Определение экономического значения фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль финансовой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения.

Содержание

Введение
3
1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики
6
2 Инструменты фискальной политики в современном макроэкономическом регулировании
17
3 Фискальная политика в Республике Беларусь и ее типы на разных этапах: сравнительный анализ
28
Заключение
42
Список использованных источников
45
Приложения

Работа состоит из  1 файл

фискальная политика.doc

— 607.00 Кб (Скачать документ)

Влияние налогов. Инструментом дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги являются очень важным фискальным инструментом. Они используются наравне с бюджетными мерами. Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Налоги действуют также с эффектом мультипликатора. Но мультипликативный эффект налогов меньше, чем эффект государственных расходов.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

В зависимости от характера  взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги. _

 Рассмотрим воздействие  на совокупный спрос автономных  налогов (Tx), которые не зависят от уровня дохода. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 долларов, то располагаемый доход увеличивается на 100 долларов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение, прежде всего, потребительских расходов. Если

 

∆Y=∆C x 1/(1-mpc),

при этом

∆C=mpc x ∆Yd, a ∆Yd= - ∆Tx,

то

∆C=mpc x (-∆Tx).

(1.4)


 

В итоге получаем:

 

∆Y=-mpc/(1-mpc) x (-∆Tx)

(1.5)


 

Величина [-mpc/(1-mpc)] и есть мультипликатор автономных налогов. Мультипликатор налогов – это коэффициент, который  показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу [18; с.453].

Фискальная политика, как правило, оперирует одновременно как расходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет случай, когда государство увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не изменяется). Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке Е1. ( Приложение А, рисунок 2.)

Предположим, государство увеличило закупки товаров и услуг на 20 млн. рублей, что привело к росту совокупных расходов тоже на 20 млн. рублей и к сдвигу кривой С=I+G вверх, в положение C+I+G1. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2. Объем национального продукта возрос с Q1 до Q2. Введение налога величиной в 20 млн. рублей сдвинет кривую C+I+G1 вниз, в положение C1+I+G1. Сдвиг произойдет на величину 15 млн. рублей, так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов. Точка равновесия переместится из Е2 в Е3, а объем производства уменьшится с Q2 до Q3.

Исследования известного экономиста А. Лаффера по влиянию  налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета показали, что при росте налоговой ставки (t) до 30-40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Затем темпы прироста доходов бюджета затормаживаются, а при переходе 50%-ного барьера налоговой ставки деловая активность затухает, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета. Такая зависимость носит методологический характер и называется кривой Лаффера (Приложение Б, рисунок 4.).

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику.

 Размер государственных налоговых поступлений в какой-то мере изменяется автоматически, с помощью так называемого встроенного стабилизатора. Встроенный стабилизатор (достигнутая экономическая стабильность) – механизм, способствующий увеличению дефицита государственного бюджета (или сокращению его чистых налоговых поступлений) в период спада и увеличению его чистых налоговых поступлений (или сокращению его дефицита) в период инфляции без того, чтобы в это вмешивались регулирующие экономическую политику механизмы [16; с.936]. К встроенным стабилизаторам относятся: подоходные налоги; косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности. Практически все налоги приносят больше налоговых поступлений по мере роста ВВП. Напротив, когда ВВП сокращается в периоды спада, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что приводит к росту расходов.

 Можно предположить, что удалось достигнуть автоматической встроенной стабильности экономики. Однако автоматически достигнутый избыток или дефицит фактического бюджета в любом конкретном году не свидетельствует о характере фискальной политики. Фактический бюджет – сумма расходов федерального правительства (на закупку товаров и услуг) за вычетом суммы поступивших налогов за любой (бюджетный) год [16; с.934]. Дефицит при этом является циклическим, так как он связан с экономическим циклом и не является итогом антициклических фискальных мер, а – побочным продуктом фискального бездействия в период спада. Экономисты решают эту проблему путем стандартизации бюджетных дефицитов и профицитов в разные годы, вводя понятие «бюджет при полной занятости» - соотношение государственных расходов и налоговых поступлений, которые сложились бы, если бы экономика в течение года функционировала в условиях полной занятости [16; с.930]. Дефицит при полной занятости называется структурным, поскольку он отражает взаиморасположение государственных расходов и налогов вне зависимости от каких-либо изменений в размерах ВВП.

Хотя встроенные стабилизаторы  и позволяют уменьшить последствия  циклических колебаний, смягчая  потрясения в экономике, они совершенно не способны их полностью устранить. Поэтому в дополнение к ним всегда остается крайне необходимой дискреционная фискальная политика государства.

Изначально экономисты рассматривают дискреционную фискальную политику в двух ситуациях: в период спада и при инфляции спроса. Для периода спада характерна стимулирующая фискальная политика, сущность которой:

  • увеличение государственных расходов;
  • сокращение налогов;
  • увеличение государственных расходов и сокращение налогов одновременно.

В краткосрочном периоде  она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.

Если государственный  бюджет сбалансирован, фискальная политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита. Бюджетный  дефицит – сумма превышения расходов федерального правительства над его доходами в каждый данный год [16; с.930].

Когда возникает инфляция спроса, для контроля над ней необходима ограничительная, или сдерживающая фискальная политика. Если государство собирается контролировать инфляцию, то его фискальные меры носят совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом. Правительство может:

  • сократить государственные расходы;
  • повысить налоги;
  • использовать два варианта в сочетании.

При инфляции спроса фискальные действия направляются на создание бюджетного профицита, то есть на превышение налоговых поступлений над государственными расходами.

Влияние бюджетного дефицита на экономический рост зависит от источников финансирования этого дефицита, а воздействие бюджетного профицита - от того, как им распорядится государство.

Финансирование дефицитов  происходит тремя способами: за счет выпуска новых денег, за счет кредитов Национального Банка, за счет займов у населения.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

В результате государственных  займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.

Та часть, которую государство  занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.

Внешний долг ложится  тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы  оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.

Внутренний государственный  долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.

Обычно в государственном  долге видят две опасности:

  1. возможность банкротства нации;
  2. переложение долгового бремени на другие поколения.

Эффект фискальной политики при ликвидации профицитов зависит от действий государства, которые могут быть следующими:

1. Погашение долга.  Для погашения долга государство  выкупает у населения часть своих долговых обязательств. Этим самым государство возвращает свой избыток от налоговых доходов обратно на денежный рынок. В итоге происходит уменьшение процентных ставок и рост частных займов и расходов.

2. Изъятие из обращения.  Когда правительство изымает  излишек из обращения, происходит «урезание» общей покупательной способности экономики. Если избыточные налоговые поступления не возвращаются в экономику, то исключается возможность дальнейшего расходования даже части бюджетного профицита. Значит, избытки не смогут оказывать инфляционное давление на экономику и ослабить антиинфляционное воздействие сдерживающей фискальной политики.

Чтобы выяснить, правильна  ли проводимая правительством фискальная политика, часто используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки (Приложение Б, рисунок 3).

Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке  Е при объеме выпуска Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) – Q2.

Существующий при фактическом  объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Т остаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и отчасти, поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупного спроса.

Экономисты признают, что правительство может сталкиваться с рядом серьезных проблем  при выборе и проведении фискальной политики на практике. Связано это со многими факторами. Фискальная политика – это временный процесс, включающий три обязательных этапа:

а) осознание изменения  макроэкономической ситуации и разработка новой фискальной политики;

б) ее осуществление;

в) оценка последствий и эффективности проведения новой фискальной политики.

Временная протяженность фискального процесса порождает эффект лага - временной «разрыв» между исходным и конечным пунктами этого процесса [20; с.338].

Разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание данных явлений. Этот разрыв возникает из-за трудностей предсказания будущего характера экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

Информация о работе Определение экономического значения фискальной политики