвидности и обеспечения функционирования банка. Именно в результате активных операций банк получает основную часть своих доходов.

             

Рисунок 5. Структура Активов местных банков Челябинской области

 

В балансовых счетах российских коммерческих банков выделяют следующие агрегированные статьи активов:

              1.Денежние средства и счета в Центральном банке РФ;

              2.Государственные долговые обязательства;

              3.Средства в кредитных организациях;

              4.Чистые вложения в ценные бумаги для перепродажи;

              5.Чистая ссудная и приравненная к ней задолженность;

              6.Проценты начисленные;

              7.средства, переданные в лизинг

              8.Основные средства и нематериальные активы, хозяйственные материалы, малоценные и быстроизнашиваемые предметы.

              9.Чистые долгосрочные вложения в ценные бумаги и доли;

              10.Расходы будущих периодов по другим операциям;

              11.Прочие активы(Приложение 3)

 

Рисунок 6 Изменение удельного веса активов местных банков Челябинской области

На рисунке 5, мы видим что наибольшие активами с 01.01.07 по 01.01.11  обладает Челиндбанк.(26%).также средние активами обладают банки «Кредит Урал Банк» и «Челябинвестбанк»(около 20%). Наименьшими активами обладают банки «Уралпромбанк», «Банк Резерв», «НБК-Банк»(Рисунок 6). За периоды с 01.01.07-01.01.11 глобальное изменение в структуре активов не происходит. За эти периоды все банки увеличили свою долю активов.

 

 

 

2.2. Капитал как индикатор работы банка на конкурентных рынках.

Капитал является одной из наиболее важных интегральных характеристик коммерческого банка. Его размер в абсолютной выражении определяется способность банка сохранять устойчивость кризисные периоды, иными словами, характеризует возможности кредитной организации нести убытки без нанесения серьезного ущерба своей платежеспособности. Капитал также отражает совокупную эффективность работы банка, степень доверия акционеров и клиентов к его деятельности, качество менеджмента. В настоящее время, принимая во внимание требование ЦБ РФ по выполнению экономических нормативов, капитал является ограничителем масштабов банковских операций, осуществляемых коммерческими организациями. Поэтому динамику данного показателя можно считать важнейшим индикатором успешной работы банка.(см.приложение 4).

 

Рисунок 7. Структура капиталов местных Челябинских банков

 

Для осуществления своей деятельности коммерческие банки должны иметь в своем распоряжении определенные ресурсы. (Рисунок 7).

Капитал банка представляет собой совокупность различных по назначению полностью оплаченных элементов, обеспечивающих экономическую самостоятельность, стабильность и устойчивую работу банка. Обязательным условием для включения в состав собственного капитала тех или иных средств является их способность выполнять роль страхового фонда для покрытия непредвиденных убытков, возникающих в процессе деятельности банка, позволяя тем самым банку продолжать проведение текущих операций в случае их появления.

Информация о работе О конкуренции в банковском секторе Челябинской области в 2007-2010 годах