Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ такого экономического явления, как олигополия.
Введение 3
1. Олигополия: понятие и сущность 5
1.1. Олигополистический рынок России 5
1.2. Олигополия сущность и виды 8
2. Модели олигополии 17
3. Типы слияния фирм-олигополистов. Организационно-правовые формы слияний. 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36
По концентрации продавцов на рынке олигополии подразделяются на плотные и разреженные. К первым относятся такие отраслевые структуры, в которых представлено два – восемь продавцов, ко вторым – более восьми хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно.
Исходя из характера предлагаемой продукции олигополии можно разделить на ординарные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.
Однако в любом случае
фирмы сознают
Олигополистическая
Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила - это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом.
Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, - это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли.
Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.
Поскольку прямые картельные соглашения между корпорациями в основном запрещены правительством, так как ведут к образованию чистой монополии, то олигополисты идут на молчаливый тайный сговор.
Тайный сговор – это
негласная договоренность хозяйствующих
субъектов о совместных действиях
по монополизации рынка и
В каком случае возникает сговор?
Центральная проблема анализа
олигополий состоит в предвидении
того, а каком случае будет иметь
место сговор. Это требует прогноза
ситуаций, в условиях которых компании
будут в состоянии как
Сговор обусловливает
повышение цен и доходов и
тем самым привлекает новые компании.
Чтобы сговор был прибыльным в
долгосрочной перспективе, необходимо
предотвратить проникновение
Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах, под которым понимается следование примеру доминирующей на рынке фирмы (ценового лидера), проявляющей инициативу в изменении цен.
Лидерство в ценах возможно при нескольких условиях:
• ценовой лидер должен превосходить всех по экономической мощи или технической оснащенности (как это было, например, с “Дженерал моторс” – традиционным лидером автомобильной промышленности США);
• он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы предельные издержки были ниже его цены;
• необходимо обеспечение
достаточных объемов сбыта
Когда же несколько фирм занимают примерно одинаковые доли рынка и незначительно отличаются друг от друга по объемам производства и издержкам, на олигополистическом рынке может иметь место лидерство в результате сговора. В этой ситуации инициатива любой фирмы отвечает интересам остальных, а их полное согласие составляет основу этой формы лидерства в ценах.
Обычно выделяется несколько общих черт олигополистического ценообразования:
• олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии;
• цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими;
• в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены;
• олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.
Неопределенность
рыночного поведения порождает
множественность моделей
Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.Наиболее известными стали модели, предложенные такими экономистами, какАнтуан Огюстен Курно,Генрих фон Штакельберг,Жозефа Луи Франсуа Бертран. Рассмотрим эти модели более подробно.
Первым к анализу олигопольных рынков приступил Антуан Огюстен Курно, который сформулировал основные проблемы в анализе олигопольного рынка:
А.О. Курноотмечал, что в условиях олигополии на решения каждого из участников рынка воздействуют решения, принимаемые (или принятые в прошлом) другими участниками рынка, и в этом основное отличие процессов ценообразования на олигопольном рынке от прочих видов рынков. Но если каждый участник рынка должен учитывать поведение всех остальных, то рынок становится слишком сложно анализировать. Поэтому Курно остановился на анализе самой простой модели олигополии, в которой присутствовали всего два производителя. (В дальнейшем эта модель получила наименование Дуополии Курно.)
Модель была достаточно простой, поскольку в ней предполагалось, что оба производителя максимизируют прибыль, игнорируя отклик конкурента на свои действия. А это, конечно, не так, поскольку в реальном мире производители способны предположить, как поведут себя конкуренты при снижении цен или увеличении производства. Тем не менее, в своей модели Курно смог показать, что в некоторых случаях достаточно конкуренции всего двух производителей, чтобы установилась эффективная рыночная цена. Но другим важным выводом было то, что установление равновесной цены потребует значительного времени.
Главная особенность модели заключается в том, что каждая фирма принимает решение, считая объем выпуска своего конкурента постоянным в течение заданного периода. После некоторого взаимного приспособления между ними устанавливается равновесие, называемое равновесием Курно.
Рисунок 2.1 – Равновесие Курно
График, отражающий объем производства фирмы в зависимости от предполагаемого объема производства ее конкурента, называется кривой реакции. Равновесный уровень объема производства находится на пересечении (точкаЕ на рис. 2.1) кривых реакции обеих фирм (Q1 и Q2). В конечном счете, прибыль, получаемая каждой фирмой, оказывается выше, чем при идеальной конкуренции. Более сложные способы анализа учитывают вероятную реакцию конкурента на изменение объема выпуска конкурента. Такова, например, модель рыночного равновесия и неравновесия Генрихафон Штакельберга, в которой учитывается возможная реакция конкурентов на принимаемые решения об объеме выпуска.
В модели Штакельберга, в отличие от модели Курно, конкуренты находятся в неравном положении, поскольку один из производителей обладает информацией о поведении своего конкурента, а второй производитель такой информацией не имеет. Эта модель дала противоречивые результаты, поскольку, во-первых, она демонстрировала, что наличие информации о поведении конкурента приводит к росту производства и снижению цен на рынке, но с другой стороны, эта же модель продемонстрировала, что в подобных условиях производитель, обладающей эксклюзивной информацией получает значительную прибыль от использования этой информации.
С модели Штакельберга начинаются исследования конкуренции в условиях асимметрии информации. Основным итогом этих исследований стала асимметрия распределения доходов при несовершенстве информации и несовершенство рынка в этих условиях.
Для наглядного
сопоставления равновесия Курно
с равновесиемШтакельберга
На рисунке 2.2 показано как располагаются изопрофиты фирмы Q2. При заданном выпуске фирмы Q1 соответствующая ему точка на линии реакции фирмы Q2указывает объём её производства, максимизирующий прибыль. Получить такую же прибыль при большем или меньшем своём выпуске фирма Q2может, только если фирмаQ1 уменьшит предложение на рынке, поэтому вершины изопрофитов располагаются на линии реакции. Чем ниже расположена изопрофита, тем большую прибыль она представляет, так как соответствует меньшему выпуску конкурента.
Рисунок 2.2 – изопрофиты дуополии
Совместив карты изопрофит дуополистов, можно увидеть сочетания Q1,Q2, соответствующие отраслевому равновесию в моделях Курно и Штакельберга (рис. 2.3). Точка пересечения линий реакции (Е) представляет равновесие Курно, а точка касания линий реакции последователя с наиболее низко реакцией изопрофита лидера представляет равновесие в модели Штакельберга (С1 или С2).
Рисунок 2.3 – Равновесный выпуск в моделях Курно и Штакельберга
Из рисунка 2.3 следует, что у фирмы, становящейся лидером, прибыль увеличивается по сравнению с той, которую она получала при конкуренции по модели Курно: лидер переходит на более низкую изопрофиту4.
Модели Курно и Штакельберга основывались на предположении, что производители меняют свои объемы производства, принимая цену, которую устанавливает рынок. Такая ситуация существует в сырьевых отраслях, где цены определяет биржевой рынок. Но возможен и другой вариант олигополии, когда производители сами назначают цену на свою продукцию, а потребители выбирают производителя с более низкой ценой.