Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода.
Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципам единства, полноты и реальности.
Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Теоретические основы определения государственного бюджета как инструмента государственного регулирования
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………….4
Принципы построения бюджетной системы……………………………11
Глава 2.Особенности бюджетной политики Российской Федерации
2.1 Бюджетная система России…………………………………………………15
2.2 Концепция бюджетной политики…………………………………………..25
2.3 Сальдо бюджета. Проблемы и способы балансирования…………………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы........………………………………………………………..35
— платы за пользование водными объектами;
—
земельного налога и арендной платы
за земли городов, поселков и земли
сельскохозяйственного
— планы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;
— таможенных пошлин и таможенных сборов и иных таможенных платежей, доходов от внешнеэкономической деятельности;
— государственной пошлины;
— дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности;
— прибыли Центрального Банка РФ;
— консульского сбора, взимаемого на территории РФ;
—
прочих налогов, сборов, пошлин и других
платежей.
2.2 Концепция бюджетной политики
Концепция
ежегодно сбалансированного бюджета
состоит в том, что независимо
от фазы экономического цикла и состояния
экономики каждый год расходы
бюджета должны быть равны доходам.
На практике это означает, что, например,
в период спада, когда доходы бюджета
(налоговые поступления) минимальны,
государство для обеспечения
сбалансированности бюджета должно
снижать государственные
Таким образом, реализация идеи ежегодно сбалансированного бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики, и исключат возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.
Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том. Что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансированным циклом и в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период бума (высокого уровня делово активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы. Сознательно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создать позитивную антициклическую силу.[9,c.156-163]
Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки , а бумы относительно ни долги), поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают .В результате задача стабилизации вступает в противоречие в задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.
Наибольшее
распространение получила концепция
«функциональных финансов», согласно
которой целью государства
Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки, трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум («перегрев»), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддерживания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов , т. е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования». [10,c.87]
В
результате использования в большинстве
развитых и стран в 1950 –1960 годы кейнсианских
рецептов регулирования экономики проблема
хронического дефицита государственного
бюджета к середине 1970-х годов превратилась
в серьезную макроэкономическую проблему,
что послужило одной из причин инфляционных
процессов .
2.3 Сальдо бюджета. Проблемы и способы балансирования
Анализ бюджета РФ показывает, что начиная с 2000 по 2008гг, бюджет составлялся и исполнялся с профицитом.
Сальдо бюджета РФ в 2000- 2010гг.. (миллиардов руб.)
|
В России, в отличие от других стран, экономический рост наполовину был связан со значительным повышением цен на нефть, газ, другие виды сырья и материалов. В 1998–1999 гг., например, цена на нефть была в размере 10–12 долларов за баррель, а в 2000 г. она повысилась вдвое, до 25 долларов за баррель. Это вызвало небывалый прирост ВВП в размере 10 %, что во многом было следствием роста экспорта в 2000 г. на 41 %, из которых рост на 28 % связан с увеличением экспортных цен.
Затем в 2001–2002 гг. цена на нефть колебалась между 20 и 23 долларами. Отсутствие роста цен на нефть и стабилизация в связи с этим размеров экспорта в 2000–2002 гг. привели к сокращению темпов роста ВВП в 2001 и 2002 гг. вдвое. Затем, с 2003 г., начался ежегодный значительный рост цен на нефть – они росли по 10 и более долларов за баррель в год и увеличились, таким образом, примерно с 22 долларов в 2002 г. до 69 долларов в 2007 г. Соответственно, росли цены на природный газ и другие виды сырья и материалов. В 2007 г. по сравнению с 2000 г. цены на уголь выросли в 2,3 раза, на медь – почти в 4 раза, на алюминий – в 1,7 раза, на никель – в 4,3 раза и т. д. Напомним, что все это, начиная с нефти и природного газа, – главные товары экспорта России: доля нефти и нефтепродуктов здесь около 40 %, газа – 20 %, металла – 15 %, угля – 3 %.
Приоритеты бюджетной политики в 2000 - 2003гг. не претерпели существенных изменений. Позиция системного подхода к формированию финансовой стратегии с учетом российской действительности по-прежнему не нашла отражения в разработке бюджетной политики.[9,c.45]
В
бюджетных проектировках
Главным недостатком представленных Правительством РФ бюджетных проектировок являлось отсутствие четких ориентиров на стратегию долгосрочного бюджетного регулирования. В результате государство лишилось своего главного стратегического козыря – реального и достаточного бюджета.
Анализ
прогнозных показателей федерального
бюджета и социально –
Разрабатывая проектировки бюджета на 2002г., Правительство РФ ориентировалось на итоги нового этапа налоговой реформы.
Комплексный подход к формированию единой системы финансовой политики в стране и переориентации ее на интересы экономического развития государства остается самым слабым звеном современной политики федерального центра.
Основным условием достижения сбалансированного бюджета является его ориентация не на ежегодные макроэкономические параметры, а на ориентиры целого экономического цикла в стране. В этом случае в зависимости от стадии экономического цикла бюджетная политика ориентируется либо на опережающий рост доходов, обеспеченный экономическим ростом, либо на опережающий рост расходов (на стадии спада) при обязательном контроле со стороны государства. Четко отлаженный механизм исполнения бюджета должен стать основой для создания системы контроля. Начиная с 2001г. межбюджетные отношения в России строились на основе программы развития межбюджетного федерализма в России.[2,c.184]
На первом этапе реализации Программы новой системы оказания предполагалось решить задачу формирования финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Федерации.
Однако, несмотря на это межрегиональные различия только возросли.
С целью разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти была создана Комиссия при Президенте РФ.
По
результатам работы этой комиссии были
определены основные направления реформирования
федеральных отношений в
Таким образом, 2003г. сформировалось практически новое направление бюджетной реформы, главной задачей которого являлась оптимизация расходных обязательств федерального бюджета.
До 2006г. бюджетная реформа, проводимая в нашей стране, сводилась главным образом к совершенствованию межбюджетных отношений.
Постепенно
становится уже совершенно очевидным,
что только механизмами выравнивающих
трансфертов не решается главная
задача бюджетной реформы –
Бюджет 2006г. впервые был рассмотрен Правительством как перспективный 3- летний бюджет до 2008г. Это позитивный факт потому что означает, что правительство начинает мыслить в координатах трехлетнего периода. Кроме того, впервые практически в первых строках Послания Федеральному Собранию РФ на 2006г. Президент РФ, определяя стратегические цели развития страны, в качестве главной цели называют «повышение уровня и качества жизни населения».
Социальная ориентация всей бюджетной политики во многом оказывается декларативной, конечный результат бюджетного планирования проявляется в слабо выраженном решении социальных проблем.[10,c.56]
В бюджетных трехлетках выявляется неполное использование возможностей обратного активного влияния бюджетной политики на ход социально-экономических процессов. Расходы федерального бюджета растут медленнее роста объема ВВП, снижается доля расходов федерального бюджета в объеме ВВП.
Социальная сфера в целом при высоком уровне инфляции будет финансироваться хуже, чем на "старте" трехлетки. Социальность бюджетной политики будет проявляться прежде всего по линиям роста уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, использование материального капитала, увеличение пенсий и уровня минимального размера оплаты труда.
В2009 году впервые за последние несколько лет бюджет остался без профицита. Дефицит составит порядка 3 триллионов рублей. Более того, бюджет будет сводиться с дефицитом на протяжении как минимум трех лет. Тем не менее власти не только не идут на сокращение расходов, но и увеличивают их в этом году почти на 670 миллиардов рублей по сравнению с прошлым годом. [4,c.74]
Информация о работе Особенности бюджетной политики Российской Федерации