Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ такого экономического явления, как олигополия.
Введение 3
1. Олигополия: понятие и сущность 5
1.1. Олигополистический рынок России 5
1.2. Олигополия сущность и виды 8
2. Модели олигополии 17
3. Типы слияния фирм-олигополистов. Организационно-правовые формы слияний. 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Олигополия: сущности,
виды, модели.
Содержание
Практика экономической жизни показывает, что чаще всего фирмы в условиях олигополии устанавливают цены выше предельных издержек производства, а это означает, что они функционируют при объемах производства меньше тех, которые желательны для потребителя. Следовательно, олигополия не достигает той эффективности в распределении экономических ресурсов, которую обеспечивает совершенная конкуренция. И в этом отношении она сходна с монополией. Однако олигополия все же лучше, чем монополия.
Главным оправданием олигополистической структуры отрасли является то, что она, возможно, наилучшим образом приспособлена для тех видов деятельности, где минимальный эффективный размер производства достаточно велик.
Проблема эффективности
крупных предприятий, которые неизбежно
придают рынку
В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Олигополизированы основные подотрасли химической промышленности (производство удобрений и пр.) и машиностроения (автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.). Крупные предприятия, которые однозначно придают рынку олигополистичекий характер, составляют основу современной российской экономики. Исторически производство в нашей стране развивалась на основе крупной промышленности. Такое положение имело место еще в царской России. Для советской промышленности также была свойственна непропорционально большая доля крупных предприятий при весьма заниженной, по сравнению с экономиками развитых стран, доле мелкого и среднего бизнеса. В новой рыночной экономике возникло много мелких предприятий. Но по-прежнему фактически весь производственный потенциал сосредоточен на предприятиях-гигантах. Поэтому одна из проблем современной российской экономики, помимо поощрения и стимулирования развития малого предпринимательства, состоит в обеспечении экономической эффективности российских фирм-олигополистов и их конкурентоспособности в соответствии с международными стандартами. Из всего вышесказанного становится ясно, что изучение проблемы олигополии актуально в настоящее время как никогда.
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ такого экономического явления, как олигополия.
Олигополия
является одной из самых распространенных
структур рынка в современной
экономике. Почти все технически
сложные отрасли
В настоящее время многие российские рынки монополизированы и имеют олигополистическую структуру. Такое положение сложилось ещё в царской России, резко усилилось в советской экономике из-за крена в создании заводов-гигантов, и затем было унаследовано в период перехода к рыночным отношениям.
Современные олигополистические рынки играют существенную роль в экономике страны. От их развития зависит стабильность функционирования контрагентов, уровень развития территории, на которых они осуществляют свою деятельность, доходность бюджетов соответствующих уровней и т.д. особую значимость исследование олигополистических рынков приобретает в условиях глобализации, поскольку экономическое положение и конкурентные позиции их ключевых актёров – олигополистов – определяют место государства в мировом экономическом пространстве.
Свою историю олигополистические рынки России ведут с дореволюционного периода (вторая половина XIX–начало XXвв.). Основными направлениями процесса олигополизации явилось объединение индивидуальных капиталов российских предпринимателей и формирование крупных предприятий (в металлургической, железорудной, металлообрабатывающей, машиностроительной промышленности); развитие крупных предприятий при активном участии иностранного капитала и в виде дочерних предприятий западноевропейских объединений (электропромышленность). При этом следует отметить существенную роль отечественных и зарубежных банков, финансировавших олигополистов и контролировавших их деятельность. Ведущими олигополистами того времени являлись «Союз рельсовых заводов», «Продамет», «Продвагон» и другие. Развитие олигополий в дореволюционной и современной России имеет рад особенностей, которые проявляются и в деятельности современных олигополистических компаний. К ним относятся: высокий уровень экономической концентрации и власти; тесное взаимодействие с органами государственной власти; контроль со стороны зарубежных олигополистов; преимущественная концентрация олигополистов в сфере добывающей и тяжёлой промышленности; частый предел сфер влияния и объектов собственности.
Формирование современных российских олигополистических рынков совпало с переходом к рыночным отношениям. С 1991 по 1998 г. Были приватизированы многие металлургические предприятия, компании по добыче сырьевых ресурсов, переработке цветных металлов, машиностроительного комплекса и прочие. Приватизация велась в основном на однозаводской основе, то есть каждое предприятие, входившее в объединение, становилось самостоятельным. Данная особенность впоследствии стала одним из факторов, обусловивших перераспределение собственности с целью формирования крупных фирм, объединяющих отдельные предприятия по вертикали и горизонтали. Начался процесс проникновения зарубежных олигополистов на российский рынок.
С 1998 по 2003 г. Появляются интегрированные
бизнес-группы; улучшается экономическое
положение крупнейших предприятий
сырьевого сектора и
С 2003 г. начинается укрепление позиций олигополистов на российском и зарубежных рынках в результате ожесточённой конкурентной борьбы. Наблюдается «возвращение государства» в олигополистические отрасли.
К 2008 г. на олигополистических рынках оперировали следующие виды предприятий: государственные олигополисты; «наследники» крупных приватизированных предприятий и вновь созданные крупные предприятия; иностранные производители.
В настоящее время на олигополистических рынках России наблюдаются противоречивые тенденции: на одних рынках происходит увеличение числа игроков либо перераспределение их рыночных долей в сторону более равномерного, на других – сокращение числа игроков и рост концентрации. При этом происходит сближение показателей концентрации в России со сравнимыми показателями развитых стран: в высококонцентрированных отраслях концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растёт. Так, например, на олигополистическом рынке цемента в России в 2008 г.на долю 10 крупнейших производителей – «Евроцемент групп», «Lafarge», «Парк-групп», РАТМ, ХК «Сибирский цемент», «Альфа-цемент», «Новоросцемент», «Мордовцемент», «Себряковцемент», «Сухоложцемент» - приходилось 80% всего объёма производства. При этом рынок движется в направлении от олигополии с выраженным отраслевым лидером («Евроцемент групп» в 2007 г. контролировала около 40% рынка) к расплывчатой олигополии (доля крупнейшего олигополиста снизилась за год почти в два раза)
Но более
выраженной является вторая тенденция.
В Докладе о состоянии
По оценкам ФАС РФ, рад отраслей российской экономики являются излишне концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции чёрной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставляемых отраслях развитых стран. В сфере добычи полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции1.
Олигополия–это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведёт к изменению цены2. В олигополистической отрасли производителей больше чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.
Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти и убывающейкривой спроса на продукцию каждой отдельной фирмы. Однако их особенностьсостоит в том, что в условиях олигополистического взаимодействия (реагирование на действия друг друга) фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от других рыночных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решенийне только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.
В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает всесферы конкуренции — цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги.
В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет.
Олигополистическому рынку присущи отличительные черты.
Рисунок 1.1 – Характерные черты олигополии
Рассмотрим каждую характеристику, присущую олигополии отдельно.
Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия "олигополия" (греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти.
Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях,производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь),так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки,сигареты, электробытовые приборы). Олигополия была свойственна американской экономике 80-х годов, причём высокая степень концентрации производства наблюдалась почти во всей промышленности США того времени, были затронуты разные отрасли: сталелитейная промышленность, производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, открыток, телефонных аппаратов. Но наиболее ярко олигополия просматривалась в автомобильной промышленности: на три компании («GeneralMotors», «Ford», «Kreisler») приходилось 95% всего национального производства автомобилей.
Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всегос экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространенияи длительного сохранения олигополистических структур.
Эффект масштаба – неединственная причина возникновения олигополии. Высокая концентрация порождается и другими барьерами входа в отрасль. Например, патентной монополией как в наукоёмких отраслях, когда компания надёжно защищена от внутренней конкуренции в течение всего срока действия патента. В разных странах этот срок может варьироваться, так в США он составляет 17 лет, в России, Германии - 20 лет.
Другой причиной может стать монополия контроля над редкими источниками сырья, примером является мировой рынок нефтяных продуктов, переработка алмазов и прочее.
Третья черта выражается в том, что олигополия возникает в том случае, есличисло фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена приниматьво внимание реакцию со стороны конкурентов.Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополистдолжен быть готов к различным (нередко альтернативным)вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов. Но в условиях, когда достигается договорённость с другими олигополистами и возникает тенденцияпревращения отрасли в чисто монопольную. Таким образом, можно сказать, что олигополисты как бы находятся в «одной лодке», они слишком крупны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возможности договориться между собой, так как сговор запрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение довольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть или предугадывать поведение своих конкурентов.
Количество субъектов олигополии может быть разным. Всё зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы. Некоторые экономисты считают, что к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существует только два продавца – это дуаполия, частный случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как, 25 продавцов – это нижний предел структур монополистической конкуренции3.
Олигополия может быть жёсткой, когда на рынке господствуют две-три фирмы, и расплывчатой, при которой шесть и более компаний делят 70-80% рынка.