Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ занятости и безработицы, пути её преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
-раскрыть понятие и сущность занятости, рассмотреть существующие теории занятости;
-рассмотреть безработицу, её виды и последствия;
-проанализировать рынок труда по России;
-рассмотреть существующую потребность российского рынка труда в иностранных работниках;
-рассмотреть возможные пути регулирования безработицы в РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована проблема, её актуальность, поставлены цели и задачи для рассмотрения данной проблематики.
В первой главе мы раскроем определения занятости и безработицы, рассмотрим представленные учёными некоторые теории занятости, подробно рассмотрим виды безработицы, а также её последствия и влияние на все стороны жизни общества. Вторая глава посвящена современным проблемам занятости в целом по России, в ней мы рассмотрим различные взгляды на потребность российских предприятий в иностранной рабочей силе, рассмотрим пути и способы регулирования безработицы.
Рассмотрев
рынок труда по России, следует
отметить, что рынок труда в России
несбалансирован. Также, основываясь на
мнениях людей, непосредственно связанных
со сферой безработицы (замглавы Федеральной
службы по труду и занятости, ведущего
учёного ЦЭФИР, проректора ВШЭ), можно
подвести итог: сухая статистика безработицы
не может гарантировать стопроцентно
достоверных цифр, ведь она учитывает
только фиксированные данные. К сожалению
в нашей стране люди неохотно обращаются
в центры занятости, также уровень таких
малых пособий по безработице способствует
лишь тому, что российскому человеку проще
пойти работать на низкооплачиваемую
работу, чем сидеть дома, этого статистика
не учитывает, скрытая безработица растёт.
Возможно, в ближайшем будущем, при сохранении
нынешних темпов экономического роста,
ситуация исправится. Дело в том, что уже
сейчас потребности экономики значительно
превышают предложение со стороны экономически
активного населения. Учитывая негативные
демографические тенденции, работодатели
вынуждены будут повышать зарплаты и качество
труда, конкурируя между собой за квалифицированных
специалистов. Сектор неквалифицированного
труда, по всей видимости, по-прежнему
будет заполнен за счет привлечения дешевой
иностранной рабочей силы.
2.2
Рынок труда РФ
и потребность
российских предприятий
в иностранных
работниках
Проблема рабочей силы перед Россией с каждым годом стоит все более остро. В связи с критической демографической ситуацией с каждым годом все острее ощущается нехватка трудового населения. Также сказывается и
то, что избалованные жители городов отказываются идти на тяжелую и низкооплачиваемую работу. В таких условиях спасти ситуацию может только приток дешевой рабочей силы из-за рубежа.
Трудовая миграция в Россию проходит в условиях сложной и противоречивой ситуации на рынке труда. Структурная перестройка экономики привела к абсолютному высвобождению работников.
Несмотря
на рост масштабов безработицы
Что касается территориального распределения свободных рабочих мест, то более 1/5 их приходится на Урал и Западную Сибирь и около 1/3 на Центральный район. Остро ощущается нехватка кадров на севере Тюменской области - в Ханты-Мансийском и Ямала - Ненецком автономных округах. В Центральном экономическом районе вакансии и свободные рабочие места концентрируются в основном в столичной агломерациии. На Москву и Московскую область приходится примерно 50% общего количества вакансий по данному региону.
Серьезными различиями характеризуется распределение свободных рабочих мест на Северном Кавказе. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области вакансии составляют 55% общего числа по региону. И хотя именно в эти районы направляется наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, он не может покрыть сохраняющийся спрос на рабочую силу по отдельным профессиям и специальностям. Российские города и регионы не могут вместить всех имигрирующих, настолько огромен их приток. Для того, чтобы хоть как-то контролировать поток гастарбайтеров, стремящихся в Россию, с 2002 г. в нашей стране введена система квотирования иностранной рабочей силы.
В этом году квота на привлечение иностранной рабочей силы по сравнению с предыдущим существенно выросла: почти 320 тыс. рабочих мест по сравнению с прошлогодними 213 тысячами. По регионам России квоты распределены очень неравномерно. Самое большое количество иностранцев готова принять столица – квота для Москвы составляет 100 тыс. человек. Московская, Читинская области, Приморский и Хабаровский края готовы принять от 14 до 17 тыс. человек. В то же время Коми-Пермяцкий автономный округ ждет всего 20 человек, Чувашия – 12, Эвенкия – 3 человека, Корякский АО вообще не запросил иностранных работников.
Квотирование притока рабочей силы распространяется только на граждан тех стран, с которыми у России установлен визовый режим. Из стран СНГ визовый режим установлен с Грузией и Туркменией. В то же время основной приток иностранной рабочей силы в Россию идет из безвизовых стран – Молдавии, Таджикистана, Украины, и их количество намного превышает установленные квоты. Кроме того, помимо официально разрешенного количества иностранных работников в Россию ежегодно прибывают тысячи нелегалов. Еще одна причина, по которой многие специалисты считают существующую систему квотирования не очень эффективной, это то, что списки на квоты составляются за год до планируемого прибытия работников. К моменту их приезда ситуация в регионе может сильно измениться, и работодателю-заказчику уже могут не понадобится работники. В то же время возможно появление других нанимателей, которым нужна рабочая сила, но у которых нет разрешения на приглашение иностранцев.
Между
тем система квотирования иностранной
рабочей силы в некоторых случаях
может стать эффективным
Многие экономисты и демографы выступают за отмену квот на иностранных работников. "Иммигранты – единственная надежда на будущее для нашей страны", – считает директор московского Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский. С ним согласен Герман Греф, который еще в прошлом году заявлял, что при квотировании импорта рабочей силы "ни о каком удвоении ВВП не может быть и речи". В 2005 г. Федеральная служба по труду и занятости предложила внести поправки в закон о правовом положении иностранных граждан и об упразднении этой квоты, однако до сих пор она не отменена. Существует и ещё одно мнение по этому поводу.23
В ближайшие 20 лет России потребуется около 25 млн. трудовых мигрантов. В противном случае из-за стремительного сокращения трудоспособного населения экономике страны грозит стагнация, а пенсионной системе – упадок. Такие выводы следуют из подготовленного Институтом экономики переходного периода (ИЭПП) обзора "Экономико-политическая ситуация в России ".
Население страны стремительно сокращается в течение последних 15 лет, и к этому уже все привыкли. Однако непосредственно на состоянии трудовых
ресурсов этот факт начинает отражаться только сейчас. Причем в ближайшие годы сокращение рабочих рук российского происхождения будет только нарастать. Если в этом году трудоспособное население страны сократится примерно на 300 тыс. человек, то в последующие годы масштабы будут нарастать, до 1 млн. человек ежегодно в 2010–2018 годах. В результате к 2026 году трудовой потенциал страны уменьшится на 17–18 млн. человек. Если учесть, что сейчас трудоспособное население России составляет 67 млн. человек, то, согласно расчетам авторов обзора, страна лишится более четверти рабочих рук. По мнению экспертов ИЭПП, заполнить увеличивающуюся брешь можно исключительно за счет миграции рабочей силы из-за рубежа.
Впрочем,
руководитель Центра социальной политики
Института экономики РАН
Аналитики
отмечают, что России можно будет
рассчитывать в основном лишь на низшие
слои мирового мигрантского потока, поскольку
люди, имеющие образование и
Между тем действия властей в этом направлении трудно назвать последовательными. В конце прошлого года правительством был утвержден ряд поправок в миграционное и трудовое законодательство. С одной стороны, по ним с этого года процедура регистрации мигрантов несколько упрощается, но с другой – вводятся квоты и ограничения на трудовую деятельность. Например, с 15 января доля иностранных рабочих в сфере розничной торговли должна быть снижена до 40%, а с апреля им вообще запретят заниматься этим видом деятельности. В таких же сферах, как продажа алкоголя, лекарств и игорный бизнес, для них уже введен полный запрет. По мнению экспертов, данные решения носят популистский характер. "Власть неявно, втихую, подобные ограничения просто будет вынуждена либо отменить, либо их нивелировать, – уверен Гонтмахер, – поскольку данные действия совершенно лишены всякого смысла и идут во вред развитию страны".24А что же думают россияне по поводу привлечения иностранной рабочей силы, действительно ли в ней залог поднятия экономики страны? Недавно ВЦИОМ было проведено исследование в виде анкетного опроса на тему привлечения рабочих из Китая.25 Результаты такие.
Более
половины из них считают, что использование
труда китайских наёмных
О том,
что российские компании, включая
государственные, используют в качестве
рабочей силы китайских работников,
более-менее информировано
По поводу тезиса, что приток китайской рабочей силы восполняет ее дефицит в России, мнения разделились - 40% поддерживают это мнение, 38% - нет. Респонденты скорее не согласны с тем, что при этом повышается производительность труда на российских предприятиях (28% согласны с таким мнением, 46% - нет).
Жители Дальневосточного федерального округа, чаще других россиян сталкивающиеся с китайскими наёмными работниками, настроены по отношению к ним, как правило, более позитивно, чем остальные опрошенные. Они тоже склоняются к мнению, что использование труда наёмных работников из Китая ведёт к увеличению безработицы среди местного населения (63% против 31%), но отмечают и то, что это помогает восполнить дефицит рабочей силы в России (52% против 35%) и повысить производительность труда (43% против 33%).
Кроме того, жители Дальнего Востока, в отличие от опрошенных из других округов, не склонны связывать с китайскими наёмными работниками ухудшение криминогенной обстановки (33% полагают, что присутствие этих работников ведёт к росту преступности, а 50% - что не ведёт).
Китай для России является сегодня преимущественно поставщиком товаров широкого потребления (отмечают 74% россиян) и дешёвой рабочей силы (43%). Лишь по 5-8% респондентов считают, что Китай - это рынок сбыта нашего наукоёмкого производства и перспективный рынок энергоресурсов.
Россия же для Китая, в свою очередь, это ёмкий рынок сбыта китайской продукции (63%), перспективное направление для миграции избыточного населения (25%), поставщик энергоресурсов (21%) и рынок труда (14%).
Несмотря на то что в других регионах России абсолютная величина потребности в работниках значительно меньше, недокомплект кадров ощутим и там, особенно на отдельных предприятиях.26
Таким образом, подробно рассмотрев потребность российских предприятий в привлечении иностранных граждан, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и ее регионам. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях (даже при растущей безработице и общем падении жизненного уровня населения), существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут заполнить имеющиеся "ниши" занятости только за счет россиян и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за