Олигополия: сущности, виды, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ такого экономического явления, как олигополия.

Содержание

Введение 3
1. Олигополия: понятие и сущность 5
1.1. Олигополистический рынок России 5
1.2. Олигополия сущность и виды 8
2. Модели олигополии 17
3. Типы слияния фирм-олигополистов. Организационно-правовые формы слияний. 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

олигополия.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

Функционирование  холдинговых компаний может принести максимальную отдачу для экономики  в следующих случаях:

  • в отраслях промышленности с высокой концентрацией производства (например, в черной и цветной металлургии);
  • в отраслях, являющихся естественными монополиями (газовая промышленность, энергетика);
  • в тех отраслях, где происходит конгломератная интеграция предприятий, объединенных общей технологической цепочкой (например, нефтедобыча и нефтепереработка);
  • когда происходит неконтролируемая скупка контрольных пакетов акций предприятий криминальными коммерческими структурами (здесь необходима передача контрольных пакетов акций государственным холдинговым компаниям).

По формам собственности  холдинги могут подразделяться на государственные, частные и смешанные государственно-частные  структуры. Государственные холдинги обеспечивают выполнение разнообразных  задач, ставящихся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с национальными интересами (содействие реорганизации отраслей промышленности, модернизации производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.).

В современных условиях на передний план выдвигаются частные холдинговые компании или смешанные частно-государственные, при которых государство участвует в акционерном капитале частных фирм.

Синдикат —  объединение предприятий, выпускающих  однородную продукцию. Создается для контроля над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли.

Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган — сбытовую контору, этим достигается монопольная цена. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Кроме того, синдикат может осуществлять закупки сырья по монопольно низким ценам, диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг и другое.

Синдикаты обычно создаются в форме акционерных  обществ. Наряду с отдельными предприятиями  участниками синдиката могут  быть тресты и концерны. Синдикаты  вступают в конкурентную борьбу с фирмами, производящими аналогичную продукцию. Взаимоотношения внутри синдиката тоже носят конкурентный характер: различные подразделения, входящие в синдикат, борются за заказы и квоты, что нередко ведет к его ослаблению и распаду.

В современных  условиях, когда действует система  антимонопольных инструментов, синдикат утрачивает свое значение, уступая  место более сложным и гибким формам организации.

Трестом принято  считать объединение собственности  и управления предприятий одной  или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность.

Предприниматели, входящие в трест, становятся его  акционерами, при этом их предприятия  подчиняются единому руководству  треста. Тресты создаются с целью  мощного вхождения в рынок. Цели предприятий, входящих в трест, подчинены главной цели вновь созданного объединения. Лучшая организационная форма треста — комбинат.

Комбинат —  объединение технологически связанных  между собой предприятий, в котором  продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой.

Концерн — это  одна из самых сложных форм объединения, поскольку включает в себя предприятия  разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на основедобровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической).

Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление.

Формально предприятия концерна сохраняют самостоятельность, фактически имеют финансовую зависимость и контролируются головной компанией (правлением концерна, председателями).

Участники концерна не могут одновременно входить в  состав других концернов. Типичные современные  концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, то есть располагают полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.

В России концерны создаются на базе крупных государственных  предприятий и объединений. Такие  предприятия при вхождении в  концерн утрачивают ведомственную  принадлежность.

Конгломерат представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм, вне зависимости от их горизонтальной или вертикальной общности.

Конгломератные  слияния подразделяются на несколько  типов:

    • функциональные;
    • рыночно ориентированные;
    • чисто конгломератные.

Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибылей, независимо от сфер деятельности.

Основными способами  образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и коммерческой ориентации. Слияние в данном случае означает объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование.

Возможно три  метода слияний:

  1. компания А покупает активы компании Б с оплатой наличными или ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем;
  2. компания А может купить контрольный пакет акций компании Б, став при этом холдингом для компании Б, которая продолжает функционировать как самостоятельная единица;
  3. акции компании А могут быть выпущены специально для собственников компании Б, в результате чего компания А приобретает активы и пассивы компании Б, а Б теряет право на существование.

Слияние отличается от объединения, при котором новая компания образуется на основе нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания, образовавшаяся на основе объединения, берет под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний – своих составных частей, после чего последние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями Б, В, Г, то в результате на рынке может появиться новая компания Д, а все остальные распускаются. Несмотря на некоторые различия в механизме слияний и объединений, экономические последствия обеих операций одни и те же – создание условий для объединения деятельности под общим централизованным контролем.

Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются существенно большей свободой и автономией в определении всех аспектов своей деятельности, чем аналогичные структурные подразделения традиционных диверсифицированных концернов.

В условиях децентрализации  в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании.

Специфика деятельности конгломерата на рынке вызывает необходимость формирования в его структуре особого финансового ядра, куда помимо холдинговой компании входят крупные финансовые инвестиционные компании. Подобные структуры конгломератов придают им большую устойчивость в конкурентной борьбе и уменьшают риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний.

Главной сферой интересов конгломератных слияний  становятся молодые, передовые в  технологическом отношении отрасли, связанные с производством и  использованием наукоемкой продукции, технологических новинок, сверхсложной техники.

Заключение

 

Олигополии  имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно  отметить следующие моменты:

  • крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;
  • конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.

Эти положительные  стороны отмечали И. Шумпетер и  Дж. Гелбрейт, которые утверждал, что  крупные олигополистические фирмы  способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса. Поэтому большинство экономистов разделяют мнение о том, что олигополистические монополии необходимы обществу.

По мнению других экономистов, преимуществами олигополии является отсутствие разрушительной силы конкуренции, которая существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту масштаба.

Но не стоит  забывать и о негативных моментах олигополии:

  • олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новых техники и технологий;
  • заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счёт покупателей (например, повышая цены на продукцию), что снижает уровень удовлетворения потребностей людей;
  • олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. – 416 стр.
  2. Косов, Н.С.Основымакроэкономическогоанализа: учебноепособие/ Н.С.Косов. – Тамбов: Изд-воТамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 144 с. –
  3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.
  4. Нуреев Р. М.Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд.,изм. — М.: Норма, 2005. — 576 с.
  5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.Микроэкономика: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: ЮрайтИздат,2006. — 374 с. — (Университеты России).
  6. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие/ Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун- та, 2004.
  7. Курс экономической теории:учебник/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
  8. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленно<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; fo

Информация о работе Олигополия: сущности, виды, модели