Олигополия: сущности, виды, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ такого экономического явления, как олигополия.

Содержание

Введение 3
1. Олигополия: понятие и сущность 5
1.1. Олигополистический рынок России 5
1.2. Олигополия сущность и виды 8
2. Модели олигополии 17
3. Типы слияния фирм-олигополистов. Организационно-правовые формы слияний. 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

олигополия.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

По концентрации продавцов на рынке олигополии подразделяются на плотные и разреженные. К первым относятся такие отраслевые структуры, в которых представлено два – восемь продавцов, ко вторым – более восьми хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно.

Исходя из характера  предлагаемой продукции олигополии можно разделить на ординарные и  дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.

Однако в любом случае фирмы сознают взаимозависимость  своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма усиленно рекламирует  свою продукцию или участвует в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов.

Олигополистическая взаимозависимость  фирм поднимает соперничество между  ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу “всех против всех”. В этом случае возможны самые разные действия конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие монополии, или же наоборот – бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.

Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных  направлениях. Первая сила - это простая  заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством  сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом.

Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, - это эгоистическая  заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных  прибылей, даже если в результате этого  уменьшается общая величина прибыли отрасли.

Таким образом, возможность  совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли  приводит олигополистов к попытке  сговора. Если им это удастся, то отрасль  будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.

Поскольку прямые картельные соглашения между корпорациями в основном запрещены правительством, так как ведут к образованию чистой монополии, то олигополисты идут на молчаливый тайный сговор.

Тайный сговор – это  негласная договоренность хозяйствующих  субъектов о совместных действиях  по монополизации рынка и ограничению  конкуренции.

В каком случае возникает сговор?

Центральная проблема анализа  олигополий состоит в предвидении  того, а каком случае будет иметь  место сговор. Это требует прогноза ситуаций, в условиях которых компании будут в состоянии как договориться об ограничении соперничества, так  и предотвратить нарушения данного соглашения. Экономисты еще не решили эту проблему полностью, но они выявили целый ряд факторов, делающих сговор более или менее вероятным.

  • Вероятность сговора тем выше, чем в большей степени правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышения цены и ограничения объема производства. Одна, редко встречающаяся в жизни, крайность состоит в том, что сговор легко достижим в том случае, если контракты между соперничающими продавцами, которые определяют цену и объемы выпуска, будут осуществляться в принудительном порядке через суды. В этом случае угроза судебного разбирательства может удерживать соперников от обмана. Если не существует правовых препятствий для соглашений по ценам и объемам выпуска, но суды не будут осуществлять поддержку исполнения договорных соглашений, то стремящиеся к сговору организации должны искать какие-то иные меры защиты от обмана. Наконец, если явный сговор является противозаконным, как в Соединенных штатах Америки, то заключить договорное соглашение рискованнее и труднее.
  • Вероятность сговора тем выше, чем меньшее число фирм должно быть к нему причастно. Когда в некое дело вовлечено множество лиц, договориться труднее, и труднее выявить нарушения в рамках договорного соглашения, когда в нем участвуют много продавцов. К примеру, фермеры США время от времени предпринимают попытки к ограничению выпуска тех или иных видов продукции, но без государственной помощи эти попытки к сговору неизменно проваливаются, поскольку каждый индивидуальный фермер знает, что он может продавать сверх предназначенной для него квоты, не оказывая влияния на рыночную цену, и, таким образом, обманывать, не будучи уличенным. Однако если продавцов всего несколько, то все они находятся в поле зрения друг друга, и в этом случае вероятность того, что обман выявится, выше. Следовательно, высокая концентрация продавцов делает сговор более вероятным, но ни в коем случае не обязательным.
  • Вероятность сговора выше в том случае, когда фирмам легко договориться о наилучших совместных действиях и когда соглашение такого рода должно достигаться лишь время от времени. Например, различия в расходах затрудняют соглашения по наиболее выгодной цене, так как компании с высокими затратами хотят установления более высоких рыночных цен, чем организации с низкими расходами. При различиях в продукции могут потребоваться соглашения по целому ряду цен. Быстрые изменения в затратах или объемах спроса требуют частых пересмотров договорных соглашений.
  • Вероятность продления договорных соглашений тем выше, чем легче выявляются нарушения в рамках соглашения. Выявление подобных нарушений является трудным делом, если компании не могут отслеживать назначаемые их соперниками цены или продаваемые ими количества продукции. Фирмам редко удается договориться не конкурировать друг с другом путем объединения предприятий издержек на рекламу или на исследования по большей части потому, что такого рода расходы трудно отследить. С другой стороны, если к фирмам могут быть приписаны постоянные покупатели, возможно, посредством предоставления каждой фирме монопольного положения в некотором географическом регионе, то обман относительно легко выявляется. Например, крупные международные химические организации в период между мировыми боевыми действиями поделили между собой весь мир, и каждая продавала в “своих” странах.

Сговор обусловливает  повышение цен и доходов и  тем самым привлекает новые компании. Чтобы сговор был прибыльным в  долгосрочной перспективе, необходимо предотвратить проникновение новых  продавцов на рынок. В одних случаях  имеют место барьеры входа, которые обеспечивают это автоматически; в других – продавцы-участникисговора могут предпринимать действия по оттеснению или устранению новичков. Но время от времени приток новых фирм все же происходит и двигает цены в сторону конкурентного уровня, ограничивая монопольную власть участвующих в сговоре фирм.

Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство  в ценах, под которым понимается следование примеру доминирующей на рынке фирмы (ценового лидера), проявляющей  инициативу в изменении цен.

Лидерство в ценах возможно при нескольких условиях:

• ценовой лидер  должен превосходить всех по экономической  мощи или технической оснащенности (как это было, например, с “Дженерал  моторс” – традиционным лидером  автомобильной промышленности США);

• он должен устанавливать  такой уровень цен, чтобы предельные издержки были ниже его цены;

• необходимо обеспечение  достаточных объемов сбыта продукции  остальных фирм с помощью цен.

Когда же несколько  фирм занимают примерно одинаковые доли рынка и незначительно отличаются друг от друга по объемам производства и издержкам, на олигополистическом рынке может иметь место лидерство в результате сговора. В этой ситуации инициатива любой фирмы отвечает интересам остальных, а их полное согласие составляет основу этой формы лидерства в ценах.

Обычно выделяется несколько общих черт олигополистического  ценообразования:

• олигополистические цены изменяются реже, чем цены в  условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции  или даже в некоторых случаях  чистой монополии;

• цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими;

• в случае изменения  цены одним производителем велика вероятность  того, что другие производители также  изменят цены;

• олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.

Неопределенность  рыночного поведения порождает  множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения. В  случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.

 

  1. Модели олигополии

 

Существует  много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.Наиболее известными стали модели, предложенные такими экономистами, какАнтуан Огюстен Курно,Генрих фон Штакельберг,Жозефа Луи Франсуа Бертран. Рассмотрим эти модели более подробно.

Первым к  анализу олигопольных рынков приступил  Антуан Огюстен Курно, который сформулировал основные проблемы в анализе олигопольного рынка:

  1. Способна ли конкуренция между ограниченным количеством производителей привести к установлению на рынке столь же эффективного уровня цен, как и совершенная конкуренция?
  2. Каковы механизмы ценообразования на олигопольном рынке и, какие факторы воздействуют на цены?
  3. Насколько быстро установится долгосрочная равновесная цена в условиях олигополии.

А.О. Курноотмечал, что в условиях олигополии на решения  каждого из участников рынка воздействуют решения, принимаемые (или принятые в прошлом) другими участниками рынка, и в этом основное отличие процессов ценообразования на олигопольном рынке от прочих видов рынков. Но если каждый участник рынка должен учитывать поведение всех остальных, то рынок становится слишком сложно анализировать. Поэтому Курно остановился на анализе самой простой модели олигополии, в которой присутствовали всего два производителя. (В дальнейшем эта модель получила наименование Дуополии Курно.)

Модель была достаточно простой, поскольку в ней предполагалось, что оба производителя максимизируют прибыль, игнорируя отклик конкурента на свои действия. А это, конечно, не так, поскольку в реальном мире производители способны предположить, как поведут себя конкуренты при снижении цен или увеличении производства. Тем не менее, в своей модели Курно смог показать, что в некоторых случаях достаточно конкуренции всего двух производителей, чтобы установилась эффективная рыночная цена. Но другим важным выводом было то, что установление равновесной цены потребует значительного времени.

Главная особенность модели заключается в том, что каждая фирма принимает решение, считая объем выпуска своего конкурента постоянным в течение заданного  периода. После некоторого взаимного  приспособления между ними устанавливается равновесие, называемое равновесием Курно.

Рисунок 2.1 – Равновесие Курно

График, отражающий объем производства фирмы в зависимости  от предполагаемого объема производства ее конкурента, называется кривой реакции. Равновесный уровень объема производства находится на пересечении (точкаЕ на рис. 2.1) кривых реакции обеих фирм (Q1 и Q2). В конечном счете, прибыль, получаемая каждой фирмой, оказывается выше, чем при идеальной конкуренции. Более сложные способы анализа учитывают вероятную реакцию конкурента на изменение объема выпуска конкурента. Такова, например, модель рыночного равновесия и неравновесия Генрихафон Штакельберга, в которой учитывается возможная реакция конкурентов на принимаемые решения об объеме выпуска.

В модели Штакельберга, в отличие от модели Курно, конкуренты находятся в неравном положении, поскольку один из производителей обладает информацией о поведении своего конкурента, а второй производитель такой информацией не имеет. Эта модель дала противоречивые результаты, поскольку, во-первых, она демонстрировала, что наличие информации о поведении конкурента приводит к росту производства и снижению цен на рынке, но с другой стороны, эта же модель продемонстрировала, что в подобных условиях производитель, обладающей эксклюзивной информацией получает значительную прибыль от использования этой информации.

С модели Штакельберга начинаются исследования конкуренции  в условиях асимметрии информации. Основным итогом этих исследований стала  асимметрия распределения доходов  при несовершенстве информации и несовершенство рынка в этих условиях.

Для наглядного сопоставления равновесия Курно  с равновесиемШтакельберга линии  реакции дуолистов нужно дополнить  линиями равной прибыли (изопрофитами). Уравнение изопрофиты получается в  результате решения уравнения прибыли дуополии относительно объёма выпуска, обеспечивающего заданную величину прибыли.

На рисунке 2.2 показано как располагаются изопрофиты фирмы Q2. При заданном выпуске фирмы Q1 соответствующая ему точка на линии реакции фирмы Q2указывает объём её производства, максимизирующий прибыль. Получить такую же прибыль при большем или меньшем своём выпуске фирма Q2может, только если фирмаQ1 уменьшит предложение на рынке, поэтому вершины изопрофитов располагаются на линии реакции. Чем ниже расположена изопрофита, тем большую прибыль она представляет, так как соответствует меньшему выпуску конкурента.

Рисунок 2.2 –  изопрофиты дуополии

Совместив карты  изопрофит дуополистов, можно увидеть  сочетания Q1,Q2, соответствующие отраслевому равновесию в моделях Курно и Штакельберга (рис. 2.3). Точка пересечения линий реакции (Е) представляет равновесие Курно, а точка касания линий реакции последователя с наиболее низко реакцией изопрофита лидера представляет равновесие в модели Штакельберга (С1 или С2).

Рисунок 2.3 –  Равновесный выпуск в моделях  Курно и Штакельберга

Из рисунка 2.3 следует, что у фирмы, становящейся лидером, прибыль увеличивается  по сравнению с той, которую она  получала при конкуренции по модели Курно: лидер переходит на более низкую изопрофиту4.

Модели Курно  и Штакельберга основывались на предположении, что производители меняют свои объемы производства, принимая цену, которую  устанавливает рынок. Такая ситуация существует в сырьевых отраслях, где цены определяет биржевой рынок. Но возможен и другой вариант олигополии, когда производители сами назначают цену на свою продукцию, а потребители выбирают производителя с более низкой ценой.

Информация о работе Олигополия: сущности, виды, модели