Основные понятия спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:39, контрольная работа

Описание

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.
Саморегулирование рынка происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спрос и предложение. Поэтому для адаптации в современных условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен.

Содержание

Понятие спроса и предложения. Кривые спроса и предложения. Закон спроса и предложения.
Неценовые факторы спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.
Рыночное равновесие.

Работа состоит из  1 файл

понятия спроса и предлжения.docx

— 198.79 Кб (Скачать документ)

Задания контрольной  работы

    1. Понятие спроса и предложения. Кривые спроса и предложения. Закон спроса и предложения.
    2. Неценовые факторы спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.
    3. Рыночное равновесие.

 

Экономика является одной  из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что  изучение экономики – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной  деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней

 

    1. Понятие спроса и предложения. Кривые спроса и предложения. Закон спроса и предложения.

Саморегулирование рынка  происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спрос и предложение. Поэтому для адаптации в современных  условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен.

Цена в рыночной экономике  – это сигнал, на который ориентируются  производители товаров и услуг, которые принимают решения о  том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, когда принимают решение, какие  товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики  на микро- и макроуровне.

Понятие спроса.

Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определённой цене.

Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания  покупателей осуществимы. Кроме  желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью.

Количественно спрос можно  измерять показателем “величина  спроса”.

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения  величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса.

На основании этого  можно сформулировать закон спроса:

“ При  прочих равных условиях изменение величины спроса находится в обратной зависимости  от изменения цены товара. Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара”.

Следствия закона спроса. Обоснование закона спроса может подтверждаться следующими явлениями в экономике:

  1. Ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным. Чем выше цена, тем более непреодолимым становится ценовой барьер. Для его снижения широко практикуются распродажи.
  2. Эффект дохода: снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя. Доход в этом случае не меняется, а экономия денег даёт возможность приобрести новый товар.
  3. Эффект замещения: если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешёвому товару.
  4. Принцип убывания предельной полезности: полезность каждой последующей покупки снижается по сравнению с первой; например: бутылка “Фанты” в жаркий полдень. Покупатель согласится купить менее полезный товар только по низкой цене.
  5. Эффект Гиффена: английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведёт к повышению спроса. В семьях с низким достатком увеличиваются расходы на основные продукты питания, несмотря на их удорожание.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.

  1. Качество и ассортимент данного товара.
  2. Уровень дохода населения.
  3. Цены на дополняющие товары
  4. Цены на товары – заменители.
  5. Мода, вкусы и предпочтения.
  6. Климатические и сезонные условия.
  7. Ожидание изменений доходов и цен.

Понятие предложения.

Предложение – это желания и способность продавца реализовать товар по данной цене.

Желания продавца (производителя) определяются количеством прибыли  от бизнеса. Способности характеризуются  знаниями технологического процесса при  производстве товара и навыками торговли.

Количественно предложение  можно измерять показателем “величина  предложения”.

Величина предложения – это количество товара, которое продавец предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения  величины предложения определяется шкалой предложения и графическим  изображением в виде кривой предложения.

На основании этого  можно сформулировать закон предложения:

“ При  прочих равных условиях изменение величины предложения находится в прямой зависимости от изменения цены данного  товара. Чем выше цена, тем больше товара предлагается к продаже”

.

Кривые спроса и предложения. Неценовые факторы  спроса и предложения. Эластичность спроса

а) Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо, следовательно, увеличивается равновесная цена и равновесный объём.

б) Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево, следовательно, уменьшается равновесная цена и равновесный объём.

а) Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо, следовательно, уменьшается равновесная цена и увеличивается равновесный объём.

б) Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево, следовательно, возрастает равновесная цена и уменьшается равновесный объём.

а) Увеличиваются: возрастает только равновесный объём продаж.

б) Уменьшаются: снизится равновесный объём продаж.

а) Спрос увеличивается, предложение сокращается: возрастает только равновесная цена.

б) Спрос сокращается, предложение увеличивается: снижается только равновесная цена.

 

 

Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения.

    1. Качество и ассортимент данного товара.
    2. Цены на ресурсы: сырьё, топливо, электроэнергия
    3. Усовершенствование технологии производства.
    4. Цены на товары – заменители
    5. Налоги, дотации, субсидии.
    6. Количество конкурентов.

Эластичность спроса

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.

Если показатели падения цен  и увеличения спроса, выраженные в  процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения  цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение  цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает  соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно  через коэффициент эластичности по формуле:

  • Ko — коэффициент эластичности спроса
  • Q— процент изменения количества продажи
  • P— процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с  целью резко увеличить объём  продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью  спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов  спрос на любой товар будет  эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.

Кривая спроса

График спроса (Кривая спроса)— отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.

Кривая спроса показывает вероятное  количество товара, который удаётся  продать за определенное время и  по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена  на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.

Влияние рынка

Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при  низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары.

Рыночное равновесие.

Взаимодействие спроса и  предложения формирует цены на рынке. При пересечении кривых спроса и  предложения определяется точка  равновесия.

Равновесная цена – цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели. Данная цена устраивает продавца и покупателя.

В точке равновесия величины спроса и предложения совпадают. На основании этого можно сформулировать условие равновесия: Qd = Qs.

Если условие равновесия не соблюдается, то на рынке может  сложиться положение дефицита или  избытка товара.

а) избыток товара: Qd < Qs, Ртов > Pp; при увеличении предложения цена товара снижается

б) дефицита товара: Qd > Qs, Ртов < Pp; с увеличением спроса цена товара на рынке повышается

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://festival.1september.ru/articles/511694/
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%EA%EE%ED_%F1%EF%F0%EE%F1%E0_%E8_%EF%F0%E5%E4%EB%EE%E6%E5%ED%E8%FF
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5_%F0%E0%E2%ED%EE%E2%E5%F1%E8%E5
  4. http://www.be5.biz/ekonomika/e007/04.htm
  5. Экономическая теория М. А. Сажина,   Г. Г. Чибриков Издательство НОРМА Москва, 2001

Информация о работе Основные понятия спроса и предложения