Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:38, дипломная работа
Целью данного дипломного проекта является разработка рекомендаций по совершенствованию организации оплаты труда на исследуемом предприятии на основе проведенного анализа.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить сущность и экономическое содержание категории заработной платы;
рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы и то, как эти формы и системы применяются на предприятии;
рассмотреть действующую систему премирования;
Сделать рекомендации по совершенствованию организации оплаты труда на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………...………………………… 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Сущность, экономическое содержание и функции заработной платы …………………………………...….…………………………… 7
1.2. Система организации оплаты труда на предприятии……...…… 13
1.3. Мотивация и стимулирование труда…………………………….. 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОГОУ НПО "Профессиональное училище № 30"
2.1.Характеристика ОГОУ НПО "Профессиональное училище №30" 36
2.2.Анализ фонда заработной платы……………………………... 40
2.3.Начисление заработной платы различным категориям
работников ………………………...….…………………………… 43
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОГОУ НПО "Профессиональное училище № 30»
3.1. Рекомендации по организации оплаты труда …………………… 50
3.2. Разработка положения о премировании работников ОГОУ НПО "Профессиональное училище № 30» ………………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...………………………… 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………...…………… 69
2.1. Характеристика ОГОУ НПО "Профессиональное училище № 30" и основные показатели его деятельности
ОГОУ НПО "Профессиональное училище № 30" реализует образовательную программу начального профессионального образования. Образовательный процесс включает теоретическое и производственное обучение, производственную практику, воспитательную работу с обучающимися. ОГОУ НПО "Профессиональное училище № 30" было основано в 1941году и носило тогда название школы Фабрично Заводского Ученичества ( ФЗУ). В тяжелое для страны время организация была призвана готовить рабочие кадры обувщиков. Первыми учащимися стали 40 подростков 13-14 лет, эвакуированные из оккупированных фашистами районов, воспитанники Каргатского детского дома и Каменского детприемника.
Сегодня ОГОУ НПО "Профессиональное училище № 30" готовит рабочие кадры для предприятий города Новосибирска и Новосибирской области по специальности:
Общая численность учащихся 460 человек. В организации учебного процесса задействовано 22 мастера производственного обучения, 14 преподавателей, 2 воспитателя. Общая численность сотрудников 74 человека.
ОГОУ НПО "Профессиональное училище № 30" имеет право оказывать платные услуги населению. Учреждение имеет открытый лицевой счет в казначействе по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; разработана и утверждена смета доходов и расходов. Основным видом внебюджетной деятельности предприятия является предоставление платных образовательных услуг (профессии парикмахер, сварщик), деятельность производственных мастерских (оказание услуг швейной, обувной и сварочной мастерской).
Учреждение создано с целью подготовки работников квалифицированного туда (рабочих и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности согласно перечню профессий начального профессионального образования.
Основными задачами являются :
Организационная структура училища представлена на рисунке 2.
Рис. 2 Организационная структура управления ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 30»
Рассмотрим поподробнее функции некоторых отделов.
Администрация.
В этот отдел относятся работники,
основные функции которых связаны
с организацией образовательного процесса,
а также с управлением
Бухгалтерия занимается
составлением финансовой отчетности.
Этот отдел необходим для
Педагогический персонал.
К педагогическим работникам относятся преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели и другие члены трудового коллектива учреждения. Основные функции таких работников включают в себя осуществление подготовки, переподготовку и повышении квалификации рабочих (специалистов), участие в организации, проведении и методическом обеспечении образовательного процесса.
Отдел занимается непосредственно работой с учащимися.
Отдел не является самостоятельным подразделением предприятия и осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с другими подразделениями.
В своей деятельности педагогический персонал руководствуется действующим законодательством, постановлениями, контролирующих органов приказами, распоряжениями и указаниями руководства учреждения.
Учебно-вспомогательный персонал.
В этот отдел включаются специалисты и технические исполнители, такие как, например, библиотекарь, секретарь и другие.
2.2 Анализ фонда заработной платы
С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки повышения оплаты, что в свою очередь способствует росту его мотивации и производительности. Анализ расходования средств на оплату труда имеет исключительно большое значение. В процессе осуществляется контроль за использованием фонда заработной платы, выявляются возможности его экономии за счет роста производительности труда.
Для анализа расходования средств на оплату труда необходимо осуществить контроль за использованием фонда заработной платы (табл.2).
Таблица 2- Показатели деятельности ОГОУ НПО «Профессиональное
училище № 30». 2006-2007 гг.
Показатель |
2006 |
2007 |
Отклонение(+/-) |
Темп роста (%) |
1. Численность персонала, чел. |
72 |
74 |
2 |
3 |
2. Фонд оплаты труда за год руб. |
4395966,43 |
5422373,33 |
1026406,90 |
23 |
3.Фонд оплаты труда за месяц руб. |
366330,54 |
451864,44 |
85533,90 |
23 |
4.Средняя заработная плата 1 работника за месяц руб. |
5087,92 |
6106,27 |
1018,35 |
20 |
5.Средняя заработная плата 1 работника за год руб. |
61055,08 |
73275,32 |
12220,24 |
20 |
6.Средняя заработная плата 1 работника за день руб. |
331,82 |
393,95 |
62,13 |
20 |
7.Количество отработанных дней одним работником за год |
184 |
186 |
2 |
1 |
Численность персонала увеличилась на 2 человека. По данным отчета, предоставленного в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Форма П-4) за 2007год было принято 5 работников, а уволено 3 человека. Смена произошла в составе вспомогательного персонала, то есть основной состав преподавателей остался прежним, что говорит о стабильности персонала.
Средняя заработная плата одного рабочего за год складывается из: Средняя заработная плата одного рабочего за месяц умножить на 12 месяцев и она за период с 2006 года увеличилась на 12220,24 руб.
Исходя из данных таблицы,
можно сделать вывод о том,
что все показатели деятельности
предприятия значительно
Используем для факторного анализа абсолютного отклонения следующую модель:
ФЗП = ЧР х ГЗП,
где ФЗП - фонд заработной платы,
ЧР- среднесписочная численность работников,
ГЗП- среднегодовая зарплата одного работника,
(72 х 61055,08=4395965,76руб.(2006г.
(74 х73275,32=5422373,68(2007г.))
ФЗП = ЧР х Д х ДЗП,
где ФЗП - фонд заработной платы,
ЧР- среднесписочная численность работников,
Д- количество отработанных дней одним рабочим,
ДЗП- среднедневная зарплата одного работника,
(72 х 184 х 331,82=4395965,76руб. (2006г.));
(74 х186 х 393,95=5422373,68(2007г.))
Расчет влияния этих факторов можно произвести способом абсолютных разниц, используя данные таблицы 2:
ФЗПчр = (ЧР1-ЧР0) х Д0 х ДЗП 0 = (74-72) х 184 х 331,82 = 122,1тыс.руб.
ФЗПд = ЧР1 х (Д1-Д0) х ДЗП 0 = 74 х (186-184) х 331,82 = 49.1тыс.руб.
ФЗПп = ЧР1 х Д1 х (ДЗП 1 - ДЗП 0) =74 х 186 х 62,13= 855.2 тыс.руб.
Итого: +1026,4 тыс.руб.
Вывод: таким образом, рост повременного фонда заработной платы рабочих произошел в связи с увеличением среднесписочной численности работников; увеличения количества отработанных дней одним работником; и в большей мере с ростом среднечасовой оплаты, которая произошла в результате повышения тарифных ставок в связи с инфляцией.
Основными причинами увеличения фонда заработной платы является неоднократное повышение минимальной заработной платы в течение двух лет.
Рассмотрим, как расходуется фонд заработной платы по категориям работников (табл. 3).
Таблица 3- Фонд заработной платы по категориям работников ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 30»за 2006-2007 гг.тыс.руб.
Категории работников |
2006 год |
2007 год |
Отклонение (+/-) | ||
сумма |
удельный вес % |
сумма |
удельный вес % | ||
Руководители |
860,90 |
19 |
1084,50 |
20 |
223,60 |
Специалисты |
2864,00 |
65 |
3470,30 |
64 |
606,30 |
Рабочие |
671,04 |
16 |
867,57 |
16 |
196,53 |
Всего |
4395,96 |
100 |
5422,37 |
100 |
1026,40 |
Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть фонда заработной платы расходуется на категорию "специалисты", что связано с большей численностью работников данной категории и средней заработной платы по организации. Значительная часть фонда заработной платы расходуется на категории руководителей, это связано с более высокими окладами данных работников. Также наблюдается ежегодный рост заработной. Так, в 2007 году у специалистов она составила 3470,30тыс.руб. в год, что в 1,22 раз больше, чем в 2006 году; у руководителей- 1084,50, тыс.руб. в год что в 1,26 раз больше, чем в 2006 году; у рабочих прочих специальностей- 867,57 тыс.руб. в год, в 1,29 раз больше данного показателя за 2006год.
Рост заработной платы произошел в результате продолжающегося инфляционного процесса, вследствие чего в организации неоднократно поднимался минимальный оклад труда. Такая же картина наблюдается и по каждой категории работников.
Теперь проведем анализ организации оплаты труда по подразделениям ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 30»
2.3 Начисление заработной платы различным категориям работников
Если не детализировать градацию профессий, то коллектив «Профессиональное училище № 30» распадается на три категории:
1.Работники, занятые непосредственно работой с учащимися, — это педагогический персонал (преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели);
2.Работники, занятые во вспомогательных и обслуживающих производство и управление процессах, — это вспомогательный персонал (уборщики, ремонтники и настройщики оборудования, бухгалтерия и т.п.);
3.Работники, занятые управлением деятельностью - это управленческий персонал (директора, начальники).
Эти три категории имеют разные возможности участия в процессе реализации и разные возможности его совершенствования.
В рассматриваемом нами учреждении ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 30» оплата труда работников осуществляется на основе тарифной системы оплаты труда .В соответствии со статьей 143 ТК РФ под тарифной системой оплаты труда понимается системой оплаты труда, базирующаяся на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. При этом тарифная система дифференциации заработной платы различных категорий в обязательно порядке включает в себя : тарифные ставки (оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты
Должностные оклады устанавливаются в результате тарификации должностей при приеме работников или в течении их трудовой деятельности в учреждении. Должностные оклады по каждой конкретной должности являются фиксированной величиной, соответствующей определенному разряду ЕТС. В ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 30» по штатному расписанию утвержден штат в количестве 76,5 единиц.