Основные положения «Стратегии 2020» и достигнутые показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание

Таким образом, в данной работе автор хотела бы рассмотреть более подробно основные моменты концепции и сделать выводы о возможности или невозможности выполнения их и стратегии развития России в целом.

Итак, в данной работе поставлены следующие цели:

Рассмотрение «Стратегии 2020» и выявление ключевых и наиболее значимых целей данной концепции
Сопоставление прогнозных данных с реально существующей ситуацией в стране
Выводы о выполняемости данной концепции

Содержание

Введение: 2

1 глава. Ключевые моменты среднесрочной социально-экономической концепции 4

1.1. Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия. 4

1.2. Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития: 8

Глава 2. Выполнение концепции развития России 15

2.1. Уровень жизни: 15

2.1.1. Демографическая ситуация 15

2.1.2 Уровень зарплаты 16

2.1.3. Пенсии 17

2.1.4. Уровень образования. 19

2.1.5 Уровень здравоохранения 20

2.1.6. Жилищная ситуация 21

2.2. Предпринимательство в России 22

2.2.1. Малое предпринимательство 22

2.2.2. Демонополизация рынка 25

2.3. Инновационный сектор 27

2.4.1. Экспорт энергоресурсов 29

2.4.2. Развитие энергетической инфраструктуры 32

2.4.3. Развитие транспортной инфраструктуры 33

Выводы: 35

Источники: 37

Приложение: 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1 редакция.docx

— 89.72 Кб (Скачать документ)

   При этом внутреннее потребление топливно-энергетических ресурсов выросло на 10 процентов  к уровню 2000 года при отклонении от прогнозов Энергетической стратегии  России на период до 2020 года на 5 процентов  главным образом за счет сокращения спроса в 2008 году вследствие глобального экономического кризиса.

   В целом приведенное соотношение  свидетельствует об устойчивости и  высокой инерционности производственных параметров развития топливно-энергетического  комплекса по отношению к внешним  условиям, а также о достаточной  обоснованности прогнозов развития энергетического сектора страны, предусмотренных Энергетической стратегией России на период до 2020 года.

2.4.3. Развитие транспортной  инфраструктуры

   Для Европейской части России приоритетами являются модернизация и комплексное  развитие транспортной сети, в том  числе – в полосе основных международных  транспортных коридоров, повышение  пропускной способности автодорожной сети, ликвидация "узких мест" на подходах к крупным городам.

   Для Азиатской части страны основной задачей является формирование опорной  транспортной сети, местной сети, обеспечивающей связь населенных пунктов с опорной  транспортной сетью, а также создание коммуникаций, обеспечивающих освоение природных ресурсов.

   Ежегодные потери российской экономики от плохого  состояния дорог и недостаточного уровня их развития превышают 1,8 трлн. руб., или более 2% ВВП, что, кстати, больше, чем расходы государства на оборону. Плохая дорожная инфраструктура приводит к тому, что транспортная составляющая в себестоимости продукции в  России достигает 20%, тогда как в  развитых странах этот показатель не превышает 8%. Если в Европе средняя  скорость перемещения грузов равна 1000 км в день, то в России не более 300 км. Наконец, себестоимость автомобильных  перевозок в России в 1,5 раза выше, чем в странах ЕС, а расход топлива превышает европейский на 30%.

   В России планы по дорожному строительству  постоянно меняются, не меняются лишь расценки - средняя стоимость строительства  в 2010-2015гг. должна составить приблизительно 17,6 млн долл. за 1 км. Есть и чемпионы типа трассы Краснодар - Новороссийск (32,0 млн долл. за 1 км), ЦКАД (40,0 млн долл. за 1 км) или первого участка магистрали Москва - Петербург (65,0 млн долл. за 1 км). В целом даже планируемая стоимость дорожного строительства в России выше по сравнению с ЕС-27 в 2,6 раза, с США - в 3,0 раза, с Китаем - в 7,3 раза.

   Что касается транзита через Россию, то в 2008г. он составил всего 10 млн тонн в год, снизившись с 2000г. в 6 раз. Согласно "Транспортной стратегии" "доля транспорта в загрязнении окружающей среды снизится в полтора раза и составит 22% (в 2003г. в России она составляла 33%, в развитых странах - менее 20%)". В реальности с 2005 по 2008гг. от автомобильного транспорта загрязняющих веществ выброшено на 12,6% больше.

   На фоне перечисленных цифр итоги первой пятилетки работы обновленного Минтранса сложно оценивать позитивно.

 

Выводы:

   В результате данной работы можно сказать, что целом данная концепция далека от возможности выполнения в указанные  сроки.

  1. Уровень жизни населения:

    Проанализировав статистические данные, можно утверждать, что практически все аспекты данного показателя сильно отстают от плана, представленного в стратегии развития России. Возможно, плановые показатели и выполнимы, однако не в поставленные сроки.

    Есть  и показатели, которые ближе всего  к прогнозным значениям: обеспеченность жильём населения, уровень зарплаты. Однако и эти моменты весьма спорны: тенденция к увеличению данных показателей, согласно статистике Госкомстата, есть. Но если сравнивать данную статистику с иностранными источниками, скорректировать её на экспертные оценки, то получается, что эти показатели также не достигнут прогнозных значений.

  1. Предпринимательство в России:

    Этот  показатель на сегодняшний день наиболее близок к плановым значениям стратегии, динамично развивается, однако всё ещё очень далёк от показателей более развитых стран. Повышенное внимание уделяется малому предпринимательству, создано очень большое количество фордов его поддержки. Развитое малое предпринимательство характерно для наиболее развитых стран, с которыми постоянно сравнивается в Стратегии Россия.

    Кроме развития предпринимательства, в России по сравнению с 2008 годом улучшилась и макроэкономическая стабильность. Поэтому наиболее вероятно, что данный показатель будет соответствовать плановым значениям в будущем.

  1. Инновации:

    Будущее инновационного сектора в России неутешительно. Так, по оценкам Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), в ближайшем будущем объём инвестиций в инновационные проекты снизится на 70—80%: крупные корпорации сократят до 90% своих вложений, до 45% — венчурные фонды и до 20% снизятся объемы финансирования инновационной отрасли со стороны государства. 

    Исходя только из этих данных можно говорить о невыполнимости в рамках плана данной цели.

  1. Развитие энергетической и транспортной инфраструктуры:

    Данная  цель является наиболее выполнимой из всех, поставленных стратегией развития России. Это связано с тем, что  поставка энергоресурсов – специализация  России, оно стратегически важно  для этой страны. Таким образом, очевидно что пути поставок энергоресурсов постоянно развиваются.

    Транспортная  же инфраструктура также является стратегической для России. Это в первую очередь  связано с масштабами нашей страны (очень многие районы страны не имеют  железнодорожного сообщения), а также  и с развитием сети поставок энергоресурсов.

    В результате мы видим, что эти пункты взаимосвязаны  и крайне важны для России. Можно  предположить, что развитие этих сетей  будет соответствовать плановому  развитию.

   Подводя итоги, можно говорить, что эта  концепция или должна была быть принята  на более длительный срок (стоило сделать  её не среднесрочной, а долгосрочной) или же стоило снизить плановые значения стратегии. Если говорить о значении невыполнения целей данной концепции  для России, то уровень социально—экономического развития этой страны будет ниже более развитых стран. Это означает, что РФ, при нынешних темпах развития социально-экономической среды, ещё не скоро выйдёт на уровень экономического или социального развития стран ЕС или США.

 

Источники:

  1. www.gks.ru
  2. www.cia.gov
  3. http://www.newsru.com/finance/25nov2008/conception.html (24.12.2010)
  4. http://rian.ru/finans/20080409/104191436.html (24.12.2010)
  5. http://rian.ru/analytics/20081002/151815419.html (24.12.2010)
  6. http://www.business-magazine.ru/trends/macro/pub286349/ (24.12.2010)
  7. http://archive.kremlin.ru/appears/2008/02/08/1542_type63374type63378type82634_159528.shtml (24.12.2010)
  8. http://www.ng.ru/economics/2010-11-01/1_dohody.html (24.12.2010)
  9. http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol01_4/Chepurenco1.htm (24.12.2010)
  10. http://www.mintrans.ru/pressa/TransStrat_Infrastruktura.htm (24.12.2010)
  11. http://www.mintrans.ru/pressa/Novosty_040506.htm (24.12.2010)
  12. http://www.mousestroy.ru/news/10657/ (24.12.2010)

 

Приложение:

  Количество малых  и средних предприятий (тыс.) Количество малых  и средних предприятий на 1000 жителей Занятость на малых  и средних предприятий (млн. чел.) Доля малых и  средних предприятий в общей  занятости (%) Доля малых и  средних предприятий в валовом  внутреннем продукте (%)
Великобритания 2630 46 13,6 49 50-53
Германия 2290 37 18,5 46 50-52
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 54 55-62
ЕС  в целом 15770 45 68 72 63-67
США 19300 74,2 70,2 54 50-52
Япония 6450 49,6 39,5 78 52-55
РОССИЯ 844 5,65 8,3 13 10

Табл.1

Развитие  малого и среднего предпринимательства (gks.ru) 

        
 

 

 

      

Информация о работе Основные положения «Стратегии 2020» и достигнутые показатели