Особенности бюджетной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода.
Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципам единства, полноты и реальности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Теоретические основы определения государственного бюджета как инструмента государственного регулирования
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………….4
Принципы построения бюджетной системы……………………………11
Глава 2.Особенности бюджетной политики Российской Федерации
2.1 Бюджетная система России…………………………………………………15
2.2 Концепция бюджетной политики…………………………………………..25
2.3 Сальдо бюджета. Проблемы и способы балансирования…………………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы........………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике-бюджет!!!!Microsoft Office Word.docx

— 61.86 Кб (Скачать документ)

                                                      Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2

Глава 1. Теоретические основы определения  государственного бюджета как инструмента  государственного регулирования

    1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………….4
    2. Принципы построения бюджетной системы……………………………11

Глава 2.Особенности бюджетной политики Российской Федерации

2.1 Бюджетная  система России…………………………………………………15

2.2 Концепция  бюджетной политики…………………………………………..25

2.3 Сальдо  бюджета. Проблемы и способы  балансирования…………………28

Заключение……………………………………………………………………….33

Список  литературы........………………………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Целью данной курсовой работы является исследование устройства бюджета РФ, а так же особенности бюджетной политики.

     Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, речь идет о доходах и расходах государственного бюджета.

     Государственный бюджет представляет собой ведущее  звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

     В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

     - структуру государственного бюджета  и выявить его основные макроэкономический  функции;

     - сальдо бюджета, его виды, дефицит  бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного  бюджета;

     - бюджетную систему России, межбюджетный  федерализм;

     - анализ динамики сальдо бюджета  РФ (1991-2000гг.), проблемы и способы  балансирования.

     - анализ динамики сальдо бюджета  РФ (2000 – 2010), проблемы и способы  балансирования.

     Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному  содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической  сущности – инструмент перераспределения  национального дохода.

     Проект  государственного бюджета обсуждается  и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципам единства, полноты и реальности.

     Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных  процесса – аккумуляцию доходов  в руках государства и их использование  для удовлетворения государственных  нужд и потому тесно взаимодействует  с понятиями «государственные доходы»  и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы. Доходы и расходы бюджета  – две стороны количественной характеристики централизованного  фонда финансовых ресурсов государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы определения государственного бюджета как инструмента государственного регулирования 

    1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
 

          В формировании и развитии  экономической и социальной структуры  общества большую роль играет  государственное регулирование.  Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является  финансовая система общества. Центральное  место в системе финансов принадлежит  государственному бюджету. Существуют  следующие определения бюджета:

     Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в  распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, также для осуществления социально-экономических  функций.

     Государственный бюджет - это баланс доходов и  расходов государства за определенный период времени, представляющий собой  основной финансовый план страны, который  после его принятия законодательным  органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. [2,c.126]

     Главными  источниками дохода государственного бюджета являются налоги:

     - налоги на доходы физических  и юридических лиц; 

     - налоги на товары и услуги (НДС,  налог с продаж, акцизы, пошлины);

     - налоги на капитал (на наследство, имущество, землю и т.д.).

     Налоги  бывают двух видов. Первый вид –  налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные  налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и  другую недвижимость; налог на перевод  прибыли и капиталов за рубеж  и др. Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.[8,c.13]

     Второй  вид налогов – налоги на товары и услуги: налог с оборота –  в большинстве развитых стран  заменен налогом на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки  с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

     Прямые  налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги переносятся на потребителя  в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

     Неналоговые доходы весьма разнообразны, но среди  них в России доминируют доходы от приватизации, сдачи в аренду государственной  и муниципальной собственности, предоставления домохозяйствам и фирмам платных услуг, перечисленной в  бюджет прибыли Центрального банка, от процентов выданных за границу государственных кредитов. [6,c.95]

     В свою очередь расходы государства  могут быть разделены по целям:

     -  расходы на политические цели - обеспечение национальной

     -  обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.);

     -  содержание аппарата управления государством;

     - расходы на экономические цели - содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь частному сектору экономики;

     - расходы на социальные цели - социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

     С макроэкономической точки зрения все  государственные расходы делятся  на:

     - государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

     - трансферты (их стоимость не включается  в ВВП, поскольку они являются  результатом перераспределения  национального дохода);

     - выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга (эти расходы также не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета) .

     Структура бюджетных расходов и доходов  и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны выглядит приблизительно следующим  образом:

  • Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор - 75-85%.
  • Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли - 5-8%.
  • Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы - 10-12%.
  • Расходы затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели - 40-50%.
  • Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ - 10-20%.
  • Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам - 10-20%.
  • Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих - 5-10%.
  • Платежи по государственному долгу - 7-8%.[1,c.23]

     Следовательно, финансовые отношения, которые формируют  бюджетную политику государства, строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан  и хозяйственных субъектов в  получении от государства тех  или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники  распределения национального дохода посредством передачи государству  части доходов в виде налогов  и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его  граждане и хозяйствующие субъекты в равной мере заинтересованы и в  макроэкономической стабилизации, и  в экономическом росте воспроизведенного  потенциала всего общества.

     Будучи  производными от финансовых отношений, бюджетные отношения призваны выполнять  те же государственные функции: бюджетного регулирования и бюджетного обеспечения.

     Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

    • Перераспределение национального дохода;
    • Государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • Стимулирование научно-технического прогресса;
    • Финансовое обеспечивание социальной политики;
    • Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     Содержание  функции бюджетного регулирования  характеризуется процессами распределения  и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, всеми  субъектами бюджетных отношений, но и между разными подразделениями  общественного производства. Сфера  этой функции определяется тем, что  в отношения с бюджетом вступают практически все участники общественного производства.

     Таким образом, бюджетное регулирование  – это организованная система  управления бюджетным устройством  государства. Содержание функции бюджетного регулирования реализуется в  процессе формирования доходных источников всех уровней бюджетной системы  на всех стадиях бюджетного процесса и их использования для проведения экономической политики государства, ориентированной на обеспечение  макроэкономической стабильности и  рост общественного производства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой, перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, в основном находящуюся на содержании бюджета.

Информация о работе Особенности бюджетной политики Российской Федерации