Определение экономического значения фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль финансовой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения.

Содержание

Введение
3
1 Понятие, цели и инструменты фискальной политики
6
2 Инструменты фискальной политики в современном макроэкономическом регулировании
17
3 Фискальная политика в Республике Беларусь и ее типы на разных этапах: сравнительный анализ
28
Заключение
42
Список использованных источников
45
Приложения

Работа состоит из  1 файл

фискальная политика.doc

— 607.00 Кб (Скачать документ)
  • НДС — это один из наиболее нейтральных налогов, обеспечивающий стабильные поступления в бюджет и приводящий к минимальным изменениям в поведении потребителей и предприятий;
  • НДС — это налог на потребление, он не влияет на принятие решений по поводу инвестиций.

В области прямого  обложения возможно расширение объема льгот инвестиционного характера по налогу на прибыль, в первую очередь, за счет введения льгот общенационального характера по инвестициям в сторонние предприятия (в пределах уже оформленной системы приоритетов), а также расширение прав субъектов Федерации в части предоставления дополнительных льгот по федеральным налогам.

Однако не все так  красиво и гладко. В России существуют проблемы с бюджетом, как уже было замечено, вытекающие в проблему инфляции. На 2005 год статистика такая: потребительская инфляция – 13%, индекс-дефлятор ВВП – 19%, индекс промышленных цен – 28%. В России такой разрыв встречается с конца 90-х годов столь часто, что есть основания полагать, что проводится целенаправленное снижение потребительской инфляции, то есть в период спада устраивается то монетизация льгот, то реформа региональных финансов.

Достаточно высокие  темпы роста показывает Казахстан. Реформы, проводимые в стране можно выразить простой формулой – эффективные фискальные меры.

Среднегодовые темпы  роста ВВП за последнее время  составили 10%. Так, если в 1999 году номинальный  ВВП был 15 млрд. долларов, то в 2003 году – 30 млрд. Предпринимаются меры по снижению налоговой нагрузки. В частности, снизились ставки индивидуального подоходного налога (с 30% до 20%), введена регрессивная шкала ставок социального налога (от 20% до 7%), уменьшен НДС до 14%. Уменьшается темп инфляции, укрепляется курс национальной валюты.

На Украине предполагалось снижение ставки НДС до 17%. Еще в марте 2004 года президент Украины Леонид Кучма поручил правительству рассмотреть возможность замены налога на добавленную стоимость другими видами налогов и обеспечить сокращение налога на прибыль предприятий до уровня не выше 20%. Из всех действующих налогов НДС легче всего трансформировать так, чтобы он соответствовал принципам пролиберальной налоговой системы: он действует автоматически, его трудно приспособить для регулирования экономики. Совместное применение НДС, налога на прибыль и подоходного налога с населения нарушает требование одноразового обложения. С 2004 года Украина отказалась от прогрессивного подоходного налога, заменив его единым налогом в размере 13%. Одновременно была снижена ставка налога на прибыль с 30% до 25%, а также введена единая ставка налога на добавленную стоимость в размере 20%.

Президент страны Леонид Кучма в 2004 году выступал против повышения ставок фиксированного и единого налогов для предпринимателей, так как, по его мнению, это наносит существенный удар по малому и среднему бизнесу и может стимулировать его уход в тень.

В итоге в 2004 году доходы составили 58,2 млрд. гривен, расходы  – 59,6 млрд. гривен, дефицит – 2,4 млрд. гривен, или 0,9% ВВП. Для того, чтобы  не обанкротить предпринимательскую  сферу и не привести в упадок экономику страны увеличиваются размеры ставок фиксированного налога с граждан с 20 и 100 гривен до 100 и 300 гривен, а ставок единого налога – с 20 и 200 гривен до 200 и 600 гривен.

В налоговом кодексе  Грузии число налогов сокращается  с 21 до 9. Его главный приоритет – «фискальная либерализация». Остались налоги на прибыль, дивиденды с акций, земельный, с имущества, игрового бизнеса, а также за пользование природными ресурсами.

Предусмотрен законопроект об освобождении от уплаты налогов  индивидуальных предпринимателей, чей ежегодный доход не превышает 100 тыс. лари (около 52 тыс. долл.).

Польша все больше приковывает любопытные взгляды  исследователей экономики. Страна, в  которой в 1989 году бушевала инфляция – 700% в год, сегодня находится в лучшей экономической ситуации, чем Беларусь, которая в принципе таких значительных сбоев никогда не имела. В чем же секрет польского правительства?

Правительством Польши было решено реализовать «план Бальцеровича», разработанный тогдашним министром  финансов Лешеком Бальцеровичем. План предусматривал либерализацию внутренних цен, рост импорта, ужесточение контроля над государственными расходами, введение процентной ставки, превышающей уровень инфляции. В результате ВВП стабилизировался. Инфляция снизилась до 4% к 2001 году. Сегодняшние итоги экономических преобразований в Польше не такие радужные, какими были в 2001 году, однако, в связи с неплохим экономическим ростом средняя заработная плата достигла 700 долларов. Эту ситуацию омрачает безработица, составляющая 18% трудоспособного населения. В соответствии с требованиями Евросоюза Польша обязана в течение 5 лет снизить уровень безработицы до 10%, достигнуть экономической стабильности.

Дефицит бюджета 3,7% ВВП, заложенный в проекте финансового  закона 2005 года (принят 28 сентября), значительно сократился по сравнению с показателем 2004 года. Это стало возможным за счет резкого повышения располагаемых доходов (+12,4%), в то время как расходы увеличились лишь на 4,4%. Исключение некоторых расходов должно уменьшить показатель дефицита. Несмотря на положительный бюджетный показатель, размер внешнего долга продолжит увеличиваться. Большое количество средств государство использует на пенсионное обеспечение, финансирование европейских программ и реструктуризацию здравоохранения. Такое продолжение увеличения долга отрицательно отразится на экономике уже в 2007 году. Поэтому польское правительство с января 2004 года проводит также следующую налоговую политику:

- снижен размер ставки  налога с корпораций с 27% до 19%

- повышен налог на дивиденды с 15% до 19%

- введен налог на  прирост капитала, налоговая ставка  составляет 19%.

В 2003 году в Чехии существовал  достаточно большой дефицит бюджета. Дефицит существовал по огромному  ряду причин. Во-первых, Чехия это  страна с большими запросами и с такими же значительными принципами. Во-вторых, бюджет в течение ряда лет сводился с дефицитом, и стране приходилось много занимать. За четыре года долг увеличился на 18,2 млрд. крон (около 0,8 млрд. долларов). В пересчете на одного жителя он составлял 60 тысяч крон (2,5 тысяч долларов). При отсутствии ясной перспективы наращивания бюджета власти прибегали к столь непопулярной мере, как «затягивание поясов». Были увеличены акцизы на топливо, алкоголь, табак, а также НДС. В декабре 2003 года нижняя палата чешского парламента приняла решение о сокращении ставки налога на доходы корпораций с 31% до 24%, тем самым, отменив наложенное ранее на этот законопроект вето сената. Этот законопроект являлся одним из 11 проектов находящихся на рассмотрении в парламенте и направленных на совершенствование государственной программы с целью сокращения дефицита бюджета. Основа этой фискальной политики – снижение прямых налогов, включая подоходный налог, при одновременном увеличении косвенных налогов. Правительство Чехии предусматривало сокращение объемов развитой системы государственной материальной помощи гражданам при сохранении субсидий лицам, открывающим сберегательные счета в банках. Благодаря вовремя проведенной фискальной политике правительство Чехии стабилизировало бюджет страны. И Чехия сегодня представляет собой:

- население – 10,4 млн.  человек;

- объем ВВП – 185 млрд. долларов;

- ВВП на душу населения  – 17,8 тысяч долларов.

В августе 2002 года Кнессет  – высший законодательный орган  Израиля – принял поправки к Закону о налогообложении. Эти поправки существенно повлияли на жизнь израильтян.

Израиль перешел с  территориального принципа налогообложения  на персональный. Это в частности означает, что доходы резидентов Израиля, полученные за рубежом, будут облагаться налогом. Ранее такие доходы облагались налогом только в том случае, если были переведены и получены в Израиле. До внесения этих поправок резиденты Израиля могли организовывать компанию в США и законно не платить налоги ни в США, ни в Израиле.

С 2001 года Словакия также проводит время от времени ярко выраженную фискальную политику. В январе 2001 года, например, вступили в силу:

  • снижение налога на прибыль предприятий с 40% до 29%. Позже он был уменьшен еще до 25%;
  • полное освобождение от уплаты налогов сроком на 5 лет промышленных предприятий с зарегистрированным капиталом 5 млн. евро, получающих 60% своей прибыли от экспорта;
  • дополнительное освобождение от уплаты на 5 лет налога на прибыль предприятий, чьи доходы увеличивались ежегодно в течение первых 5 лет за счет иностранных инвестиций размером не менее 5 млн. евро.

Но, даже, несмотря на эти  меры, проблемы в Словакии, однако, существуют: все еще велик бюджетный дефицит, не изжита до конца инфляция. Может быть, в этой стране и сидели «сложа руки», если бы не состояли в Европейском Союзе. А поскольку в ЕС нет слабых стран, то Словакия опять начала проводить фискальную политику.

Первым таким шагом  стало введение единой ставки налога с личных доходов и доходов предприятий. Правительство решилось на радикальное сокращение расходов, не способствующих экономическому развитию. К примеру, в здравоохранении ограничили бесплатную выдачу лекарств, введя плату за каждый выписываемый рецепт в размере 20 крон. Также, согласно новому порядку, безработный, который самостоятельно трудоустроился, полгода дополнительно получает ежемесячно от государства 800 крон, а это почти половина пособия по безработице. Это очень интересный подход, так как безработный решается найти работу, получать заработную плату и вдобавок еще «премию» за находку работы, вместо того, чтобы сидеть дома и получать только пособие по безработице. Ведь для поиска места работы для гражданина или на его переквалификацию государство тратит средства. Да и к тому же безработный ничего не производит государству. Также пособия на детей выше для тех, кто смог устроится и платит налоги. Государство поощряет активность.

Изменена система регистрации  безработных. Они обязаны раз  в неделю являться в управление труда. Это привело к тому, что из тех, кто был вправе получать пособия, исключены те лица, которые работают «по-черному» за границей.

Великобритания. Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

- консолидированного фонда, который  включает текущие поступления  средств и их расходование;

- национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.

Основная часть расходов финансируется  из консолидированного фонда (98%), который  формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%). Доходная часть национального фонда займов формируется за счёт процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов. Расходная часть включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые другие.

Бюджет 2000г. был исполнен с самым большим в истории страны профицитом - 2,7% ВВП. Причиной профицита стало снижение затрат на пособия по безработице благодаря сокращению числа безработных до 3,7 в 2000г. Профицит бюджета дал возможность пересмотреть некоторые государственные программы. Изменения в основном коснулись налоговой системы, а также увеличения расходов на образование. Система фискальной политики в Великобритании достаточно сложная.

Основным звеном фискальной политики являются специальные фонды. Их более 80: пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов, национального страхования. Ведущее место занимает фонд национального страхования. Он создается за счёт взносов населения, государственных предприятий и дотаций правительства. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни. Иногда правительство повышает пенсии или пособия в регулирующих экономику целях.

Своеобразное стимулирование экономики проводится и в могущественной в экономическом плане Швейцарии, причем родоначальниками такого стимулирования стали обычные люди. В 2002 году 2 июня жители швейцарского кантона Женева высказались на референдуме за введение так называемого «налога на богатство». Подразумевалось, что платить его должны те, чье состояние превышает 1,5 млн. швейцарских франков (960 тысяч долларов), а это около 4,5 тысяч миллионеров. Налог приносил в казну кантона 250 млн. швейцарских франков ежегодно.

Швейцарцы всегда гордились уровнем и качеством своей жизни. Часто швейцарскую экономику сравнивали с хорошо отлаженным часовым механизмом. Теперь в это сравнение вкладывают несколько иной смысл. То есть намекают на то, что показатели экономического роста, как маятник, раскачиваются над нулевой отметкой. По данным Государственного секретариата экономики, в первом квартале 2005 года прирост ВВП оказался нулевым. Однако, не смотря на это, доля ВВП на душу населения в стране по-прежнему соответствует самым высоким показателям среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а инфляция и безработица – самые низкие. И, тем не менее, именно эта организация выражает обеспокоенность экономическим развитием Швейцарии. За последние годы серьезные финансовые проблемы возникли у гиганта-перевозчика Swissar, во втором по величине банке Credit Suisse Group, ведущей страховой компании Swiss Life Group.

Соседство с ЕС – это  отдельная тема. До сих пор Швейцария  оставалась в стороне от любых  форм европейской интеграции. Эта страна сознательно сохраняла свою обособленность во имя национальной экономики. Результатом такой политики на протяжении десятилетий были стабильно снижающиеся цены и самый высокий в Европе уровень жизни. Но последние пять лет, швейцарская экономика переживает период некого спада и давления со стороны ЕС. По мнению экспертов, чем теснее будет интегрироваться Европа, тем хуже будет чувствовать себя экономика Швейцарии. Эта страна рискует потерять банковский сектор, очень важный для швейцарцев. Поэтому правительство ужесточило требования по контролю над этим сектором: ввели меры против отмывания незаконно нажитых капиталов, постоянный контроль над субъектами экономической деятельности, взимание налогов с банковских сбережений, получение таможенных сборов.

Информация о работе Определение экономического значения фискальной политики