Основные положения «Стратегии 2020» и достигнутые показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание

Таким образом, в данной работе автор хотела бы рассмотреть более подробно основные моменты концепции и сделать выводы о возможности или невозможности выполнения их и стратегии развития России в целом.

Итак, в данной работе поставлены следующие цели:

Рассмотрение «Стратегии 2020» и выявление ключевых и наиболее значимых целей данной концепции
Сопоставление прогнозных данных с реально существующей ситуацией в стране
Выводы о выполняемости данной концепции

Содержание

Введение: 2

1 глава. Ключевые моменты среднесрочной социально-экономической концепции 4

1.1. Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия. 4

1.2. Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития: 8

Глава 2. Выполнение концепции развития России 15

2.1. Уровень жизни: 15

2.1.1. Демографическая ситуация 15

2.1.2 Уровень зарплаты 16

2.1.3. Пенсии 17

2.1.4. Уровень образования. 19

2.1.5 Уровень здравоохранения 20

2.1.6. Жилищная ситуация 21

2.2. Предпринимательство в России 22

2.2.1. Малое предпринимательство 22

2.2.2. Демонополизация рынка 25

2.3. Инновационный сектор 27

2.4.1. Экспорт энергоресурсов 29

2.4.2. Развитие энергетической инфраструктуры 32

2.4.3. Развитие транспортной инфраструктуры 33

Выводы: 35

Источники: 37

Приложение: 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1 редакция.docx

— 89.72 Кб (Скачать документ)

   Переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста связан с  формированием и нового механизма  социального развития. Одно из внутренних противоречий сложившейся модели роста  состоит в том, что значительный, опережающий увеличение ВВП, рост доходов  и благосостояния населения во многом опирается на присвоение природной  ренты – сверхдоходов от экспорта углеводородов и сырья. Такой  рост благосостояния неизбежно сопровождается усилением экономической дифференциации населения, нарушением принципов социальной справедливости, критически важных для  российского общества. При этом, объективно растут социальные запросы разных социальных групп, в том числе, и не участвующих в распределении и присвоении природной ренты. Снятие этого противоречия требует формирования новых механизмов социального развития, сбалансированных с ресурсными возможностями экономики и ее инновационной эффективностью. Основа такого баланса – соединение предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

   Такой подход требует реализации комплексных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам, преобразований по следующим направлениям перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

   Первое  направление – развитие человеческого  потенциала РоссииС одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития:

  • преодоление сложившихся негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышения уровня и качества жизни в целом;
  • формирование условий для устойчивого роста заработной платы сбалансированной с повышением производительности труда и качества рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;
  • укрепление связи трудовых пенсий с заработной платой, повышение пенсий, с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений, до уровня, обеспечивающего достойный уровень жизни пенсионеров;
  • обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры на основе глубокой структурной и технологической модернизации этих сфер;
  • переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех;
  • обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;
  • создание эффективной адресной системы поддержки бедного населения и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;
  • создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа
  • улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, снижение уровня преступности;
  • обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, трудовых и предпринимательских ценностей.

   Второе  направление – создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику:

  • создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;
  • поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях (стартапов), стимулирование развития малого бизнеса;
  • снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет развития финансовых институтов, обеспечения макроэкономической стабильности, защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства;
  • улучшение доступа компаний к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
  • повышение договороспособности компаний и транспарентности ведения бизнеса, в том числе, на основе самоорганизации предпринимательского сообщества;
  • обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

   Третье  направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития:

  • формирования национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированную с высшим образованием систему научных исследований и разработок, гибко реагирующию на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;
  • формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям и, на этой основе, встраивание России в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий;
  • создание центров глобальной конкурентоспособности в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и «экономику знаний»;
  • содействие повышению конкурентоспособности отраслей экономики с использованием механизмов государственно-частного партнерства, создания территориально-производственных кластеров, поддержки экспорта высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области;
  • обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силы;
  • расширение доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций.

   Четвертое направление – закрепление и  расширение глобальных конкурентных преимуществ  России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка  природных ресурсов):

  • обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация энергетического экспорта;
  • развитие крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России, основанных на использовании новых энергетических технологий;
  • формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;
  • укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны,
  • реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России, способствующее изменению мировой структуры потребления пресной воды, при обязательном соблюдении природоохранных требований;
  • реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.

   Пятое направление – расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия  в мировом разделении труда:

  • расширение возможностей реализации сравнительных преимуществ России на внешних рынках и использования возможностей глобализации для привлечения в страну капиталов. технологий и квалифицированных кадров;
  • поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, включая превращение России в один из мировых финансовых центров;
  • выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающее устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;
  • усиление роли России в решении мировых глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.

   Шестое  направление – переход к новой  модели пространственного развития российской экономики:

  • формирование новых центров социально-экономического развития в Поволжье и на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;
  • выравнивание условий социально-экономического развития регионов страны, сокращение избыточной экономической дифференциации территорий, преодоление зон отсталости и низкого уровня жизни на территории России;
  • укрепление системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающим повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.

 

   

Глава 2. Выполнение концепции развития России

2.1. Уровень жизни:

   На  современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

2.1.1. Демографическая  ситуация

 

   За  последние пять лет Россия поднялась  на три позиции в рейтинге развития человеческого потенциала. Теперь она  занимает 65-е место из 169 стран. Однако прогрессом это назвать трудно из-за того, что ожидаемая продолжительность  жизни в стране сильно уменьшилась.

   Однако, успехи в человеческом развитии возможны даже без роста доходов. Порой технологический прорыв и изменение социальной инфраструктуры помогают беднейшим странам добиваться наибольшего выигрыша. Анализ тенденций за последние 40 лет показал, что Восточная Европа и Центральная Азия развиваются значительно медленнее, чем ожидалось. В России путь прогресса усеян препятствиями в виде демографических проблем: ожидаемая продолжительность жизни упала с 69 лет (в 1970 году) до 67 лет (в 2010). 

   И все же у России есть шансы попасть  в первый эшелон ИРПЧ — благодаря  взаимодействию ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций) с политической элитой страны. Доклад стал популярным и у политиков, и у общественных деятелей. Он является необходимой основой для национальных докладов». Сотрудничество ПРООН и России может перейти на новую ступень. Также существует план создать постоянный научно-учебный центр, занимающийся проблемами развития человека..

   В целом же среднемировой ИРПЧ вырос  на 18% с 1990 года, что говорит о значительном общем улучшении показателей  продолжительности жизни, охвата школьным образованием, грамотности и доходов. В тройку лидеров в рейтинге входят Норвегия, Австралия и Новая Зеландия. Завершает список Зимбабве. Разница  в ожидаемой продолжительности  жизни между победителем и  аутсайдером составляет 34 года (81 год  и 47 лет соответственно).

   Таким образом,  мы можем сделать вывод, что согласно существующей программе развития, Россия сильно отстает как от плана, описанного в данной программе, так и вообще от наиболее развитых стран, к показателям которых Россия стремится.

2.1.2 Распределение доходов

   В настоящее время в социальной структуре российского общества мы наблюдаем сосуществование старых, «регламентированных» классов и слоев и появление новых, тогда как современные западные общества базируют свой общественный порядок и парламентскую демократию на институте частной собственности и среднем классе, поддерживаемых системой стратификации, выполняющей роль инструмента собственного контроля. Важной характеристикой общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых.

   В последних данных Росстата о различиях  в денежных доходах социологи  и экономисты увидели изменения  структуры слоя самых богатых: состоятельные  чиновники вытесняют из него предпринимателей и профессионалов. При этом высокие  доходы получают те самые чиновники, от которых и зависит перераспределение  богатства. Поэтому особых изменений  здесь ждать не следует. Около  трети доходов страны, по данным Росстата, получают сегодня 10% самых богатых, а 10% самых бедных – лишь 1,9% суммарных доходов. Независимые эксперты считают данные Росстата заниженными почти вдвое.

   Официальные показатели расслоения населения по доходам сохраняются на уровне прошлого года. В январе–сентябре 2010 года на долю 10% самых богатых россиян  приходилось 30,5% общего объема денежных доходов населения РФ, а на долю 10% самых бедных россиян пришлось лишь 1,9% всех доходов. В 2010 году различие доходов практически повторяет  показатели января–сентября 2009 года.

Информация о работе Основные положения «Стратегии 2020» и достигнутые показатели