Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ занятости и безработицы, пути её преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
-раскрыть понятие и сущность занятости, рассмотреть существующие теории занятости;
-рассмотреть безработицу, её виды и последствия;
-проанализировать рынок труда по России;
-рассмотреть существующую потребность российского рынка труда в иностранных работниках;
-рассмотреть возможные пути регулирования безработицы в РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована проблема, её актуальность, поставлены цели и задачи для рассмотрения данной проблематики.
В первой главе мы раскроем определения занятости и безработицы, рассмотрим представленные учёными некоторые теории занятости, подробно рассмотрим виды безработицы, а также её последствия и влияние на все стороны жизни общества. Вторая глава посвящена современным проблемам занятости в целом по России, в ней мы рассмотрим различные взгляды на потребность российских предприятий в иностранной рабочей силе, рассмотрим пути и способы регулирования безработицы.
рубежа.
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ
Безработица
представляет собой макроэкономическую
проблему, оказывающую наиболее прямое
и сильное воздействие на каждого
человека. Потеря работы для большинства
людей означает снижение жизненного
уровня и наносит серьезную
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда. С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Неуправляемыми темпами растёт скрытая безработица, которую очень трудно посчитать и к которой неприменимы методы статистических подсчётов. Многие граждане РФ просто не желают становиться на учёт в соответственные службы по безработице.
Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий, федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.28
Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и
среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально- экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест. Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. Основными задачами Программы являются:
-обеспечение
правовых, экономических и
-регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
-формирование
эффективной структуры
-предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.
Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах:
Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической необходимостью время.
Вторая
- гарантия свободы выбора способа
своего существования в период незанятости,
в том числе и
Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости. Принципиально важно одно - имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда. Если да, то размер его пособия, продолжительность и регулярность выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут определяться продолжительностью и суммой выплаченного страхового налога (пропорционального размеру заработка), а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы. Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего законодательно установленного периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру расчета пособия (один раз вместо трех), позволит им отказаться от таких "полицейских" обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.29
Важнейшим
элементом формирующейся
1.Путем изменения потребности самого производства в рабочей силе, что и
достигается вводом новых мест, предусмотренным соответствующими национальными и региональными программами;
2.Путем
изменения (уменьшения) потребности
в рабочих местах со стороны
рабочих, что происходит в
Также
для регулирования спроса и предложения
на рабочую силу в 1991 году была создана
Государственная служба занятости населения,
которая помогает неработающим гражданам
в трудоустройстве, а также оказывает
социальную поддержку.
В процессе написания курсовой работы были раскрыты понятия безработицы и занятости, рассмотрены различные теории занятости, подробно изложены проблемы безработицы, её последствия, а также пути регулирования безработицы. Рассмотрены подробно различные факторы, лежащие в основе теорий - труд, капитал. Рассмотрели теорию, суть которой сводится к тому, что безработица – неотъемлемая часть экономики, также мы рассмотрели категории экономически активного населения, рассмотрели факторы, которые характеризуют занятость, как экономическую. Следует отметить, что отношения в области занятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно эта сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений. В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не является такой острой проблемой российской экономики , как это было всего несколько лет назад, хотя это по данным сухой статистики. Следует отметить следующее: наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. Для работодателей по-прежнему является актуальной и перспективной замена уже работающего персонала на более опытных, но дешевых работников. Практически во всех компаниях идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности персонала. Что касается, черновой работы, там спрос намного выше предложения, идёт наём иностранной рабочей силы, как правило дешёвой и согласной работать в предлагаемых условиях. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Они не могут пополнить свои кадры только за счет россиян и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за рубежа.