Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что рассматривается процесс ценообразования в отсутствии функции предложения, что имеет место при наличии у продавца монопольной власти, т.е. возможности влиять на рыночную цену посредством изменения объема предложения. Наглядно это выражается в том, что график спроса на продукцию отдельной фирмы проходит не горизонтально, как в условиях совершенной конкуренции, а с отрицательным наклоном.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МОНОПОЛИИ 5
1.1. Понятие рыночной структуры. Характеристика монополии 5
1.2. Признаки чистой монополии 11
2. ДОСТИЖЕНИЯЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ 15
2.1. Поведения фирмы-монополиста на рынке 15
2.2. Максимизация прибыли в условиях монополии 17
2.3. Равновесие фирмы в условиях монополии 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Установление равновесной цены в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения - специфическая черта рынка совершенной конкуренции. На других рынках условия совершения сделок могут настолько отличаться от условий совершенной конкуренции, что исчезает однозначная зависимость между ценой товара и объемом его предложения или объемом спроса на него, т.е. на этих рынках нет либо функции предложения, либо функции спроса, либо их обеих.
Основная цель данной курсовой работы состоит в изучении равновесия фирмы в условиях монополии.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что рассматривается процесс ценообразования в отсутствии функции предложения, что имеет место при наличии у продавца монопольной власти, т.е. возможности влиять на рыночную цену посредством изменения объема предложения. Наглядно это выражается в том, что график спроса на продукцию отдельной фирмы проходит не горизонтально, как в условиях совершенной конкуренции, а с отрицательным наклоном.
Рынок
оказывается
В особую категорию выделяются естественные монополии, которые становятся единственными производителями продукции не по причине закрытости рынка, а вследствие длительного роста эффекта масштаба. Естественная монополия возникает тогда, когда снижение средних затрат фирмы, расширяющей масштаб производства, продолжается вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. В таких условиях создание второго предприятия в отрасли экономически нецелесообразно.
Особенность положения монополии состоит в том, что кривая отраслевого спроса является кривой спроса на ее продукцию. Поэтому для монополии цена - не экзогенный параметр, а убывающая функция от ее выпуска. Приняв решение об объеме выпуска, монополист при заданном спросе одновременно определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. Какую комбинацию «выпуск - цена» он выберет, зависит не только от затрат, но и от его цели. В отличие от совершенного конкурента, для него она не обязательно должна состоять в максимизации прибыли. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить и другие цели, такие как максимизация выручки или нормы прибыли. Кроме того, при определенных условиях монополия может продавать одну и ту же продукцию в одно и то же время по разным ценам.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
- понятие рыночной структуры;
-
рынок монополии и его
-
максимизация прибыли в
- достижение равновесие фирмы в условиях монополии
Предметом изучения в курсовой работе равновесие фирмы в условиях монополии.
Объектом исследования является монополия.
Выполненная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе написания курсовой работы использовались учебные пособия таких авторов как: Н.И. Базылев, В.Д. Камаев, М.Г. Муталимов и др.
Рынок как социально-экономический институт обеспечивает возможность продавцам и покупателям вступать в контакт друг с другом с целью осуществления взаимовыгодных торговых сделок. Существуют различия по объектам сделок и условиям их реализации в каждом конкретном случае.
Обращающиеся
на каждом конкретном рынке блага
могут быть совершенно или частично
взаимозаменяемыми. В первом случае
функционирует рынок
В экономической литературе рассматриваются четыре основные, теоретически возможные рыночные структуры [11, c.201]:
1) совершенная конкуренция;
2) монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
При совершенной, или чистой, конкуренции на рынке присутствуют одновременно множество фирм; ни одна фирма не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной, вход и выход из отрасли не связаны с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации. Равный доступ к информации означает, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и на все виды затрат, необходимых для их производства. Покупатели знают все о характеристике продукта, производители располагают информацией о производственной технологии.
Под монополией понимается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией — дело легкое [11, c.202].
Олигополия — рынок нескольких фирм. Небольшое число продавцов означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения при ценообразовании и определений объема производства. Продукты при олигополии могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили или пишущие машинки). Как правило, вступление в олигополистские отрасли — дело очень сложное. Покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.
В
заключение нужно указать, что рыночная
структура характеризуется
Характеристики названных рыночных структур можно обобщить в виде табл.1.11.
Таблица 1.1.
Рыночные структуры
Рыночные структуры | Количество и размеры фирм | Характер продукции | Условия входа и выхода | Доступность информации |
Совершенная конкуренция | Множество мелких фирм | Однородная продукция | Никаких затруднений | Равный доступ ко всем видам информации |
Монополия | Одна фирма | Уникальная продукция | Практически непреодолимы барьеры на входе | Некоторые ограничения |
Монополистическая конкуренция | Множество мелких фирм | Разнородная продукция | Никаких затруднений | Некоторые ограничения |
Олигополия | Число фирм невелико, есть крупные фирмы | Разнородная или однородная продукция | Возможны отдельные препятствия | Некоторые ограничения |
Фирма в условиях совершенной конкуренции. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция представляет собой идеальный рынок, но его анализ имеет большое значение. Во-первых, существуют еще отрасли, структура которых близка к условиям совершенной конкуренции. Во-вторых, изучение этого рынка позволяет легче разобраться с реально существующими рыночными структурами: монополистической конкуренцией и олигополией. В-третьих, совершенная конкуренция — это оптимальный рынок, с ее помощью может быть оценена эффективность реальной экономики.
При совершенной конкуренции фирма не может повлиять на рыночную цену, она руководствуется рыночной ценой, т.е. прайс-тейкером. При уменьшении производства и при повышении его объема цена остается прежней. Поэтому для отдельной фирмы предельный доход равен цене, так как все единицы продукции она продает по одной цене. В силу этого кривая спроса будет совпадать с кривой ее предельного дохода. Поскольку цена на единицу продукции постоянна, то общий доход все время по мере продажи каждой единицы продукции растет на постоянную величину. Так, цена равна 50 ед., то валовой доход будет: 0,50,100,150 и т.д. Средний доход совпадает с ценой продукции и, следовательно, с предельным доходом.
Далее следует показать, что отдельная фирма определяет тот объем производства продукции, при котором она получит максимум прибыли или минимальные убытки в краткосрочном периоде. В этом периоде при изменении объема производства постоянные издержки неизменны (количество оборудования не изменяется). Зато переменные издержки изменяются вместе с объемом производства. Следовательно, изменение общих издержек вызывается изменением переменных [11, c.203].
Существуют два подхода к определению того объема производства, при котором фирма будет получать максимум прибыли или минимальные убытки. Первый подход — сравнение валового (общего) дохода и валовых (общих) издержек. Второй подход — сравнение предельного дохода и предельных издержек. При первом подходе фирма будет максимизировать прибыль, производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки. При втором подходе конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена или предельный доход равны пре; дельным издержкам. Если цена меньше, чем средние переменные издержки, фирма, закрываясь, будет минимизировать свои убытки.
Фирма в условиях монополии. Монополия и эффективность.
Монополия — это исключительное право в какой-либо среде деятельности. Фирма, являющаяся единственным производителем продукции и контролирующая выпуск продукции всей отрасли, называется монополистом.
Следует указать, что особенности хозяйствования в условиях чистой монополии связаны с монополизмом. В качестве форм проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, снижение качества продукции. Основными слагаемыми монополизма являются: доминирующее положение на рынке; монополистическая деятельность, направленная на реализацию соответствующих экономических преимуществ.
Затем необходимо подчеркнуть, что монополия стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции. Монополия, как и другая фирма, может оказаться не в состоянии получать прибыль в краткосрочном периоде. Тогда она ставит задачу минимизировать убытки. Как обычная фирма, она будет производить продукцию до тех пор, пока цена продукции будет больше средних переменных издержек. Если же цена не только не покрывает средние общие издержки, но и даже средние переменные издержки, то фирма прекратит выпуск продукции.