Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:58, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - исследование процесса принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на монопольном рынке. Здесь станет понятным влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка.
Введение……………………………………………………………………...
1.Характеристика монополии ………………………………………………
2.Особенности определения цены и объёма производства фирмы - монополиста ………………………………………………………………..
3. Ценовая дискриминация …………………………………………………
4.Монополия и эффективность……………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………..
Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.
Монополист, в отличие от конкурентного продавца, не является получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия может выбрать цену, которая максимизирует ее прибыль, и предоставить, самим покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Фирма решает: сколько товаров производить, основываясь на информации о спросе на ее продукт.
Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:
1. На повышение спроса монополист не всегда отвечает увеличением выпуска, вместо этого монополист может просто поднять цены на свой товар. Его реакция зависит не только от изменения спроса на его товар, но и от того, как изменится эластичность спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг кривой предельного дохода зависит напрямую от изменения ценовой эластичности, связанной с данной ценой. Для монополиста сдвиг кривой предельного дохода, а не кривой спроса на его продукт, является решающим фактором при изменении выпуска.
2.
Невозможно определить кривую
спроса для монополиста, так
как для одного и того же
количества товара можно
В условиях монополизированного рынка нет пропорциональной зависимости между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции4.
Вместо
этого изменения в спросе могут
привести к изменению цен при
постоянном объеме производства, изменения
в объеме производства могут произойти
без изменения цены или же измениться
могут как цена, так и объем
производства.
3.
Ценовая дискриминация
Монополист не всегда продает все единицы продукта по одной цене. В некоторых случаях он осуществляет ценовую дискриминацию, под которой понимается продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям. При этом следует иметь в виду, что различия в ценах не вытекают из различий в издержках производства.
Ценовая дискриминация возможна лишь в том случае, когда продукт не может быть куплен на одном рынке и перепродан по более высокой цене на другом. Например, если книги школьникам будут продаваться со скидкой, то они могут быть, затем перепроданы другим группам населения.
Поэтому ценовая дискриминация обычно осуществляется в сфере услуг.
Условие ценовой дискриминации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном продукте, готов уплатить за него более высокую цену.
Итак,
фирма, обладающая монопольной властью,
проводит политику ценовой дискриминации,
если она назначает разные цены для
различных категорий
Но важно отметить, что это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя, вероятно и наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может также реализовываться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.
Различаются три типа ценовой дискриминации: совершенная дискриминация, или дискриминация первой степени, дискриминация второй степени и дискриминация третьей степени.
Совершенная
дискриминация имеет место
В реальной действительности такая дискриминация почти не встречается, так как продавец не имеет информации о покупательской способности потребителей, которые, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы ему ее предоставлять. Это — недостижимая мечта каждого продавца.
На первый взгляд, кажется, что ценовая дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как одни покупатели платят меньшую цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он получал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.
Поскольку
совершенная ценовая
Имеется еще один вид ценовой дискриминации — ценовая дискриминация третьей степени, которая заключается в том, что различные цены устанавливаются для отдельных групп покупателей, а не для отдельных партий товара. В этом случае имеет место сегментация рынка, т. е. выделение двух или более групп потребителей, обладающих различной чувствительностью по отношению к изменению цены (разной ценовой эластичностью спроса). Например, редакции некоторых журналов устанавливают различные цены на подписку для индивидуальных подписчиков и для организаций. Студентам и школьникам проездные месячные карточки на городской транспорт продаются по сниженным ценам. В тех случаях, когда ценовая эластичность спроса является низкой, устанавливаются высокие цены; когда она высока — низкие цены.
Таким образом, ценовая дискриминация приводит к тому, что некоторые товары и услуги могут приобретать потребители, которые при отсутствии ее вообще бы их не покупали. Фирмы в результате этого увеличивают свой доход. Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении5.
Предположим, что какая-то авиакомпания Г продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 руб. за один билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компании составлял 50 млн.. руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата), издержки компании возросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 50 млн. руб., существует возможность получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.
На
рис. 1. графически изображена ситуация,
когда рынок услуг авиакомпании разделен
на два отдельных рынка. Первый (рис. 1а)
представлен состоятельными людьми, бизнесменами,
для которых важна быстрота передвижения,
а не цена билета. Поэтому спрос с их стороны
относительно неэластичен. Второй рынок
(рис. 16) — это лица, для которых скорость
не столь уж важна, и при высоких ценах
они предпочтут пользоваться железной
дорогой. В обоих случаях предельные издержки
авиакомпании одинаковы, различна только
эластичность спроса.
Рис. 1. Модель ценовой дискриминации: МС — предельные издержки;
О и MR — спрос и предельный доход фирмы на первом рынке; D, и MR, — спрос и предельный доход фирмы на втором рынке
Из рис. 1. видно, что при цене билета 1 тыс. руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этой группе потребителей предоставить 50% - ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 25 млн. руб. ежемесячно.
С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.
4.
Монополия и эффективность
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.
Во-первых,
объем производства,
Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений нтп.
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и И. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по ил мнению, состоят в следующем6:
1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию и уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагав ют достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.
2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенностью том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время, и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.
Информация о работе Определение цены и объема производства фирмы-монополиста