Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа
Целью работы является исследование основных направлений и перспектив развития таможенно-тарифного регулирования в России.
В соответствие с целью задачами работы являются:
- исследование сущности таможенной политики Российской Федерации;
- изучение таможенно-тарифной политики РФ;
- обобщение итогов реализации таможенно-тарифной политики РФ в 2009 году;
- определение приоритетов и задач таможенно-тарифного регулирования в России в 2011 году;
- изучение перспектив развития таможенно-тарифного регулирования на 2012 – 2013 года.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Сущность таможенной политики в Российской Федерации……4
Таможенная политика, цели и методы ее осуществления ……………4
Концепция таможенной политики в Законе Российской Федерации
«О таможенном тарифе»…………….......................................................6
ГЛАВА 2. Таможенно-тарифная политика в Российской Федерации …......9
2.1 Основные направления таможенно-тарифной политики РФ……
2.2 Итоги реализации таможенно-тарифной политики в 2009-2010
годах……………………………………………………………………...12
2.3 Реализация мер таможенно-тарифной политики в условиях
функционирования таможенного союза России, Белоруссии и
Казахстана………………………………………………………………
ГЛАВА 3. Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в
России……………….…………..………………………………12
2.2 Приоритеты и задачи таможенно-тарифного регулирования в России в 2011 году……………………..…....…………………..………...……15
2.3 Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования на 2012 - 2013 года…….………….………………..………...………….16
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………..19
- таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);
- паратарифные (или квазитарифные) инструменты (таможенные сборы и иные таможенные платежи, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые таможенными органами);
- валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);
- антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;
- государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
- установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;
- контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;
- лицензирование, предполагающее выдачу компетентными органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций.
В
соответствии со ст. 13 Федерального закона
"О государственном
Другой целью является поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Использование таможенных пошлин призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической. Задачей таможенного тарифа считается защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим параметрам и затратам на производство продукции значительно превосходят отечественных производителей. Это объясняет высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование ножниц цен на мировом и внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт - затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов. Еще одной задачей таможенного тарифа является обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. Это задача не только тарифной, но и таможенной политики в целом.
ГЛАВА 2.
Таможенно-тарифная
политика в Российской
Федерации
2.1
Основные направления
таможенно-тарифной
политики РФ
Таможенная политика, как известно, является частью внешнеэкономической политики государства. Последняя в свою очередь представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определённых преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.
Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном
законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных
конвенций, создании свободных таможенных зон и т. д.
Таможенная политика России строится с учётом намерения вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) и стать полноправным участником мирового товарооборота. Здесь уместно напомнить какие преимущества даёт России вступление в ВТО:
- режим наибольшего благоприятствования нации (РНБ) в отношениях со всеми государствами-членами организации;
- стабильность экспортных и импортных тарифов, уровень которых не может измениться волевым решением одной из стран;
- запрет на установление импортных квот, дискриминацию источников импорта, предоставления каких-либо льгот отечественным производителям по сравнению с иностранными;
- возможность более легкого разрешения торговых споров между странами.
Говоря другими словами, членство в ВТО для страны-участницы снимает протекционистские барьеры (барьеры, направленные на защиту внутреннего рынка от иностранных товаров) на пути мировой торговли и перемещения капиталов. Однако вступить в данную организацию не так просто: страна-претендент должна доказать, что она имеет рыночную экономику или что путь её к рыночной экономике необратим. Кроме этого, необходимо подготовить нормативную базу для принятия установленных ВТО правил в области применения импортных защитных мер.
Претендуя на статус члена ВТО, Россия обязана обеспечить совместимость национального торгового режима с правилами ГАТТ (Генеральное Соглашение по тарифам и торговле, преобразованное на основе решений «уругвайского раунда» переговоров в ВТО). Здесь подразумевается снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров.
Импортные пошлины играют протекционистскую роль: все страны защищают национальное производство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся наблюдается обратное явление.
В
настоящее время центр
стороны, обеспечить развитие внешней торговли страны, а с другой - содействовать экономической безопасности России. Предусматривается разработать методологию и порядок применения таможенного тарифа с учетом
использования дифференцированных ставок таможенных пошлин. Добиться этого можно лишь при условии детализации товарной номенклатуры, исходя из
общепринятых мировых стандартов и в соответствии с нормами ВТО. Необходимо совершенствовать систему и практику применения тарифных преференций в отношении ввоза товаров, а также пересмотреть перечень стран-пользователей схемой преференций. Только совершенствование тарифов, учитывающих приоритет отечественных товаров, может помочь навести порядок в вопросе импорта.
Следует также обратить внимание на дальнейшее совершенствование системы определения и контроля страны происхождения товаров. Можно выделить основные моменты предстоящей работы: они касаются подготовки предложений по дифференцированным критериям определения страны происхождения товаров для целей применения тарифных преференций, а также дальнейшего взаимодействия с Всемирной таможенной организацией и ВТО по этим вопросам.
Следующее направление таможенной политики России - совершенствование национальной системы применения защитных мер. Конкретно речь идёт о применении антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, а также импортных квот. Предстоит унифицировать акцизы на товары, ввозимые на территорию страны и производимые на её территории.
Таможенная политика непосредственно связана с проблемой экономической безопасности, которая остается одной из самых серьёзных. Сегодня существует достаточно много факторов, содержащих угрозу экономической безопасности России. Среди них следует, прежде всего, выделить такие как:
- возрастающая зависимость страны от импорта многих потребительских товаров, промежуточной продукции, машин и оборудования;
- усиливающая уязвимость экономики политического и экономического давления извне;
- преобладание в экспорте сырьевых товаров и потеря традиционных рынков сбыта машинотехнической продукции;
- попытки западных стран установить контроль над российским рынком стратегически важного сырье, технологий, транспорта, информации.
Для того чтобы борьба с ввозом на таможенную территорию России недоброкачественных и опасных для российских потребителей товаров была эффективней следует обеспечить сертификацию импортируемых товаров.
Таможенные органы должны обеспечить стабильность таможенных режимов и разработку быстрых и несложных процедур таможенного оформления.
Следующим направлением таможенной политики страны является совершенствование валютного контроля.
Для обеспечения валютной безопасности необходимо:
- законодательство, в полной мере определяющее правила валютных операций;
- полное и безусловное выполнение участниками ВЭД этого законодательства.
Слабым звеном в системе валютного контроля по-прежнему остается механизм оценки товаров при экспорте. В итоге имеем плачевный результат: вывоз продукции по демпинговым либо фиктивно низким ценам.
Следующим шагом на пути развития внешнеторговой деятельности России должно стать совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов. В этой связи предусматривается:
- разработка таких норм таможенного законодательства, которые учитывали бы нормы внешнеэкономического, налогового, валютного гражданского и уголовного законодательства;
- завершение разработки нормативных актов по основным положениям таможенного законодательства и их применение на практике;
- оказание помощи государствам-членам СНГ в приведении их таможенного законодательства в соответствии с российским;
-
переход от применения международной
практики и опыта в разработке таможенного
законодательства к непосредствен ному
участию в работе Всемирной таможенной
организации.
2.2
Итоги реализации таможенно-тарифной
политики в 2009-2010 годах
В 2009 году развитие внешней торговли характеризовалось существенным снижением объемов и ухудшением качественных характеристик экспорта и импорта. Так, изменения структуры импорта были связаны с уменьшением доли инвестиционных товаров. В стоимостной структуре экспорта снижение удельного веса товаров топливно-сырьевой группы было вызвано не расширением промышленного экспорта, а падением цен на нефть и нефтепродукты.
Рисунок 1 – Внешнеторговый оборот РФ
Кроме того, произошло существенное – около 37% - сокращение положительного сальдо внешнеторгового баланса, исчисляемого по методологии платежного баланса, долгое время демонстрировавшего устойчиво высокие объемы. Однако в 2010 году увеличение на 35%.
Рисунок 2 – Импорт РФ
Объем импорта товаров в 2009 г. составил, по данным ФТС России, 156,4 млрд. долларов США против 249,4 млрд. долларов США в 2008 году (снижение на 37,3%), а в 2010 году 214,5 млрд. долларов США (увеличение на 37%).
Несмотря на снижение объемов импорта наиболее чувствительными в отношении импортозависимости для Российской Федерации в 2009 году оставались рынки автомобильной техники, мясной и молочной продукции, медикаментов и ряд других. Доля импорта на таких рынках в 2009 (2008) году составляла: легковые автомобили – 48,5% (59,8%); грузовые автомобили – 25,2% (41,2%); мясная продукция – 28,7% (31,7); сыры – 39,6 (38,7%); сливочное масло – 30,3% (32,1%); лекарственные средства - 72,1% (73,3%).
Рисунок 3 – Экспорт РФ
Объем экспорта товаров, по данным ФТС России, в 2009 году составил 275,8 млрд. долл. США против 430,8 млрд. долл. США в 2008 году (снижение на 36%). В 2010 году 367,6 млрд. долларов США (увеличение на 33%).
Объем поступлений от таможенных пошлин в 2009 году составил 2509,4 млрд. руб. по сравнению с 3484,9 млрд. руб. в 2008 году (снижение на 28%). В 2010 году таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 4329,8 млрд. рублей (увеличение на 72,5%), что составило 105,68% от прогнозируемой суммы доходов бюджета, администрируемых таможенными органами.