Определение внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001- 2003 годы позволила улучшить качество таможенного администрирования таможенной системы на основных направлениях деятельности.
Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

Содержание

Введение. 3
1. Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ. 6
2. Виды таможенных платежей и особенности их исчисления. 11
2.1. Таможенные платежи: общая характеристика и виды 12
2.2. Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей 15
2.3. Принудительный порядок взыскания таможенных платежей 19
2.4. Обеспечение уплаты таможенных платежей 20
3. Направления совершенствования таможенно-тарифного регулирования в России. 23
3.1. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД 23
3.2. Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли 27
3.3. Рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования в Таможенном Союзе 29
Заключение 32
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Определение внешнеэкономической деятельности,.docx

— 698.69 Кб (Скачать документ)

Срок уплаты пени — одновременно с уплатой сумм таможенных платежей или после этого, но не позднее  одного месяца со дня такой уплаты.

До начала принудительного  взыскания, не позднее 10 дней со дня  обнаружения факта неуплаты или  неполной уплаты, таможенный орган  обязан представить плательщику  требование в виде письменного извещения  о неуплаченной в установленный  срок сумме платежей и об обязанности  ее уплатить в срок не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня его получения. Требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Принудительное взыскание  может быть бесспорным и оспариваемым. Бесспорным оно является для юридических  лиц, когда взыскание производится за счет безналичных денежных средств  на счетах плательщика, а также за счет иного его имущества. Если взыскание  производится в судебном порядке (для  физических лиц), оно считается оспариваемым.

При бесспорном взыскании  решение об этом является основанием для направления в банк плательщика  инкассового поручения на списание с его счетов и перечисление на счет таможенного органа необходимых  денежных средств. При отсутствии таких  средств взыскание может быть обращено на товары, не выпущенные для  свободного обращения; неизрасходованный  остаток невостребованных сумм авансовых  платежей: денежный залог или иное имущество плательщика, в том  числе на наличные денежные средства.

    1. Обеспечение уплаты таможенных платежей

В случаях предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов; условного выпуска  товаров; перевозки и (или) хранения иностранных товаров; осуществления  деятельности в области таможенного  дела; осуществления деятельности в  качестве резидента портовой особой экономической зоны требуется обеспечение  исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма  подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб. В случае, когда  таможенный орган имеет основания  полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены, обеспечение  также не требуется (схема 2).

 

Выбор конкретного способа  обеспечения уплаты таможенных платежей — право плательщика.

Залог — есть одна из наиболее надежных мер обеспечения уплаты таможенных платежей16. Залоговые отношения имеют гражданско-правовой характер и в целом регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Сторонами договора о залоге выступают залогодержатель (таможенный орган) и залогодатель (как правило, субъект внешнеторговой деятельности).

При неисполнении перед таможенными  органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются  таможенными органами в федеральный  бюджет за счет стоимости заложенного  имущества.

Банковская гарантия как  способ обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой обязательство  определенного лица уплатить таможенным органам денежные суммы в случае, если они не будут уплачены субъектом, в отношении которого представляется такая гарантия. В качестве гарантов перед таможенными органами могут  выступать банки, а также кредитные  или страховые организации, включенные в Реестр ФТС России.

Отношения, связанные с  выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением  гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, регулируются положениями  законодательства о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации.

Денежный залог представляет собой внесение денежных средств (в  валюте Российской Федерации) в кассу  или на счет таможенного органа в  качестве обеспечения уплаты таможенных платежей17. Денежный залог может быть внесен плательщиком на счет таможенного органа в пользу третьего лица. За время хранения этих сумм на счете таможенного органа проценты на них не начисляются, индексация внесенных сумм не производится.

В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного  органа, выдается таможенная расписка.

Поручительство оформляется  в соответствии с гражданским  законодательством путем заключения договора между таможенным органом  и поручителем18.

В качестве поручителя могут  выступать таможенные брокеры, владельцы  складов временного хранения, владельцы  таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов осуществляется не позднее 3 дней после того, как  таможенный орган удостоверится  в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является такое  обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направления совершенствования таможенно-тарифного регулирования в России.

    1. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД

Эволюция российского  таможенного тарифа на протяжении последних  лет состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее  значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось  до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления  о том, действительно ли произошло  уменьшение реальной протекционистской  защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в  какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно  воздействующих на торговлю, насколько  это снижение затронуло систему  тарифного протекционизма страны и  не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые  потеряли свое значение.

В Российской Федерации в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось  до 38,9%. Основной ставкой российского  таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте  встречаемости (23,4%) - ставка тарифа 15% и  третья - ставка тарифа 10%, которая встречается  в 19,5% случаев. Сравнение тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что происходит их «стягивание» в зону 5-15% за счет уменьшения ставок 20-30%.

Основное различие современного российского тарифа и тарифа стран ЕС заключается в том, что в тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе - 2,9%; в товарных группах тарифа ЕС могут встречаться как смешанные, так и специфические ставки по отдельным позициям.

Следует отметить, что в  российском таможенном тарифе не встречаются  так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

А между тем это эффективная  мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном  рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии - 142. Следует отметить, что  в ЕС большинство мегатарифов  относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в  ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в  силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции  установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный  сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых  мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая  высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины  превышают 500%.

Присоединение России к ВТО  влечет за собой определенные обязательства  в области таможенно-тарифного  регулирования, которые связаны  в том числе со снижением средней  ставки импортного таможенного тарифа.

Если обязательства по переговорам механически отнести  к моменту вступления России в  ВТО, то через несколько лет средняя  ставка российского таможенного  тарифа должна снизиться до 6-8%, что  нежелательно для России, для которой очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.

 Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и глава Всемирной торговой организации (ВТО) Паскаль Лами 16 декабря  2011 года подписали протокол о присоединении России к ВТО.19

Конкретные предложения  по совершенствованию национального  таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время  выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются в следующем:

1. Подчинить структуру  и ставки таможенного тарифа  РФ целям и задачам разработанной  Концепции социально-экономического  развития страны до 2020 г. и формируемой  на ее основе национальной  промышленной политики. Речь, прежде  всего, идет о более тщательном  учете состояния и специфики  отдельных отраслей и производств,  по отношению к которым таможенно-тарифное  регулирование может в различной  степени и комбинации выполнять  протекционистские, структурные,  стимулирующие или фискальные  функции. Положение конкретных  отраслей и производств на  внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их  конкурентоспособности. С точки  зрения критерия конкурентоспособности  на внутреннем рынке различные  виды выпускаемой в России  продукции сведены в диссертации  в пять основных групп, требующих  соответствующей расстановки акцентов  в таможенно-тарифном регулировании  импорта.

2. Сделать акцент на  использовании импортного таможенного  тарифа как инструмента разумной  защиты уязвимых для импорта  сегментов внутреннего рынка,  повышения конкурентоспособности  российских товаропроизводителей, в том числе придать большую  гибкость и адресность таможенному  тарифу путем выделения новых  товарных подпозиций на уровне  национальных знаков товарной  номенклатуры для идентификации  наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

3. С целью стимулирования  производственно-технологической кооперации  российских и иностранных компаний  и переноса обрабатывающих производств  на территорию РФ ("импорт производств  вместо импорта товаров") более  последовательно проводить в  жизнь принцип эскалации таможенного  тарифа, снизив уровень обложения  импортных материалов, комплектующих  изделий и компонентов, используемых  для выпуска готовых изделий  в РФ (хотя здесь возможны и  исключения, требующие, например, сохранения  высокого уровня пошлин на  материалы и комплектующие для  создания благоприятных условий  для развития соответствующих  отечественных производств), а также  более активно применять специальные  таможенные режимы (переработки  на таможенной территории, переработки  для внутреннего потребления).

4. Упорядочить действующие  системы тарифных преференций  и тарифных льгот для повышения  эффективности регулирующей функции  таможенного тарифа, в том числе  пересмотреть существующие преференции  в пользу развивающихся стран,  соотнеся круг получателей преференций  и их размер с уровнем экономического  развития этих государств, а также  проводимой политикой в отношении  нашей страны.

5. Улучшить качество таможенного  администрирования, прежде всего,  за счет осуществления более  полного таможенного контроля  ввозимых товаров, упрощения технологии  таможенного оформления, приведения  процедур пропуска грузов через  границу в соответствие с унифицированными  международными нормами. Исключительно  важным моментом является ускорение  перехода на электронное декларирование  и электронный документооборот  при таможенном оформлении, что  позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

    1. Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли

Если проанализировать изменения  таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории  нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились  различные, часто противоположные  задачи: фискальные, протекционистские  и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также  изменялась. В некоторые периоды  военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня  становилась подспорьем в решении  внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические  задачи становились главными, таможня  превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного  производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами  и условиями, определяющими различные  цели таможенной политики, были внешние  и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих  пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно  прогнозировать ее роль и значение в будущем.

Информация о работе Определение внешнеэкономической деятельности