Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ такого экономического явления, как олигополия.
Введение 3
1. Олигополия: понятие и сущность 5
1.1. Олигополистический рынок России 5
1.2. Олигополия сущность и виды 8
2. Модели олигополии 17
3. Типы слияния фирм-олигополистов. Организационно-правовые формы слияний. 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Модель такой олигополии предложил в 1883 году французский математик Жозеф Луи Франсуа Бертран (1822 - 1900). В модели Бертрана производители могут повышать или понижать цены, ориентируясь на цены, установленные конкурентом. При этом они, как и в модели Курно, стремятся увеличить свою собственную прибыль.
В модели Бертрана цены также устанавливаются постепенно, зато, в отличие от модели Курно, равновесным будет уровень цен, аналогичный тому, который складывается при совершенной конкуренции. Поэтому из модели Бертрана вытекает, что даже минимальный уровень конкуренции ведет к совершенству рынка.
В модели Бертрана конкуренты выступают на рынке в качестве равноправных игроков. Но бывают случаи, когда одна из фирм (лидер) имеет существенные преимущества перед другой (другими) по производственным мощностям и затратам на производства. В таких условиях цену на рынке устанавливает лидер, а другой продавец (аутсайдер) вынужден принять цену в качестве экзогенного параметра. Аутсайдер оказывается в положении конкурентной фирмы на рынке совершенной конкуренции и увеличивает свое предложение до тех пор пока предельные затраты не сравняются с ценой, установленной лидером.
Рассмотрим рис. 2.4 На нем линия D представляет отраслевой спрос, линии MCa и MCл - соответственно предельные затраты аутсайдера и лидера. Когда цена поднимается до P1, тогда аутсайдер один может удовлетворить отраслевой спрос. При цене P0 аутсайдер уходит с рынка. Если цена устанавливается в интервале {P1, P0}, то рынок в определенной пропорции делится между обоими конкурентами. В результате вычитания функции предложения аутсайдера из функции отраслевого спроса (горизонтального вычитания линии MCa из линииD) образуется функция спроса на продукцию лидера - (Dl) Пересечение соответствующей ей линии MRл с линией MCl указывает на выпуск (Qл) и цену (Pл) лидера, максимизирующие его прибыль. По этой цене аутсайдер предложит объем продукции Qa поскольку по построениюQл + Qa = Q , то отраслевой спрос будет полностью удовлетворен.
|
Рисунок2.4 – Ценообразованиеза лидером
Общая методология анализа олигопольных рынков появилась тогда, когда была разработана теория игр. Особо стоит отметить работу Джона ФорбсаНэша«Некооперативные игры» (1950), в которой были сформулированы общие принципы определения устойчивого состояния равновесия для олигополии. Созданная Нэшем теория позволяет определить состояние равновесие в зависимости от сделанных предположений, а также позволяет доказать устойчивость этого равновесия.
Но теория Нэша не позволяет сказать, насколько эффективной будет сложившаяся рыночная цена, а также, сколько времени займет поиск равновесия. Но известно, что для установления устойчивого равновесия Нэша необходимо знание всеми участниками рынка, каковы будут последствия их собственных действий и действий конкурентов. Поэтому, пока все участники рынка не получат такой информации, устойчивого равновесия рынка не будет.
Поведение олигополистов на рынке отличается многообразием. Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и соглашению. Последнее имеет место тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка.
Существует множество способов обеспечения выгод от олигополистического контроля рынка. Наиболее распространенные из них:
Различают три типа слияния – горизонтальное, вертикальное и образование конгломератов.
Горизонтальное слияние – объединениефирм в пределах одной отрасли. При этом, естественно, изменяется рыночная структура отрасли. Если повышение концентрации в отрасли находится в пределах допустимого – несущественно снижает конкуренцию и дает эффект от увеличения масштабов производства, - такоеслияние законно. В противном случае слияние не допускается законом.
Вертикальное слияние – этообъединение фирм, как правило, относящихся к разным отраслям по принципу технологической связанности производственных процессов. При этом одна фирма, ранее поставлявшая, например, материалы и полуфабрикаты другой, объединяется с ней, образуя комбинат с замкнутым производственным циклом. В этом случае изменяется рыночная структура отрасли, к которой относится предприятие-поставщик.
Образование конгломератов
происходит в том случае, когда
фирма поглощает несвойственные
ее отраслевому направлению
Почему фирмы идут на добровольное слияние? Во-первых, это способ быстро расширить дело, в котором могут быть заинтересованы несколько небольших фирм. Во-вторых, две фирмы могут объединиться, чтобы более успешно конкурировать с третьей.
Соответственно
типам слияния существуют и различные
организационно-экономические
Крайней формой кооперации олигополистов является картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Картель подразумевает явный сговор между фирмами относительно цены, раздела рынков, квот производства и т.п. с целью получения прибыли выше той, которую они могли бы иметь при отсутствии сговора. Максимальная прибыль картеля равна прибыли в условиях чистой монополии. Однако все участники картеля заинтересованы в реализации независимой стратегии максимизации прибыли, поэтому возможны обман, предательство отдельных участников, что часто приводит к его развалу. Успех деятельности картеля зависит от способности фирм контролировать поведение своих партнеров и разоблачать обман.
Несмотря на очевидную выгоду для участников, картель является неустойчивым образованием. Во-первых, всегда существуют факторы, не только способствующие, но и противодействующие его возникновению. Чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше их размер, чем более однородной является продукция и чем устойчивее спрос, тем выше вероятность картелизации отрасли. Напротив, при большом количестве фирм и низких отраслевых барьерах, высоких темпах роста отрасли и внедрения нововведений добиться координации деятельности фирм сложно и вероятность возникновения картеля падает. Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема обеспечения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является проблема контроля за выполнением соглашения, тем более что внутри самого картеля заложен и механизм его разрушения. Стоит отметить, что средняя продолжительность картеля в мировой экономике составляет 6 лет, некоторые длятся 10 и более лет.
Картель - соглашение
между производителями
Таким образом, можно выделить три основных вида картелей:
1. Ценовой сговор - это не только соблюдение определенного уровня цен (картель единой цены) и согласованное их повышение, это и установление минимальной цены (картель минимальных цен), и процент скидок (картель согласованных размеров скидок), и типовая формула расчета (калькуляционный картель). Основные признаки ценового сговора: одинаковые цены, их синхронное изменение и повышение в одних и тех же пределах. Картели этого вида появились одними из первых.
2. Сговор по разделу территорий, клиентов, рынков. В картелях этого вида заключается соглашение о распределении клиентов, территорий (региональный картель), объемов продаж и закупок (экспортный и импортный картель) и ассортимента реализуемых товаров (картель специализации). Определить их можно по следующим признакам: картели этого вида работают только в определенных городах, не интересуются «чужими» территориями или клиентами, не увеличивают предложение товара, даже если на него наблюдается небывалый спрос.
3. Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов. Этот вид картеля подразумевает соглашение между конкурентами об условиях получения подряда до начала торгов. Существует несколько возможностей выиграть торги обманным путем, например: заявки с самыми выгодными предложениями цены подаются участниками сговора по очереди, либо осуществляется подкуп других участников торгов с тем, чтобы ими были выдвинуты заранее неприемлемые условия или цены (таким образом, победитель оказывается безальтернативным), в некоторых случаях возможны такие наказуемые законом действия, как шантаж и применение насилия в отношении возможных конкурентов. В обмен на свой «проигрыш» «компании-неудачники» получают другой контракт, субподряд у выигравшего, денежное или иное вознаграждение.
Вычислить конкурсных мошенников легко, так как существуют признаки недобросовестно проведенных торгов: малое количество участников, лишь символическое снижение цены предложения, неполная явка на торги и прочее.
Среди последствий картельного сговора выделяются следующие:
Картели получили
широкое распространение в
Примером может стать нашумевший картельный сговор производителей спичек в России.Участвовали в сговоре десять компаний, доля которых на рынке производства спичек достигала 95 процентов. На протяжении как минимум девяти лет они ежеквартально собирались. У них был картель и по ценам, и по объемам производства, и по разделу рынка по территориальному принципу. Они подписывали соответствующие протоколы, вводили санкции в отношении тех компаний, которые не выполняют решения совещаний.
Отраслевые
холдинги - метод, состоящий в скупке
контрольных пакетов
Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка.
По характеру деятельности холдинги подразделяются на чистые и смешанные или оперативные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам, а смешанные, помимо названных, могут выполнять и разнообразные функции, связанные с предпринимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.
Характерной чертой холдинговых компаний является то, что они представляют собой не только акционерные общества, контролирующие пакеты акций других акционерных обществ. Их дочерние или зависимые предприятия являются юридическими лицами с собственным уставным капиталом. За годы реформ уже накоплен опыт функционирования этих институтов.
В настоящее время существуют как минимум три типа холдинговых структур: интегрированные промышленные компании, конгломераты, банковские холдинги.
Холдинг может быть создан либо в результате вычленения определенной организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих вновь созданных обществ.
К преимуществам холдинга относятся: