Олигополия: сущности, виды, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ такого экономического явления, как олигополия.

Содержание

Введение 3
1. Олигополия: понятие и сущность 5
1.1. Олигополистический рынок России 5
1.2. Олигополия сущность и виды 8
2. Модели олигополии 17
3. Типы слияния фирм-олигополистов. Организационно-правовые формы слияний. 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

олигополия.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

Модель такой  олигополии предложил в 1883 году французский математик Жозеф Луи Франсуа Бертран (1822 - 1900). В модели Бертрана производители могут повышать или понижать цены, ориентируясь на цены, установленные конкурентом. При этом они, как и в модели Курно, стремятся увеличить свою собственную прибыль.

В модели Бертрана цены также устанавливаются постепенно, зато, в отличие от модели Курно, равновесным будет уровень цен, аналогичный тому, который складывается при совершенной конкуренции. Поэтому из модели Бертрана вытекает, что даже минимальный уровень конкуренции ведет к совершенству рынка.

В модели Бертрана конкуренты выступают на рынке в  качестве равноправных игроков. Но бывают случаи, когда одна из фирм (лидер) имеет  существенные преимущества перед другой (другими) по производственным мощностям  и затратам на производства. В таких условиях цену на рынке устанавливает лидер, а другой продавец (аутсайдер) вынужден принять цену в качестве экзогенного параметра. Аутсайдер оказывается в положении конкурентной фирмы на рынке совершенной конкуренции и увеличивает свое предложение до тех пор пока предельные затраты не сравняются с ценой, установленной лидером.

Рассмотрим  рис. 2.4 На нем линия D представляет отраслевой спрос, линии MCи MCл - соответственно предельные затраты аутсайдера и лидера. Когда цена поднимается до P1, тогда аутсайдер один может удовлетворить отраслевой спрос. При цене Pаутсайдер уходит с рынка. Если цена устанавливается в интервале {P1, P0}, то рынок в определенной пропорции делится между обоими конкурентами. В результате вычитания функции предложения аутсайдера из функции отраслевого спроса (горизонтального вычитания линии MCиз линииD) образуется функция спроса на продукцию лидера - (Dl) Пересечение соответствующей ей линии MRл с линией MCуказывает на выпуск (Qл) и цену (Pл) лидера, максимизирующие его прибыль. По этой цене аутсайдер предложит объем продукции Qпоскольку по построениюQл + Q= Q , то отраслевой спрос будет полностью удовлетворен.

 

 

 

Рисунок2.4 –  Ценообразованиеза лидером

Общая методология  анализа олигопольных рынков появилась тогда, когда была разработана теория игр. Особо стоит отметить работу Джона ФорбсаНэша«Некооперативные игры» (1950), в которой были сформулированы общие принципы определения устойчивого состояния равновесия для олигополии. Созданная Нэшем теория позволяет определить состояние равновесие в зависимости от сделанных предположений, а также позволяет доказать устойчивость этого равновесия.

Но теория Нэша не позволяет сказать, насколько  эффективной будет сложившаяся  рыночная цена, а также, сколько времени займет поиск равновесия. Но известно, что для установления устойчивого равновесия Нэша необходимо знание всеми участниками рынка, каковы будут последствия их собственных действий и действий конкурентов. Поэтому, пока все участники рынка не получат такой информации, устойчивого равновесия рынка не будет.

 

  1. Типы слияния фирм-олигополистов. Организационно-правовые формы слияний.

 

Поведение олигополистов  на рынке отличается многообразием. Олигополистическая взаимосвязь может  привести не только к ожесточенному противоборству, но и соглашению. Последнее имеет место тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка.

Существует  множество способов обеспечения  выгод от олигополистического контроля рынка. Наиболее распространенные из них:

  • поглощение – метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать олигополистом;
  • слияние – объединениепредприятиями своей деятельности.

Различают три типа слияния – горизонтальное, вертикальное и образование конгломератов.

Горизонтальное  слияние – объединениефирм в  пределах одной отрасли. При этом, естественно, изменяется рыночная структура  отрасли. Если повышение концентрации в отрасли находится в пределах допустимого – несущественно снижает конкуренцию и дает эффект от увеличения масштабов производства, - такоеслияние законно. В противном случае слияние не допускается законом.

Вертикальное  слияние – этообъединение фирм, как правило, относящихся к разным отраслям по принципу технологической связанности производственных процессов. При этом одна фирма, ранее поставлявшая, например, материалы и полуфабрикаты другой, объединяется с ней, образуя комбинат с замкнутым производственным циклом. В этом случае изменяется рыночная структура отрасли, к которой относится предприятие-поставщик.

Образование конгломератов  происходит в том случае, когда  фирма поглощает несвойственные ее отраслевому направлению производства и действует сразу на нескольких рынках. Фирма разнообразит свое производство путем слияния. В результате образуется конгломерат, объединяющий различные, не связанные между собой компании многих отраслей промышленного производства и других сфер экономики. Эти компании почти самостоятельны, они контролируются штаб-квартирой конгломерата только по узкому кругу финансовых показателей.

Почему фирмы  идут на добровольное слияние? Во-первых, это способ быстро расширить дело, в котором могут быть заинтересованы несколько небольших фирм. Во-вторых, две фирмы могут объединиться, чтобы более успешно конкурировать с третьей.

Соответственно  типам слияния существуют и различные  организационно-экономические формы  предприятий - картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты.Наиболее распространенными  формами олигополистических объединений являются картельи отраслевые холдинги.

Крайней формой кооперации олигополистов является картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Картель подразумевает явный  сговор между фирмами относительно цены, раздела рынков, квот производства и т.п. с целью получения прибыли выше той, которую они могли бы иметь при отсутствии сговора. Максимальная прибыль картеля равна прибыли в условиях чистой монополии. Однако все участники картеля заинтересованы в реализации независимой стратегии максимизации прибыли, поэтому возможны обман, предательство отдельных участников, что часто приводит к его развалу. Успех деятельности картеля зависит от способности фирм контролировать поведение своих партнеров и разоблачать обман.

Несмотря на очевидную выгоду для участников, картель является неустойчивым образованием. Во-первых, всегда существуют факторы, не только способствующие, но и противодействующие его возникновению. Чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше их размер, чем более однородной является продукция и чем устойчивее спрос, тем выше вероятность картелизации отрасли. Напротив, при большом количестве фирм и низких отраслевых барьерах, высоких темпах роста отрасли и внедрения нововведений добиться координации деятельности фирм сложно и вероятность возникновения картеля падает. Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема обеспечения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является проблема контроля за выполнением соглашения, тем более что внутри самого картеля заложен и механизм его разрушения. Стоит отметить, что средняя продолжительность картеля в мировой экономике составляет 6 лет, некоторые длятся 10 и более лет.

Картель - соглашение между производителями однородного  товара о разделе рынка между  ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля. В картельном соглашении могут оговариваться  единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям, что имеет своей целью максимизацию прибыли.

Таким образом, можно выделить три основных вида картелей:

1. Ценовой сговор - это не только соблюдение определенного уровня цен (картель единой цены) и согласованное их повышение, это и установление минимальной цены (картель минимальных цен), и процент скидок (картель согласованных размеров скидок), и типовая формула расчета (калькуляционный картель). Основные признаки ценового сговора: одинаковые цены, их синхронное изменение и повышение в одних и тех же пределах. Картели этого вида появились одними из первых.

2. Сговор по  разделу территорий, клиентов, рынков. В картелях этого вида заключается соглашение о распределении клиентов, территорий (региональный картель), объемов продаж и закупок (экспортный и импортный картель) и ассортимента реализуемых товаров (картель специализации). Определить их можно по следующим признакам: картели этого вида работают только в определенных городах, не интересуются «чужими» территориями или клиентами, не увеличивают предложение товара, даже если на него наблюдается небывалый спрос.

3. Сговор при  проведении торгов, тендеров и  аукционов. Этот вид картеля подразумевает соглашение между конкурентами об условиях получения подряда до начала торгов. Существует несколько возможностей выиграть торги обманным путем, например: заявки с самыми выгодными предложениями цены подаются участниками сговора по очереди, либо осуществляется подкуп других участников торгов с тем, чтобы ими были выдвинуты заранее неприемлемые условия или цены (таким образом, победитель оказывается безальтернативным), в некоторых случаях возможны такие наказуемые законом действия, как шантаж и применение насилия в отношении возможных конкурентов. В обмен на свой «проигрыш» «компании-неудачники» получают другой контракт, субподряд у выигравшего, денежное или иное вознаграждение.

Вычислить конкурсных мошенников легко, так как существуют признаки недобросовестно проведенных  торгов: малое количество участников, лишь символическое снижение цены предложения, неполная явка на торги и прочее.

Среди последствий  картельного сговора выделяются следующие:

  • искусственный рост цен;
  • отсутствие новых, более качественных товаров;
  • меньший выбор товаров;
  • отсутствие у компаний мотивов для развития;
  • недопущение на рынок новых игроков;
  • подрыв доверия общества к основам рыночной экономики и политике властей в этой области.

Картели получили широкое распространение в России, так по данным статистики в 2009 годув  целом было возбуждено более 400 дел  по фактам сговоров и еще более 400 дел по фактам, когда хозяйствующие субъекты сговаривались с органами власти. Рынки самые разные. Начиная от районного, муниципального уровня и заканчивая федеральным уровнем.

Примером может  стать нашумевший картельный сговор производителей спичек в России.Участвовали в сговоре десять компаний, доля которых на рынке производства спичек достигала 95 процентов. На протяжении как минимум девяти лет они ежеквартально собирались. У них был картель и по ценам, и по объемам производства, и по разделу рынка по территориальному принципу. Они подписывали соответствующие протоколы, вводили санкции в отношении тех компаний, которые не выполняют решения совещаний.

Отраслевые  холдинги - метод, состоящий в скупке контрольных пакетов конкурирующих  фирм и установлении, благодаря этому, над ними экономического контроля с целью проведения единой олигопольной политики продаж и цен.

Холдинг является специфическим управленческим и  финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных  структур рынка.

По характеру  деятельности холдинги подразделяются на чистые и смешанные или оперативные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам, а смешанные, помимо названных, могут выполнять и разнообразные функции, связанные с предпринимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.

Характерной чертой холдинговых компаний является то, что они представляют собой не только акционерные общества, контролирующие пакеты акций других акционерных обществ. Их дочерние или зависимые предприятия являются юридическими лицами с собственным уставным капиталом. За годы реформ уже накоплен опыт функционирования этих институтов.

В настоящее  время существуют как минимум  три типа холдинговых структур: интегрированные промышленные компании, конгломераты, банковские холдинги.

Холдинг может  быть создан либо в результате вычленения определенной организационной структуры  с последующей передачей ей контрольных  пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих вновь созданных обществ.

К преимуществам  холдинга относятся:

  • более простой с юридической точки зрения и менее дорогостоящий способ обретения контроля над другой фирмой, чем слияние, поглощение или просто покупка активов другой фирмы;
  • при создании холдинга материнская компания учитывает добровольность и мнение дочернего общества;
  • создание зарубежных дочерних обществ, контролируемых холдингом, позволяет корпорации получить юридические основания для проникновения на рынки стран, где деятельность корпоративных структур ограничена.

Информация о работе Олигополия: сущности, виды, модели