Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:39, реферат
В бюджетных учреждениях правила начисления оплаты труда и дополнительных выплат регулируются трудовым законодательством, отраслевыми и ведомственными инструкциями, разработанными на основе трудового законодательства. В зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Трудовой кодекс РФ направлен на развитие договорных отношений в области труда и создает более гибкие правовые рамки для сторон трудового договора, он также устанавливает существенные трудовые гарантии для работников и требует их обязательного обеспечения работодателями.
Целью настоящей работы является выявить особенности учета заработной платы в бюджетных организациях, анализ норм трудового и иного законодательства РФ в части гарантий и компенсаций с целью определить степень правовой защищенности интересов работников при современном состоянии трудового рынка.
Введение……………………………………………………………………… 2
1. Структура заработной платы работников социальных служб…...…..3
2. Компенсационные и стимулирующие выплаты …….………………......5
3. Единовременная материальная помощь и государственные гарантии социальных работников …….……………………………..……………12
Заключение...…………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………17
СОДЕРЖАНИЕ
Заключение...……………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Трудовой кодекс создает правовые возможности более свободно регулировать трудовые отношения, устанавливает правовые гарантии для обеих сторон этих отношений и обеспечение правовой защиты работников.
Заработная плата на поверхности экономической жизни выступает как денежное вознаграждение за труд, которое выплачивается работодателем работнику за выполненную работу в соответствии с затратами и результатами труда.
Оплата труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
В бюджетных учреждениях правила начисления оплаты труда и дополнительных выплат регулируются трудовым законодательством, отраслевыми и ведомственными инструкциями, разработанными на основе трудового законодательства. В зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Трудовой кодекс РФ направлен на развитие договорных отношений в области труда и создает более гибкие правовые рамки для сторон трудового договора, он также устанавливает существенные трудовые гарантии для работников и требует их обязательного обеспечения работодателями.
Целью
настоящей работы является выявить особенности
учета заработной платы в бюджетных организациях,
анализ норм трудового и иного законодательства
РФ в части гарантий и компенсаций с целью
определить степень правовой защищенности
интересов работников при современном
состоянии трудового рынка.
1. Структура заработной
платы работников социальных служб
По трудовому договору вознаграждение за труд выплачивается в форме заработной платы.
Заработная плата устанавливается по соглашению сторон трудовым договором (статья 135 ТК РФ), но с учетом действующих у данного работодателя системами оплаты труда и не ниже гарантированного государством минимального размера отплаты труда (МРОТ).
Отсюда выделим наиболее существенные признаки заработной платы:
1) заработная плата – это квалифицирующий признак трудовых отношений;
2) своевременная и в полном размере выплата работнику заработной платы – это одна из основных обязанностей работодателя (статьи 22, 56 ТК РФ);
3) заработная плата – это вознаграждение работнику за выполнение им трудовой функции (работы по должности, профессии, специальности; конкретного вида поручаемой работнику работы), одно из основных правомочий работника (статья 21 ТК РФ);
4) правовые основы регулирования заработной платы установлены ТК РФ (порядок, сроки, форма выплаты заработной платы и другое);
5) заработная плата – это вознаграждение за индивидуальный труд работника, выплачиваемое на систематической основе;
6) заработная плата максимальным размером не ограничивается и определяется на основе установленных у данного работодателя тарифных ставок, окладов (должностных окладов), но ниже МРОТ.
Исходя из определения заработной платы, приведенного в 129 статье ТК РФ, можно выделить ее составные части. Структуру заработной платы образуют следующие ее части:
1. основная (постоянная) часть заработной платы;
2. компенсационные выплаты;
3. стимулирующие выплаты.
Основная часть заработной платы устанавливается на основе действующей у данного работодателя системы оплаты труда и не может быть менее установленного федеральным законом МРОТ. При этом заработная плата (ее основная часть) работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников (статья 144 ТК РФ).
Основная часть заработной платы является ее постоянной составляющей, она не зависит от полученной прибыли, объема продаж и прочих показателей. Основная часть заработной платы начисляется за фактически отработанное время или фактически выполненную работу по тарифным ставкам, должностным окладам.
Устанавливая основную часть заработной платы, работодатель должен руководствоваться следующими принципами, определенными в 129 и 132 статьях ТК РФ: заработная плата каждого работника должна зависеть от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
При этом работодатель должен помнить, что запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статьи 3, 132 ТК РФ). За труд равной ценности работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату (статья 22 ТК РФ).
В
соответствии со ст. 143 Трудового кодекса
РФ в бюджетных учреждениях применяется
тарифная система оплаты труда, устанавливаемая
на основе Единой тарифной сетки по оплате
труда работников бюджетной сферы. Трудовым
кодексом РФ также установлено, что порядок
стимулирующих и компенсационных выплат
в организациях, финансируемых из федерального
бюджета, устанавливается Правительством
РФ; в организациях, финансируемых из бюджета
субъекта РФ, органами государственной
власти соответствующего субъекта РФ;
в организациях, финансируемых из местного
бюджета, органами местного самоуправления.
2. Компенсационные
и стимулирующие выплаты
Компенсационные и стимулирующие выплаты являются переменной частью заработной платы, которая зависит от установленных государством гарантий и условий оплаты труда, установленных у данного работодателя.
Компенсационные и стимулирующие выплаты не связаны с оплатой за фактически отработанное время или фактически выполненную работу.
Для этой части заработной платы в большей степени присущ метод локального регулирования, особенно для стимулирующих выплат, при определении законодательством основных правил их установления. Следует отметить, что изменения, внесенные в ТК РФ Федеральным законом № 90-ФЗ, так и не разрешили существовавших ранее проблем с определением понятий.
В Трудовом кодексе РФ по-прежнему отсутствуют такие понятия, как компенсационные и стимулирующие выплаты, определяющие перечень выплат, которые к ним относятся и входят в состав заработной платы, также отсутствуют общие определения надбавок и доплат, которые разграничивали бы эти понятия.
Изменения, внесенные в статью 129 ТК РФ, уточнили перечень компенсационных выплат – это «доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению», но при этом оставили его открытым – «и иные выплаты компенсационного характера»1.
Согласно статье 164 ТК РФ компенсации - это «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами»2.
Данное
определение связывает
Поскольку на законодательном уровне не получил уточнения вопрос о том, какие именно компенсационные выплаты относятся к заработной плате, то его разрешение следует относить к локальному уровню регулирования оплаты труда, то есть в коллективном договоре, локальных нормативных актах работодателя, а также непосредственно в трудовом договоре.
Ряд компенсационных выплат установлен законодательно, их выплата – обязанность работодателя:
а) за выполнение работ в особых условиях (труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, труд на работах в местностях с особыми климатическими условиями) (статья 146 ТК РФ);
б) за труд на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (статья 129 ТК РФ);
в) за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, труд при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (статья 149 ТК РФ).
Согласно Положению об оплате труда работников краевых государственных учреждений социального обслуживания населения доплата за работу в ночное время работникам учреждений устанавливается в размере 50 процентов часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 10 вечера до 6 часов утра. Доплата за ненормированный рабочий день в размере до 25 процентов тарифной ставки устанавливается водителям легковых автомобилей. Надбавка работникам учреждений или их структурных подразделений, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, устанавливается в размере 15, 20 и 25 процентов от тарифной ставки (оклада). Надбавка к тарифным ставкам (окладам) работников учреждений за продолжительность непрерывной работы в учреждениях устанавливается: в размере 20 процентов тарифной ставки (оклада) за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов тарифной ставки (оклада) всем работникам учреждений3.
Конкретные размеры компенсационных выплат определяются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором и не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Основная цель компенсационных выплат – возмещение дополнительных трудозатрат работника, которые связаны с режимом работы, условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда.
Они начисляются дополнительно к должностным окладам и тарифным ставкам.
Стимулирование труда – это установление конкретных форм, размеров, условий получения вознаграждения с целью формирования определенного трудового поведения работника и начисления работнику определенной суммы денежных средств при условии достижения целевых установок, поставленных работодателем.4
Из определения следует, что стимулирующие выплаты – это переменная часть заработной платы, которая может зависеть от полученной прибыли, от индивидуального вклада работника в результат хозяйственной деятельности и так далее.
Конкретные критерии, размеры, сроки и условия премирования устанавливаются системой премирования, принятой у конкретного работодателя.
Согласно 135 статье ТК РФ системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом локальные нормативные акты (например, Положение о премировании), устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Следует отметить, что если премия и иные поощрительные выплаты, предусмотрены системой оплаты труда, то у работодателя возникает обязанность их выплатить, а у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплаты данных стимулирующих выплат.
Таким образом, работодатель, выплачивая работникам премии и иные стимулирующие выплаты за фактически отработанное время, выполняет свои обязательства по оплате их труда.
Информация о работе Оплата труда работников социальных учреждений