Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание

Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Бытующие порой представления о стихийности экономических процессов в рыночной экономике не имеют под собой почвы. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты. Их исследование, а также рассмотрение задач, денежно-кредитной политики России на современном этапе является целью написания данной работы.

Содержание

Введение
1. Понятие и специфика денежно-кредитной политики в РФ
1.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
1.2. Принципы денежно-кредитной политики в современных условиях
2. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2009 г.
2.1. Динамика денежно-кредитных показателей
2.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
2.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской и платежной системы
3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ОДКР.docx

— 127.84 Кб (Скачать документ)

Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в  качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что  в залог могут быть приняты  только те ценные бумаги, качество которых  не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких  ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные  торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также  некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".

Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС  выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении  ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.

Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого  банка, причем для ее поддержания  не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность  к кредитованию.

Если  ФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег. Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своей дисконтной политике центральный банк может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, центральный банк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.

3. Операции  на открытом рынке.

Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

По форме  проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную  покупку или продажу. Обратная заключается  в купле-продаже ценных бумаг  с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия, придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает  от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно  увидеть, что по своей сути эти  операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный  банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в  собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод  денежно-кредитного регулирования, значительно  отличаются от двух предыдущих. Главное  отличие - это использование более  гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

4. Некоторые  прочие методы регулирования  денежно-кредитной сферы.

Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия.

К ним  относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной  политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод  количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в  некоторых странах вообще отменён.

Также центральный  банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в работе, что ведет  к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер. Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний. 

     1.2. Принципы денежно-кредитной политики в современных условиях 

Конечной  целью единой государственной денежно-кредитной  политики, проводимой Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. На ближайшие три года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых  для модернизации основных фондов и  закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. Установление цели денежно-кредитной политики в  виде интервала темпов инфляции позволит более гибко учесть влияние на инфляцию структурных факторов.

Банк  России, как и любой другой центральный  банк, не имеет возможности корректировать методами денежно-кредитной политики динамику потребительских цен, на которую  значительное влияние оказывают  структурные и волатильные факторы, в течение короткого промежутка времени. Рост цен и тарифов на платные услуги населению, происходящий в результате их административного  регулирования, в первую очередь  на услуги жилищно-коммунального хозяйства  и пассажирского транспорта, немедленно сказывается на динамике индекса  потребительских цен. В то же время изменения в денежно-кредитной политике, необходимые для подавления возникшего инфляционного всплеска, скажутся на динамике цен лишь с определенным, достаточно длительным, лагом. В настоящее время фактически сложившиеся лаги воздействия мер денежно-кредитной политики на уровень инфляции уже выходят за пределы полугодия.

В отсутствие зрелого, конкурентного финансового  рынка и достаточно развитой банковской системы механизмы воздействия  инструментов денежно-кредитной политики на уровень инфляции все еще слабы. Процентные ставки Банка России пока не оказывают адекватного влияния  на ставку межбанковского рынка, который  остается узким вследствие сохраняющегося взаимного недоверия банков. Этот же фактор наряду с отсутствием единого  рынка межбанковских кредитов и  должной конкуренции в банковском секторе ограничивает роль ставки межбанковского рынка в формировании ставок по депозитам  и кредитам для клиентов банков. Процентные ставки по банковским кредитам часто не являются определяющими  при принятии решений на уровне большинства  предприятий и домашних хозяйств, поскольку банковский кредит не набрал критического веса в финансировании деятельности предприятий и населения. В то же время количественные ограничения темпов роста денежной массы в связи с нестабильностью спроса на деньги не гарантируют точного соблюдения цели по инфляции.

Наконец, набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые реально  используются сегодня Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора, и потребуется некоторое время  для его совершенствования и  внедрения в практику денежно-кредитного регулирования.

Для текущей  оценки адекватности проводимой денежно-кредитной  политики поставленной цели по общему уровню инфляции Банк России использует показатель базовой инфляции, который  в большей степени характеризует  результаты воздействия монетарных факторов на инфляционные процессы в  экономике. Базовая инфляция представляет собой субиндекс, рассчитанный на основе набора потребительских товаров  и услуг, используемого для расчета  сводного индекса потребительских  цен, за исключением товаров и  услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном  и региональном уровнях, а также  подвержены воздействию неустойчивых, в том числе и сезонных, факторов. Таким образом, базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, которая связана с валютным курсом, денежной политикой и инфляционными ожиданиями.

Государственный комитет Российской Федерации по статистике с 2003 года публикует в составе официальной статистики субиндекс базовой инфляции на ежемесячной основе. Расчет показателя базовой инфляции будет осуществляться в рамках федерального статистического наблюдения за уровнем и динамикой цен с применением методологии и инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Госкомстатом России по согласованию с заинтересованными организациями.

Динамика  регулируемых цен и тарифов будет  также учитываться Банком России при оценке общего спроса на деньги. При этом оценки будут ориентироваться  на планы Правительства Российской Федерации по повышению регулируемых цен. В связи с этим максимально точное соблюдение цели по уровню инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) будет зависеть от согласованных действий Банка России и Правительства Российской Федерации по управлению инфляционными процессами в стране.

Базовая инфляция более тесно связана  с количественными индикаторами денежно-кредитной политики. Реализация конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, измеряемой по индексу  потребительских цен, до запланированного уровня в течение ряда лет осуществлялась Банком России через установление в  качестве промежуточной цели диапазона  темпов прироста денежного агрегата М2. По мере замедления инфляции краткосрочная  статистическая взаимосвязь между  ежемесячными изменениями денежного  агрегата М2 и индекса потребительских  цен снизилась. В настоящее время лаги между изменением денежного агрегата М2 и динамикой потребительских цен существенно увеличились. При этом статистическая взаимосвязь наиболее значима в том случае, когда используется показатель базовой инфляции. Аналогичная зависимость сложилась между показателями базовой инфляции и денежной базы.

Информация о работе Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год