Переход
от экспортно-сырьевого к инновационному
типу экономического роста связан с
формированием и нового механизма
социального развития. Одно из внутренних
противоречий сложившейся модели роста
состоит в том, что значительный,
опережающий увеличение ВВП, рост доходов
и благосостояния населения во многом
опирается на присвоение природной
ренты – сверхдоходов от экспорта
углеводородов и сырья. Такой
рост благосостояния неизбежно сопровождается
усилением экономической дифференциации
населения, нарушением принципов социальной
справедливости, критически важных для
российского общества. При этом,
объективно растут социальные запросы
разных социальных групп, в том числе,
и не участвующих в распределении и присвоении
природной ренты. Снятие этого противоречия
требует формирования новых механизмов
социального развития, сбалансированных
с ресурсными возможностями экономики
и ее инновационной эффективностью. Основа
такого баланса – соединение предпринимательской
свободы, социальной справедливости и
национальной конкурентоспособности.
Такой
подход требует реализации комплексных,
взаимоувязанных по ресурсам, срокам
и этапам, преобразований по следующим
направлениям перехода российской
экономики к инновационному социально-ориентированному
типу развития.
Первое
направление – развитие человеческого
потенциала России. С одной стороны,
это обеспечение благоприятных условий
для развития способностей каждого человека,
улучшение условий жизни людей и качества
социальной среды, с другой – повышение
конкурентоспособности человеческого
капитала и обеспечивающих его социальных
секторов экономики как ключевого фактора
инновационного развития:
- преодоление
сложившихся негативных демографических
тенденций, стабилизация численности
населения и создание условий для ее роста,
повышения уровня и качества жизни в целом;
- формирование
условий для устойчивого роста заработной
платы сбалансированной с повышением
производительности труда и качества
рабочей силы, создание эффективных механизмов
регулирования рынка труда, обеспечивающих
сочетание конкуренции на рынке труда
с партнерскими отношениями работников,
работодателей и государства;
- укрепление
связи трудовых пенсий с заработной платой,
повышение пенсий, с учетом развития добровольных
накопительных пенсионных сбережений,
до уровня, обеспечивающего достойный
уровень жизни пенсионеров;
- обеспечение
доступности качественных услуг образования,
здравоохранения и культуры на основе
глубокой структурной и технологической
модернизации этих сфер;
- переход от
системы массового образования, характерной
для индустриальной экономики, к необходимому
для создания инновационной социально-ориентированной
экономики непрерывному индивидуализированному
образованию для всех;
- обеспечение
населения доступным и качественным жильем,
создание комфортной городской среды
для человека и эффективного жилищно-коммунального
хозяйства, формирование гибкой системы
расселения населения, учитывающей многообразие
региональных и национальных укладов
жизни;
- создание
эффективной адресной системы поддержки
бедного населения и предоставления социальных
услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;
- создание
экономических условий сохранения и умножения
культурных и духовных ценностей российского
народа
- улучшение
качества окружающей среды и экологических
условий жизни человека, снижение уровня
преступности;
- обеспечение
высокой профессиональной и территориальной
мобильности трудовых ресурсов, формирование
профессиональной культуры, трудовых
и предпринимательских ценностей.
Второе
направление – создание высококонкурентной
институциональной среды, стимулирующей
предпринимательскую активность и привлечение
капитала в экономику:
- создание
и развитие конкурентных рынков, последовательная
демонополизация экономики;
- поддержка
образования новых компаний и новых видов
бизнеса, основывающихся на инновациях
(стартапов), стимулирование развития
малого бизнеса;
- снижение
инвестиционных и предпринимательских
рисков за счет развития финансовых институтов,
обеспечения макроэкономической стабильности,
защиты прав собственности и повышения
предсказуемости экономической политики
государства;
- улучшение
доступа компаний к долгосрочным финансовым
ресурсам, развитие финансовых рынков
и других институтов, обеспечивающих трансформацию
сбережений в капитал;
- повышение
договороспособности компаний и транспарентности
ведения бизнеса, в том числе, на основе
самоорганизации предпринимательского
сообщества;
- обеспечение
высокого качества государственного администрирования
в сфере экономики.
Третье
направление - структурная диверсификация
экономики на основе инновационного
технологического развития:
- формирования
национальной инновационной системы,
включая такие элементы, как интегрированную
с высшим образованием систему научных
исследований и разработок, гибко реагирующию
на запросы со стороны экономики, инжиниринговый
бизнес, инновационную инфраструктуру,
институты рынка интеллектуальной собственности,
механизмы стимулирования инноваций и
другие;
- формирование
мощного научно-технологического комплекса,
обеспечивающего достижение и поддержание
лидерства в научных исследованиях и технологиях
по приоритетным направлениям и, на этой
основе, встраивание России в глобальный
оборот высокотехнологичной продукции
и технологий;
- создание
центров глобальной конкурентоспособности
в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные
производства и «экономику знаний»;
- содействие
повышению конкурентоспособности отраслей
экономики с использованием механизмов
государственно-частного партнерства,
создания территориально-производственных
кластеров, поддержки экспорта высокотехнологичной
продукции и продукции с высокой добавленной
стоимостью и рациональной защиты внутренних
рынков с учетом международной практики
в данной области;
- обеспечение
отраслей экономики высокопрофессиональными
кадрами менеджеров, инженеров и рабочей
силы;
- расширение
доступа российских компаний к источникам
долгосрочных инвестиций.
Четвертое
направление – закрепление и
расширение глобальных конкурентных преимуществ
России в традиционных сферах (энергетика,
транспорт, аграрный сектор, переработка
природных ресурсов):
- обеспечение
стабильности и расширение поставок энергоресурсов
крупнейшим мировым потребителям, географическая
и продуктовая диверсификация энергетического
экспорта;
- развитие
крупных узлов международной энергетической
инфраструктуры на территории России,
основанных на использовании новых энергетических
технологий;
- формирование
конкурентоспособной транспортной инфраструктуры,
обеспечивающей реализацию транзитного
потенциала российской экономики;
- укрепление
позиций России на мировом рынке продукции
лесопромышленного комплекса на основе
углубления переработки леса и устойчивого
воспроизводства лесного богатства страны,
- реализация
водного потенциала российской экономики
- вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных
водных ресурсов России, способствующее
изменению мировой структуры потребления
пресной воды, при обязательном соблюдении
природоохранных требований;
- реализация
аграрного потенциала в части развития
экспорта зерна и других сельскохозяйственных
продуктов, производства экологически
чистых продуктов, импортозамещения на
внутренних рынках продукции животноводства.
Пятое
направление – расширение и укрепление
внешнеэкономических позиций России,
повышение эффективности ее участия
в мировом разделении труда:
- расширение
возможностей реализации сравнительных
преимуществ России на внешних рынках
и использования возможностей глобализации
для привлечения в страну капиталов. технологий
и квалифицированных кадров;
- поэтапное
формирование интегрированного евразийского
экономического пространства совместного
развития, включая превращение России
в один из мировых финансовых центров;
- выстраивание
стабильных диверсифицированных связей
с мировыми экономическими центрами, обеспечивающее
устойчивость развития российской экономики
в долгосрочной перспективе при растущих
глобальных рисках;
- усиление
роли России в решении мировых глобальных
проблем и формировании мирового экономического
порядка.
Шестое
направление – переход к новой
модели пространственного развития
российской экономики:
- формирование
новых центров социально-экономического
развития в Поволжье и на Урале, Юге России,
в Сибири и на Дальнем Востоке, опирающихся
на развитие энергетической и транспортной
инфраструктуры и создание сети территориально-производственных
кластеров, реализующих конкурентный
потенциал территорий;
- выравнивание
условий социально-экономического развития
регионов страны, сокращение избыточной
экономической дифференциации территорий,
преодоление зон отсталости и низкого
уровня жизни на территории России;
- укрепление
системы стратегического управления региональным
развитием, обеспечивающим повышение
комплексности и сбалансированности развития
регионов и размещения производительных
сил, повышение сбалансированности обязательств
региональных и муниципальных властей
и их финансовых возможностей.
Глава
2. Выполнение концепции
развития России
2.1.
Уровень жизни:
На
современном этапе развития экономики
России проблемы уровня жизни населения
и факторы, определяющие его динамику
становятся очень важными. От их решения
во многом зависит направленность и темпы
дальнейших преобразований в стране и,
в конечном счете, политическая, а, следовательно,
и экономическая стабильность в обществе.
Решение этих проблем требует определенной
политики, выработанной государством,
центральным моментом которой был бы человек,
его благосостояние, физическое и социальное
здоровье. Именно поэтому все преобразования,
которые так или иначе могут повлечь изменение
уровня жизни, вызывают большой интерес
у самых разнообразных слоев населения.
2.1.1.
Демографическая
ситуация
За
последние пять лет Россия поднялась
на три позиции в рейтинге развития
человеческого потенциала. Теперь она
занимает 65-е место из 169 стран. Однако
прогрессом это назвать трудно из-за
того, что ожидаемая продолжительность
жизни в стране сильно уменьшилась.
Однако,
успехи в человеческом развитии возможны
даже без роста доходов. Порой технологический
прорыв и изменение социальной инфраструктуры
помогают беднейшим странам добиваться
наибольшего выигрыша. Анализ тенденций
за последние 40 лет показал, что Восточная
Европа и Центральная Азия развиваются
значительно медленнее, чем ожидалось.
В России путь прогресса усеян препятствиями
в виде демографических проблем: ожидаемая
продолжительность жизни упала с 69 лет
(в 1970 году) до 67 лет (в 2010).
И
все же у России есть шансы попасть
в первый эшелон ИРПЧ — благодаря
взаимодействию ПРООН (Программа развития
Организации Объединенных Наций) с политической
элитой страны. Доклад стал популярным
и у политиков, и у общественных деятелей.
Он является необходимой основой для национальных
докладов». Сотрудничество ПРООН и России
может перейти на новую ступень. Также
существует план создать постоянный научно-учебный
центр, занимающийся проблемами развития
человека..
В
целом же среднемировой ИРПЧ вырос
на 18% с 1990 года, что говорит о значительном
общем улучшении показателей
продолжительности жизни, охвата школьным
образованием, грамотности и доходов.
В тройку лидеров в рейтинге входят
Норвегия, Австралия и Новая Зеландия.
Завершает список Зимбабве. Разница
в ожидаемой продолжительности
жизни между победителем и
аутсайдером составляет 34 года (81 год
и 47 лет соответственно).
Таким
образом, мы можем сделать вывод, что
согласно существующей программе развития,
Россия сильно отстает как от плана, описанного
в данной программе, так и вообще от наиболее
развитых стран, к показателям которых
Россия стремится.
2.1.2
Распределение доходов
В
настоящее время в социальной структуре
российского общества мы наблюдаем сосуществование
старых, «регламентированных» классов
и слоев и появление новых, тогда как современные
западные общества базируют свой общественный
порядок и парламентскую демократию на
институте частной собственности и среднем
классе, поддерживаемых системой стратификации,
выполняющей роль инструмента собственного
контроля. Важной характеристикой общества
является его социальная поляризация,
расслоение на бедных и богатых.
В
последних данных Росстата о различиях
в денежных доходах социологи
и экономисты увидели изменения
структуры слоя самых богатых: состоятельные
чиновники вытесняют из него предпринимателей
и профессионалов. При этом высокие
доходы получают те самые чиновники,
от которых и зависит перераспределение
богатства. Поэтому особых изменений
здесь ждать не следует. Около
трети доходов страны, по данным Росстата,
получают сегодня 10% самых богатых, а 10%
самых бедных – лишь 1,9% суммарных доходов.
Независимые эксперты считают данные
Росстата заниженными почти вдвое.
Официальные
показатели расслоения населения по
доходам сохраняются на уровне прошлого
года. В январе–сентябре 2010 года на
долю 10% самых богатых россиян
приходилось 30,5% общего объема денежных
доходов населения РФ, а на долю
10% самых бедных россиян пришлось
лишь 1,9% всех доходов. В 2010 году различие
доходов практически повторяет
показатели января–сентября 2009 года.