Определение внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001- 2003 годы позволила улучшить качество таможенного администрирования таможенной системы на основных направлениях деятельности.
Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

Содержание

Введение. 3
1. Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ. 6
2. Виды таможенных платежей и особенности их исчисления. 11
2.1. Таможенные платежи: общая характеристика и виды 12
2.2. Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей 15
2.3. Принудительный порядок взыскания таможенных платежей 19
2.4. Обеспечение уплаты таможенных платежей 20
3. Направления совершенствования таможенно-тарифного регулирования в России. 23
3.1. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД 23
3.2. Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли 27
3.3. Рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования в Таможенном Союзе 29
Заключение 32
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Определение внешнеэкономической деятельности,.docx

— 698.69 Кб (Скачать документ)

 

 

  1. Виды таможенных платежей и особенности их исчисления.

Таможенные платежи в  большинстве стран мира являются важной статьей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих  их функций. Их уплата — одно из условий  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  Российской Федерации.

Платежи, взимаемые таможенными  органами, поступают в бюджет в  качестве налогов и неналоговых  поступлений; они на постоянной основе полностью закреплены за федеральным  бюджетом. Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут  быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное  предназначение таможенных платежей, поскольку они, наряду с другими  обязательными платежами, являются необходимой экономической основой  существования и деятельности государства.

Правовой основой таможенных платежей выступает Таможенный кодекс РФ, в статье 318 которого установлен их исчерпывающий перечень2. Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются Налоговым кодексом РФ.

    1. Таможенные платежи: общая характеристика и виды

Система таможенных платежей установлена статьей 318 ТК РФ3 (схема 1.)

Таможенная пошлина –  обязательный платеж немалого характера  в федеральный бюджет, уплачиваемый таможенным органам или взимаемый  ими в связи с реализацией  физическими и юридическими лицами права на перемещение товаров  через таможенную границу РФ.

Таможенная пошлина причислена к числу неналоговых доходов  федерального бюджета.

Определить ставку таможенной пошлины на основании конкретного  вида перемещаемого через таможенную границу товара можно посредством  Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД).

ТН ВЭД — документ, утверждаемый Правительством Российской Федерации и основанный на Международной  гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Каждый товар, перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации, должен быть однозначно отнесен к той или иной группировке, что отражает код ТН ВЭД. Коду соответствует:

1) подробное описание  товара в зависимости от вида  и степени промышленной переработки;

2) ставка таможенной пошлины.

Код ТН ВЭД следует отличать от штрих-кода, поскольку последний  применяется в целях определения  страны происхождения и конкретного производителя товара.

Свод ставок таможенных пошлин по всем товарным позициям представляет собой таможенный тариф. Таможенным тарифом называют также таможенную пошлину для конкретного товара.

В Российской Федерации законодательно закреплено 2 вида таможенной пошлины: ввозная и вывозная. Транзитные пошлины  практически не встречаются в  практике международной торговли.

Закон о таможенном тарифе содержит виды ставок таможенных пошлин в зависимости от способа взимания:

- адвалорные ставки устанавливаются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемого товара; специфические  устанавливаются в фиксированном  размере за единицу облагаемого  товара (например, за 1 кг);

- комбинированные ставки  сочетают оба названных вида  таможенного обложения (например, 30% от таможенной стоимости, но  не менее 2 евро за 1 кг).

На уровень таможенного  обложения оказывает влияние  страна происхождения товара. В ТН ВЭД обычно указывается минимальная  ставка таможенной пошлины, применяемая  в ходе таможенного обложения  товаров, страна происхождения которых  пользуется режимом наибольшего  благоприятствования. Если такой режим  в отношении иностранного государства  не действует, ставка удваивается и  становится максимальной.

Отдельные страны, перечень которых устанавливает Правительство  РФ, пользуются системой преференций, льгот в таможенном обложении. Традиционно «скидки с таможенного тарифа» предоставляются развивающимся странам: от минимального уровня таможенного обложения вычитается 25%.

Применение специальных  защитных пошлин, которые являются разновидностью мер нетарифного  регулирования и взимаются сверх  таможенного тарифа, является примером карательных Обычно срок действия ставок таможенных пошлин не устанавливается, они действуют постоянно и  называются ординарными. В некоторых  случаях ставки таможенных пошлин устанавливаются  на определенный период времени (партикулярные).

НДС и акцизы относятся  к категории косвенных налогов  и в области таможенного дела взимаются при ввозе товаров  на таможенную территорию Российской Федерации. При обложении налогом  на добавленную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу  России, действует три вида ставок4: нулевая, 10% и 18%. Обычно базой для исчисления НДС в таможенных правоотношениях является таможенная стоимость и ставка таможенной пошлины.

В налоговую базу для обложения  акцизами включаются5: объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров, в отношении которых установлены твердые ставки); таможенная стоимость и таможенная пошлина (для товаров, в отношении которых установлены адвалорные, т.е. в процентах, ставки); объем ввозимых товаров в натуральном выражении и их расчетная стоимость (при исчислении комбинированной ставки).

В настоящее время ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации, а их предельный размер не должен превышать 100 тыс.руб. Объем таможенных сборов за таможенное сопровождение варьируется не только от длины пути, но и от вида транспортного средства 6.

Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или  на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в  специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных  видов товаров помещениях — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день7.

    1. Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

- при ввозе товаров  — с момента пересечения таможенной  границы;

- при вывозе товаров  — с момента подачи таможенной  декларации или совершения действий, непосредственно направленных на  вывоз товаров с таможенной  территории Российской Федерации.

В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант  или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений Таможенного кодекса  Российской Федерации о пользовании  и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, лицами, ответственными за их уплату, могут  быть владельцы таможенного склада, склада временного хранения, перевозчик, а также лица, на которые возложена  обязанность по соблюдению таможенного режима8.

При незаконном перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу ответственность  за уплату таможенных пошлин, налогов  несут лица, совершившие такое  деяние, а также лица, участвующие  в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза.

Если лица приобрели в  собственность или во владение незаконно  ввезенные товары и транспортные средства, и при этом их нельзя признать добросовестными приобретателями (т.е. они знали или должны были знать  о незаконности ввоза), они привлекаются к ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они  выступали в качестве декларанта.

Объектом обложения таможенными  пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой для целей их исчисления — таможенная стоимость товаров  и (или) их количество. Методика определения  таможенной стоимости для ввозимых товаров устанавливается положениями  закона о таможенном тарифе, для  вывозимых — постановлением Правительства  РФ от 13 августа 2006 г. № 500 «О порядке  определения таможенной стоимости  товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».

Таможенные пошлины, налоги9 исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно, кроме случаев выставления требования о такой уплате (например, при просрочке платежа). Исчисление производится в российской валюте. При этом, как правило, применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации.

Пересчет иностранной  валюты осуществляется по курсу, устанавливаемому Центральным Банком Российской Федерации  для целей учета и таможенных платежей на момент принятия декларации таможенным органом.

Под сроком уплаты таможенных платежей следует понимать период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму. ТК РФ установлены различные сроки уплаты таможенных пошлин и налогов.10

Таможенные сборы, как  правило, уплачиваются до момента совершения таможенным органом юридически значимых действий. За таможенное оформление сборы  уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей, за таможенное сопровождение — до начала его фактического осуществления, за хранение — до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

Допускается и досрочная  уплата таможенных платежей авансом. Авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и  сумм таможенных платежей в отношении  конкретных товаров11.

Таможенные платежи подлежат уплате в кассу или на счет таможенного  органа в валюте Российской Федерации. Обязанность по их уплате признается выполненной12 :

- с момента списания  денежных средств со счета  плательщика

- с момента внесения  наличных денежных средств в  кассу таможенного органа;

- с момента зачета излишне  уплаченных сумм (авансовых платежей) в счет уплаты таможенных платежей, а если такой зачет производится  по инициативе плательщика —  с момента принятия заявления  (получения распоряжения) о зачете;

- с момента зачета в  счет уплаты таможенных платежей  денежных средств, уплаченных  банком, иной кредитной организацией  либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

- с момента обращения  взыскания на товары, в отношении  которых не уплачены таможенные  платежи, либо на предмет залога  или иной имущество плательщика,  если размер сумм указанных  денежных средств не менее  суммы задолженности по уплате  таможенных пошлин и налогов.

В исключительных случаях  установленный срок уплаты таможенных платежей может быть перенесен, что  означает предоставление плательщику  отсрочки или рассрочки.

Перечень оснований для  изменения срока уплаты таможенных платежей является исчерпывающим 13:

- причинение лицу ущерба  в результате форс-мажорных обстоятельств;

- задержка плательщику  финансирования из федерального  бюджета;

- перемещение скоропортящихся  товаров;

- осуществление поставок  по межправительственным соглашениям.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (в письменной форме) принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Оно доводится до заинтересованного  лица.

Таможенный орган не допускает  предоставления отсрочки или рассрочки  исключительно в двух случаях: при  возбуждении в отношении заинтересованного  лица уголовного дела по признакам  преступления, связанного с нарушениями  таможенного законодательства, а  также при возбуждении процедуры  банкротства 14.

Перенесение срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей позволяет плательщику определенный период времени (от 1 до 6 месяцев) пользоваться государственными средствами. Поэтому  на сумму задолженности начисляются  проценты по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей в период рассрочки или отсрочки. В целях усиления гарантии уплаты таможенных платежей и процентов, таможенный орган требует также обеспечить их уплату (например, поручительством).

    1. Принудительный порядок взыскания таможенных платежей

Принудительное взыскание  таможенных платежей применяется в  случае их неуплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Принудительное взыскание  невозможно, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в  течение трех лет со дня истечения  срока их уплаты, либо со дня наступления  события, влекущего обязанность  уплатить таможенные платежи. К запретам также относятся ситуации, когда  размер таможенных пошлин и налогов  в отношении товаров, указанных  в одной таможенной декларации либо отправленных в адрес одного получателя в одно и то же время одним и  тем же лицом, составляет менее 150 руб.

Просрочка платежа влечет уплату пени, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты. Процентная ставка пени принимается равной одной  трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей в период просрочки15. Пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.

Информация о работе Определение внешнеэкономической деятельности