Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 00:56, курсовая работа
Таким образом, в данной работе автор хотела бы рассмотреть более подробно основные моменты концепции и сделать выводы о возможности или невозможности выполнения их и стратегии развития России в целом.
Итак, в данной работе поставлены следующие цели:
Рассмотрение «Стратегии 2020» и выявление ключевых и наиболее значимых целей данной концепции
Сопоставление прогнозных данных с реально существующей ситуацией в стране
Выводы о выполняемости данной концепции
Введение: 2
1 глава. Ключевые моменты среднесрочной социально-экономической концепции 4
1.1. Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия. 4
1.2. Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития: 8
Глава 2. Выполнение концепции развития России 15
2.1. Уровень жизни: 15
2.1.1. Демографическая ситуация 15
2.1.2 Уровень зарплаты 16
2.1.3. Пенсии 17
2.1.4. Уровень образования. 19
2.1.5 Уровень здравоохранения 20
2.1.6. Жилищная ситуация 21
2.2. Предпринимательство в России 22
2.2.1. Малое предпринимательство 22
2.2.2. Демонополизация рынка 25
2.3. Инновационный сектор 27
2.4.1. Экспорт энергоресурсов 29
2.4.2. Развитие энергетической инфраструктуры 32
2.4.3. Развитие транспортной инфраструктуры 33
Выводы: 35
Источники: 37
Приложение: 38
Российский
университет дружбы народов
Курсовая
работа
Тема: «Основные положения «Стратегии 2020» и достигнутые показатели»
Кафедра: макроэкономического
регулирования и планирования
Выполнила:
Студентка 4 курса
Гр. ЭЭ-403
Ахметова Надежда Салиховна
Руководитель:
Михайлов Владимир Анатольевич
г. Москва
2010 г.
Введение: 2
1 глава. Ключевые моменты среднесрочной социально-экономической концепции 4
1.1. Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия. 4
1.2. Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития: 8
Глава 2. Выполнение концепции развития России 15
2.1. Уровень жизни: 15
2.1.1. Демографическая ситуация 15
2.1.2 Уровень зарплаты 16
2.1.3. Пенсии 17
2.1.4. Уровень образования. 19
2.1.5 Уровень здравоохранения 20
2.1.6. Жилищная ситуация 21
2.2. Предпринимательство в России 22
2.2.1. Малое предпринимательство 22
2.2.2. Демонополизация рынка 25
2.3. Инновационный сектор 27
2.4.1. Экспорт энергоресурсов 29
2.4.2. Развитие энергетической инфраструктуры 32
2.4.3. Развитие транспортной инфраструктуры 33
Выводы: 35
Источники: 37
Приложение: 38
С февраля 2008 г. в нашей стране идет работа над "Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года". Как подчеркнул Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев "впервые за долгие годы формируются планы развития страны более чем на десятилетие вперед, и это один из решающих факторов успеха". Данная концепция развития страны предусматривает улучшение ситуации как в экономической составляющей страны (стабилизация или рост соответствующих макроэкономических показателей), так и в социальной: улучшение качества жизни россиян (повышение доходов, увеличение продолжительности жизни, улучшение качества медицинского обслуживания, решение жилищных вопросов и т.д.).
На сегодняшний день прошло уже почти 3 года с момента принятия концепции и не за горами завершение первого этапа данной концепции (первый этап намечен на период 2008-2012 годы). Практически преодолены негативные последствия мирового финансового кризиса, макроэкономическая ситуация стабилизировалась. В результате сложились наиболее оптимальные условия для проверки качества выполнения «Стратегии 2020»: при таких условиях можно проверить качество прогноза, сделанного в предкризисный период, осуществление его предпосылок.
Таким образом, в данной работе автор хотела бы рассмотреть более подробно основные моменты концепции и сделать выводы о возможности или невозможности выполнения их и стратегии развития России в целом.
Итак, в данной работе поставлены следующие цели:
В
качестве основных методов исследования
в работе использованы специальная
экономическая литература, материалы
периодической печати, статистические
данные.
Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.
•Выход России на стандарты благосостояния развитых стран. Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,7 тысяч долларов США в 2006 году (42% от среднего уровня ОЭСР) до 30 тысяч долларов в 2020 году (70%) и около 50 тысяч долларов в 2030 году. Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до 75 лет.
•Высокое качество и комфортные условия жизни населения. Будет обеспечена всеобщая доступность услуг образования и здравоохранения, соответствующих уровню наиболее развитых стран, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30- 35 кв. м. на человека (или около 100 кв.м. на среднестатистическую семью),
•Благоприятная среда обитания человека. Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой снизится с 43% в 2007 году до 14% в 2020 году;
•Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности.
•Инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10 процентов) и интеллектуальных услуг по 4-6 и более крупным позициям. Будут сформированы условия для массового появления новых компаний во всех секторах экономики и в первую очередь в секторах «экономики знаний»;
•Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков.
•Создание разветвленной транспортной сети , обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг.
•Лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, превращение в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра.
•Новая модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.
•Гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.
Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.
Инновационный
путь развития позволяет повысить социальную
устойчивость и справедливость в
обществе, так как выигрыш от экономического
роста получает не только узкий слой
общества, участвующий в присвоении
рентных и экспортных доходов, но
и основные социальные группы, связанные
с развитием инфраструктуры, аграрного
комплекса, базовых отраслей промышленности
и сферы производства самого человека.
В этом случае усиление социальной
ориентированности
Инновационный
социально-ориентированный тип
•диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП – не менее 2-3 процентных пунктов (2006 год – 1,3);
•повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (по отдельным секторам – до 4 раз), а энергоэффективность – в 1,6-1,8 раза;
•высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска – до 25-35% (2005 год – 2,5%);
•Активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 году (2006 год – 1 % ВВП);
• повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год – 526 доллара США);
•опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников – 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год – 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП в 2020 году (2006 год – 3,9 %), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.
Особенность
перехода к инновационному социально-ориентированному
типу развития состоит в том, что
России предстоит одновременно решать
задачи и догоняющего, и опережающего
развития. В условиях глобальной конкуренции
и открытой экономики невозможно
догнать развитые страны мира по уровню
благосостояния и эффективности, не
обеспечивая опережающего прорывного
развития в тех секторах российской
экономики, которые определяют ее специализацию
в мировом хозяйстве и
Информация о работе Основные положения «Стратегии 2020» и достигнутые показатели