Оценка трудовых ресурсов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ занятости и безработицы, пути её преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования развития занятости на рынке труда России.

Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:

-раскрыть понятие и сущность занятости, рассмотреть существующие теории занятости;

-рассмотреть безработицу, её виды и последствия;

-проанализировать рынок труда по России;

-рассмотреть существующую потребность российского рынка труда в иностранных работниках;

-рассмотреть возможные пути регулирования безработицы в РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована проблема, её актуальность, поставлены цели и задачи для рассмотрения данной проблематики.

В первой главе мы раскроем определения занятости и безработицы, рассмотрим представленные учёными некоторые теории занятости, подробно рассмотрим виды безработицы, а также её последствия и влияние на все стороны жизни общества. Вторая глава посвящена современным проблемам занятости в целом по России, в ней мы рассмотрим различные взгляды на потребность российских предприятий в иностранной рабочей силе, рассмотрим пути и способы регулирования безработицы.

Работа состоит из  1 файл

Оценка трудовых ресурсов России.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

рубежа. 

2.3. Пути регулирования  безработицы и  занятости в РФ

     

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую  травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.27

Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой  цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда. С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами.

С другой стороны, многие проблемы занятости  приняли глубинный характер. Неуправляемыми темпами растёт скрытая безработица, которую очень трудно посчитать и к которой неприменимы методы статистических подсчётов. Многие граждане РФ просто не желают становиться на учёт в соответственные службы по безработице.

Одновременно  быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

На сегодняшний  день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены  в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов  узаконившего безработицу в России.

Основная  задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения  и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.

Законодательство  предусматривает обязанность вынужденно незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической  эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и т. д.

Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном регионе  обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,  характером поддержки предприятий, федеральными и региональными  органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.28

Реализация  Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и

среднесрочных инвестиционных программ, федеральных  целевых программ, связанных со структурной  перестройкой экономики, программ социально- экономического развития отдельных  регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест. Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. Основными задачами Программы являются:

    -обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих мест, развития кадрового  потенциала в различных отраслях  экономики и регионах Российской  Федерации;

    -регулирование  складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

    -формирование  эффективной структуры занятости  населения, повышение качества  создаваемых рабочих мест; развитие  профессиональной и территориальной  мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

    -предотвращение  роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Гарантии  государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены  в двух основных формах:

Первая - гарантия стабильного источника  дохода на определенное законом и  социально-экономической  необходимостью время.

Вторая - гарантия свободы выбора способа  своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение  года, заниматься поиском работы самостоятельно  или через службу занятости, отказываться или соглашаться на  работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д.

Государство не должно навязывать безработному форму  не только его занятости, но и незанятости. Принципиально важно одно - имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда. Если да, то размер его пособия, продолжительность и регулярность выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут определяться продолжительностью и суммой выплаченного страхового налога (пропорционального размеру заработка), а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы. Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего законодательно установленного  периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах  занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру расчета пособия (один раз вместо трех), позволит им отказаться от таких "полицейских" обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.29

Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в  органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности, вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д. Изучив методы регулирования безработицы и занятости, следует отметить, что регулирование занятости населения можно осуществлять различными путями:

1.Путем  изменения потребности самого  производства в рабочей силе, что и

достигается вводом новых мест, предусмотренным  соответствующими национальными и  региональными программами;

2.Путем  изменения (уменьшения) потребности  в рабочих местах со стороны  рабочих, что происходит в связи  с осуществлением государством  масштабных социальных и социально-экономических мероприятий (расширение контингентов молодежи, обучающейся с отрывом от производства, льготные отпуска женщинам с малолетними детьми, сокращение возраста выхода на пенсию отдельным группам работников).

Также для регулирования спроса и предложения на рабочую силу в 1991 году была создана Государственная служба занятости населения, которая помогает неработающим гражданам в трудоустройстве, а также оказывает социальную поддержку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе написания курсовой работы были раскрыты понятия безработицы и занятости, рассмотрены различные теории занятости, подробно изложены проблемы безработицы, её последствия, а также пути регулирования безработицы. Рассмотрены подробно различные факторы, лежащие в основе теорий - труд, капитал. Рассмотрели теорию, суть которой сводится к тому, что безработица – неотъемлемая часть экономики, также мы рассмотрели категории экономически активного населения, рассмотрели факторы, которые характеризуют занятость, как экономическую. Следует отметить, что отношения в области занятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно эта сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений. В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не является такой острой проблемой российской экономики , как это было всего несколько лет назад, хотя это по данным сухой статистики. Следует отметить следующее: наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. Для работодателей  по-прежнему является актуальной и перспективной замена уже работающего персонала на более опытных, но дешевых работников. Практически во всех компаниях идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности персонала. Что касается, черновой работы, там спрос намного выше предложения, идёт наём иностранной рабочей силы, как правило дешёвой и согласной работать в предлагаемых условиях. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Они не могут пополнить свои кадры только за счет россиян и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за рубежа.

Информация о работе Оценка трудовых ресурсов России