Определение внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001- 2003 годы позволила улучшить качество таможенного администрирования таможенной системы на основных направлениях деятельности.
Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

Содержание

Введение. 3
1. Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ. 6
2. Виды таможенных платежей и особенности их исчисления. 11
2.1. Таможенные платежи: общая характеристика и виды 12
2.2. Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей 15
2.3. Принудительный порядок взыскания таможенных платежей 19
2.4. Обеспечение уплаты таможенных платежей 20
3. Направления совершенствования таможенно-тарифного регулирования в России. 23
3.1. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД 23
3.2. Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли 27
3.3. Рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования в Таможенном Союзе 29
Заключение 32
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Определение внешнеэкономической деятельности,.docx

— 698.69 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение. 3


1. Механизм  таможенного регулирования внешнеторговой  деятельности в РФ. 6


2. Виды таможенных платежей и особенности их исчисления. 11


2.1. Таможенные платежи: общая характеристика и виды 12


2.2. Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей 15


2.3. Принудительный порядок взыскания таможенных платежей 19


2.4. Обеспечение уплаты таможенных платежей 20


3. Направления совершенствования таможенно-тарифного регулирования в России. 23


3.1. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД 23


3.2. Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли 27


3.3. Рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного   регулирования в Таможенном Союзе 29


Заключение 32


Список используемой литературы 35


 

Введение.

 

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Кардинальное изменение  геополитической обстановки за последнее  десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном  положении России: экономические  связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного  комплекса, стали внешними; практически  нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ1 (Совет экономической взаимопомощи). В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

Радикальная рыночная реформа  признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной  и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и  определяет особое значение таможенного  регулирования экономических связей.

Многогранность и сложность  возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск  и выбор нетрадиционных форм организации  и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации  с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001- 2003 годы позволила  улучшить качество    таможенного    администрирования    таможенной    системы    на    основных направлениях деятельности.

Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих  и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании таможенного  тарифа не всегда учитывается взаимосвязь  таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную  структуру и уровень налогов  в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию  разрыва между методологией и  практикой осуществления таможенного  контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению  такого явления, как «региональное  правотворчество».

Недостаточно использовалось международное законодательство и  практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной темы дипломной  работы.

Проблематика совершенствования  управления государственной таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.

С момента возрождения  таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых. Вопросы  постановки, организации таможенного  дела, таможенной политики, места и  роли российской таможни в системе  государственных органов, ее значения для решения социально- экономических  задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных  трудов по проблемам теории и практики таможенного дела. Ведущая роль в  разработке теоретических и методических проблем и решении практических задач принадлежит ученым Российской таможенной академии, Н.М. Блинову, А.Е. Городецкому, И.В. Дзюбенко, М.В. Кокореву, В.М. Крашенинникову, В.Е. Новикову, СИ. Съедину, Э.И. Юну и других.

 

  1. Механизм  таможенного регулирования внешнеторговой  деятельности в РФ.

С целью повышения эффективности  действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки  зрения выполнения протекционистских  и фискальных функций таможенного  тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения  о применении специфических и  комбинированных ставок ввозных  таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные  ставки ввозных таможенных пошлин применяются  в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных  напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Применение данных видов  ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени  минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно  искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени  препятствовать ввозу товаров низкого  качества .

Необходимо, чтобы дальнейшая работа в этой области проводилась  по следующим двум основным направлениям:

первое - подготовка предложений  по дальнейшему расширению номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными и специфическими ставками ввозных  таможенных пошлин;

второе - разработка предложений  по оптимизации существующих комбинированных  и специфических ставок ввозных  таможенных пошлин, в том числе  и с целью обеспечения максимально  возможного фискального и протекционистского эффекта таможенного тарифа в  отношении отдельных товаров.

Помимо протекционистской  функции таможенного тарифа, важное значение имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза  на территорию Российской Федерации  отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:

- соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

- необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического  оборудования и сырьевых материалов,  производство  которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется.

Немаловажное значение в  механизме таможенно-тарифного регулирования  занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой  в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются  тарифные преференции. Кроме этого, в соответствии с международными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, тарифные преференции  предоставляются для товаров, происходящих из государств - участников СНГ .

В настоящее время в  рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней  торговле и таможенно - тарифной политики проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся  стран и в отношении которых  будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить  список данных товаров.

Надо сказать, что в  настоящее время таможенные платежи  составляют около одной трети  доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.

С учетом изложенного можно  сделать вывод о том, что в  современных условиях при определении  уровня таможенно-тарифного обложения  в целом и разработке предложений  по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными  приоритетными задачами, решение  которых должно обеспечиваться с  помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита  отечественного   рынка  и   создание   возможностей   для  развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения  социально значимых задач, создание  возможностей для смягчения кризисных  ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно - тарифного регулирования  необходим учет всех перечисленных  выше факторов. Однако особо следует  отметить тот момент, что в связи  с вступлением России в ВТО  ставки таможенного тарифа неизбежно  станут предметом переговоров, что  является сдерживающим фактором при  выработке оптимальных, с точки  зрения других факторов, уровней тарифных ставок.

В настоящее время все  чаще имеют место попытки отечественных  производителей решать проблемы, обусловленные  неадекватностью внутренних налогов, путем изменения таможенно-тарифного  регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение  проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и  сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции.

Главная проблема заключается  в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть  из которых имеет разнонаправленный  характер.

Меры по решению фискальных проблем и защите отечественных  производителей могут противоречить  мерам, направленным на развитие конкуренции  и решении социальных задач.

Очевидно, оптимальным можно  считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать  максимального эффекта при взаимоувязанном  решении вышеуказанных задач. Поэтому  задача оптимизации мер тарифного  регулирования является в настоящее  время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике.

Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать  однозначный вывод о том, что  в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую  позицию, в ряде случаев делая  экономически невыгодным их импорт путем  установления высокого уровня таможенных пошлин.

К таким товарам можно  отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При  этом зачастую игнорируется решение  таких задач, как развитие конкуренции  и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также  снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение  стоящих задач. 

В настоящий момент основной задачей таможенных органов является обеспечение максимального поступления  денежных средств в доходную част федерального бюджета при оптимальном  сочетании с защитной функцией.

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта  в пользу качественных и высокотехнологичных  товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию, однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области таможенной политики во многом зависит от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.

Информация о работе Определение внешнеэкономической деятельности