Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание

Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Бытующие порой представления о стихийности экономических процессов в рыночной экономике не имеют под собой почвы. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты. Их исследование, а также рассмотрение задач, денежно-кредитной политики России на современном этапе является целью написания данной работы.

Содержание

Введение
1. Понятие и специфика денежно-кредитной политики в РФ
1.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
1.2. Принципы денежно-кредитной политики в современных условиях
2. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2009 г.
2.1. Динамика денежно-кредитных показателей
2.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
2.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской и платежной системы
3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ОДКР.docx

— 127.84 Кб (Скачать документ)

     Таблица 2

     Прогноз платежного баланса, млрд. долларов ( вариант: цена на нефть в 2008-2010 годах остается на уровне 53 долларов за баррель)

Показатели 2007 2008 2009 2010
Счет  текущих операций

Баланс  товаров и услуг

Экспорт товаров и услуг

Импорт  товаров и услуг

Баланс  доходов и текущих трансфертов

50,7

77,2

347,8

-270,6

-26,4

15,2

42,5

352,3

-309,9

-27,2

-17,7

10,3

356,0

-345,7

-28,0

-46,4

-17,5

358,6

-376,1

-28,9

Счет  операций с капиталом и финансовыми  инструментами

Чистый  ввоз капитала частным сектором

Обязательства правительства

64,2

70,0

-5,6

34,3

40,0

-5,4

41,7

45,0

-3,0

52,0

55,0

-2,7

Изменение валютных резервов

(«+» - снижение, «-» - рост)

-114,9 - 49,5 -24,0 -5,6
 

Если  мы обратимся к таблице 2, в которой представлены изменения объема экспорта по годам при неизменной цене на нефть (в соответствии со вторым вариантом прогноза 53 доллара за баррель), мы увидим, что, согласно прогнозам, стоимостной объем экспорта практически не изменяется. Он составляет 352,3 млрд. долларов в 2008, 356,0 в 2009 и 358,6 – в 2010. Такие изменения в прогнозных расчетах можно признать пренебрежимо малыми. Таким образом, в прогнозе рассматривается изменение цен на нефть не только в качестве главного, но и в качестве единственного фактора, определяющего динамику экспорта в 2008-2010 годах. На отрезке времени, равном трем годам, они не предполагают каких-либо существенных изменений структуры экспорта, например, увеличения доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, в частности, наукоемких отраслей. Не предусматриваются, следовательно, какие-либо значимые структурные изменения в экономике в целом. С учетом умеренного, но постоянного повышения цен на экспортируемую продукцию обрабатывающих отраслей, практически неизменный стоимостной объем экспорта означает сокращение его физических объемов.

В то же время, согласно прогнозу, импорт товаров  и услуг постоянно увеличивается, с чем, в принципе, можно было бы согласиться, если бы не прогнозируемое замедление темпов роста экономики. Замедление роста выпуска и дохода должно бы вызывать замедление роста импорта товаров и услуг.

Баланс  текущих доходов, включающий ввоз и  вывоз инвестиционной прибыли представлен как практически неизменный. Вряд ли это оправданно, учитывая быстрое накопление иностранного капитала, инвестированного в российскую экономику. Если ввоз иностранного капитала будет расти прежними темпами, будет расти и вывоз прибыли иностранными инвесторами.

Резкое  замедление роста валютных резервов, согласно прогнозу ЦБ, обусловлено  двумя факторами: во-первых, сокращением  активного сальдо счета текущих  операций, во-вторых, резким сокращением  ввоза иностранного капитала. Первый фактор связан с опережающим ростом импорта и снижением цен на нефть (что весьма сомнительно), второй фактор принимают без всякой аргументации. Коль скоро мы иллюминируем влияние  мировых цен, единственным внешним  фактором, обусловливающим замедление прироста валютных резервов, остается допущение о сокращении ввоза  капитала. Насколько произвольным является такое допущение, мы показали выше.

От темпа  прироста валютных резервов зависит, согласно прогнозу ЦБ, денежная программа на 2008-2010 годы, представленная в таблице  3. 

     Таблица 3

     Прогноз денежных индикаторов на 2008-2010 годы по варианту (цена на нефть сохраняется на уровне 53 доллара за баррель), млрд. руб.

Показатели 2007* 2008 2009 2010
Прирост международных резервов 2 922 1 303 632 148
Прирост денежной базы (узкое определение) 1 081 882 871 787
Прирост денежных остатков на счетах правительства 1 265 370 270 170
Прирост задолженности ЦБ перед банками* 588 - 105 -607 -138
Прирост валового кредита банкам - 2 0 55 855

     * Приросты приведенных показателей  за 2008 год исчислены на основе их оценки на 1 января 2008 года, даваемой в докладе ЦБ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» и данных на 1 января 2009 года (Бюллетень банковской статистики, 2009, № 9). 

     Поскольку согласно этому прогнозу, прирост  валютных резервов сокращается, уменьшается  необходимость в профиците бюджета, соответственно, уменьшается прирост  денежных остатков на счетах Правительства  в ЦБ. Однако о чистом кредитовании правительства Центральным банком речь не идет. Задолженность ЦБ перед  коммерческими банками качественно  снижается и расширяется кредит, предоставляемый коммерческим банкам, который становится основным каналом  денежного предложения ЦБ. В то же время, общий объем денежного  предложения снижается, что трудно объяснимо, в условиях растущей экономики и хотя бы умеренной инфляции.

Рост  импорта зависит, по крайней мере, от двух различных факторов: от общего роста выпуска и дохода и от укрепления рубля. В первом случае сокращение чистого экспорта и выравнивание торгового баланса способствует росту экономики, во втором случае, скорее наоборот, ведет к сокращению внутреннего производства. В какой  степени рост импорта в современной  российской экономике обусловлен ростом совокупного дохода, и в какой  степени – укреплением рубля? Мы не можем дать даже приблизительного ответа на этот вопрос, но ЦБ и МЭРТ могли бы в своих прогнозных и  ситуационных расчетах это сделать.

Далее, согласно прогнозам ЦБ, избыточное предложение  валюты в близкой перспективе  должно снизиться или вообще прекратиться (мы сейчас не рассматриваем вопрос о том, насколько этот прогноз  реалистичен), следовательно, должно остановиться укрепление рубля. Возможно, что при  пассивном сальдо счета текущих  операций и сокращении ввоза капитала, курс рубля начнет снижаться.

Прогнозы, представленные в докладе ЦБ, построены  на произвольных допущениях, и содержат немало не состыковок и противоречий, однако на фоне сказанного выше, они не имеют принципиального значения.

В 2008-2009 гг. Банк России продолжит проведение денежно-кредитной  политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет по-прежнему направлена на сглаживание  резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.

В целях  поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля  к значимым для Российской Федерации  иностранным валютам Банк России в 2008 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины из евро и доллара США. Это также позволит при реализации политики валютного курса гибко и взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля. Банк России будет поддерживать отвечающий целям политики валютного курса состав валютной корзины, который в случае необходимости может быть скорректирован.

В преддверии окончательной либерализации трансграничных операций с капиталом в 2009 году Банк России своей перспективной задачей  видит создание условий для перехода к более гибкому формированию курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке и, соответственно, минимизации  воздействия Банка России на соотношение  спроса и предложения иностранной  валюты. В среднесрочной перспективе  это позволит обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной  политики в области поддержания  ценовой стабильности путем воздействия  на стоимость денег в экономике  преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.

Определяющее  влияние на условия проведения денежно-кредитной  политики оказывает Стабилизационный фонд Российской Федерации. Стабилизационный фонд, концентрируя дополнительные доходы, связанные с добычей и экспортом нефти и других энергоносителей, при высокой конъюнктуре обеспечивает стерилизацию значительной части избыточной ликвидности и в настоящее время является одним из основных факторов ограничения роста потребительских цен.

Выбранный режим валютного курса, сохранение существенной роли регулируемых цен  в динамике индекса потребительских  цен, неустойчивые процессы замещения  валют в портфелях активов, неустойчивые лаги между динамикой денежного  предложения и показателями инфляции определяют низкую эффективность использования в качестве промежуточного целевого ориентира темпов прироста денежной массы. Хотя операционная процедура денежно-кредитной политики учитывает показатели денежной программы, динамика денежных агрегатов становится лишь ориентиром и важной характеристикой текущих монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции, а прогнозные границы прироста денежной массы не являются жестко заданными.

Важнейшей задачей является развитие внутреннего  финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля - снижается  эффективность реализации денежно-кредитной  политики и уменьшается действенность  процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка  России ограничены. Инструменты процентной политики носят характер скорее стабилизационных инструментов, то есть ограничивают, а  не формируют стоимость денег  в экономике.

Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее  время структурной и временной  неравномерности в образовании  свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в  механизме реализации денежно-кредитной  политики.

Из оценки складывающейся к настоящему времени  ситуации следует, что итоги 2008 года могут осложнить стартовые условия для достижения основной цели денежно-кредитной политики в 2009 году. При существующих лагах рост денежной массы во второй половине года сказывается на инфляции следующего года. В этой связи расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий. Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

В рамках этой стратегии Банк России совместно с Правительством Российской Федерации ставит своей целью снизить инфляцию к 2008 году до 4-5,5% в соответствии с основными параметрами разработанных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на период до 2010 года.

С учетом условий различных сценариев  социально-экономического развития в 2009 году Банк России считает, что прирост реального эффективного курса рубля не превысит 9%, при этом будет сохраняться конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будут созданы условия для модернизации экономики. Вместе с тем более вероятно, что укрепление рубля будет меньше указанной величины.

 

Информация о работе Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год