Особенности бюджетной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода.
Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принципам единства, полноты и реальности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Теоретические основы определения государственного бюджета как инструмента государственного регулирования
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………….4
Принципы построения бюджетной системы……………………………11
Глава 2.Особенности бюджетной политики Российской Федерации
2.1 Бюджетная система России…………………………………………………15
2.2 Концепция бюджетной политики…………………………………………..25
2.3 Сальдо бюджета. Проблемы и способы балансирования…………………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы........………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике-бюджет!!!!Microsoft Office Word.docx

— 61.86 Кб (Скачать документ)

     Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования. Соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его  потребностей. При этом в бюджетном  процессе высвечиваются слабые места, и правительство имеет возможность  посредством корректировки направления  движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию  деятельности тех или иных производств  и сфер экономики.

     Регулирующая  функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она  позволяет лишь отслеживать и  корректировать степень и формы  разумного косвенного воздействия  государства на воспроизводительный  процесс.[4,c.87]

     Современное понимание регулирующей функции  бюджета заключается в том, что  он объективно через количественные характеристики формирования и использования  фонда денежных средств государства  отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. И в этих экономических процессах государство не выполняет роль стороннего наблюдателя, а само является активно действующим субъектом.

     Функция бюджетного обеспечения государственных  услуг (фискальная функция) предполагает обеспечение государства финансовыми  ресурсами для выполнения им своих  прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных  услуг, которые на него возложены  обществом.

     Государственные услуги – это услуги, оказываемые  юридическим или физическим лицам  органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями и иными юридическими или физическими лицами безвозмездно или по устанавливаемым органами государственной власти (органами местного самоуправления) ценам (тарифам).

     Функция бюджетного обеспечения не ограничивается только предоставлением государственных  услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных  услуг, недостаточно только наращивать их объемы, в равной степени необходимы создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного  уровня экономической активности. Поэтому  эта функция связана с регулирующей бюджета и имеет свои специфические  формы реализации. Так как фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.

     В бюджетном обеспечении реализуется  роль государства как хозяйствующего субъекта, продающего общественный товар (публичную услугу).

     Для того, чтобы повышать эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы; в равной степени необходимы создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.

     Решение задачи экономического роста предопределяется эффективностью управления всей бюджетной  системой, которое в свою очередь  охватывает как бюджетные отношения  между органами власти различных  уровней, так и структурные, технические  и институциональные аспекты  бюджетной системы и бюджетного процесса. Эти две стороны управления бюджетом практически невозможно разделить.[4,c.76] 

     1.2 Принципы построения  бюджетной системы

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

     Конституция РФ определяет, что установление общих  принципов налогообложения и  сборов в Российской Федерации находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.[3,c.176]

     К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

     -федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации;

     -бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

     - местные бюджеты, в том числе:

     - бюджеты муниципальных районов,  бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

     - бюджеты городских и сельских  поселений

     Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

     - первый уровень - федеральный  бюджет Российской Федерации  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

     - второй уровень - бюджеты субъектов  РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных  округов, городские бюджеты Москвы  и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

     - третий уровень - местные бюджеты  (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Помимо  вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.[5,c.245-249]

     Федеративное  устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных её демократической  сущностью:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования. [10,c.63]

     Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и её субъектов, и являются базовыми для федеративного и бюджетного устройства государства. 
 
 
 
 

     Глава 2.Особенности бюджетной  политики Российской Федерации 

     2.1 Бюджетная система  России

     Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства. Территория каждого государства  делится на составные части, определяющие его внутреннюю структуру и территориальное  устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных  единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и  этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового  статуса как государства в  целом, так и каждой из его территориальных  единиц. Такого рода организацию территории государства принято называть формой государственного устройства.

     По  своему устройству Российская Федерация  – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

     Федеральный бюджет России представляет собой главное  звено бюджетной системы. Он выражает экономические отношения по поводу образования и использования  централизованного  фонда денежных средств государства.

     В федеральном бюджете аккумулируются средства, которые затем направляются на финансирование национального хозяйства, оборону, социально-культурные мероприятия, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга и др.

     Все доходы и расходы государственного бюджета группируются по однородным признакам с присвоением им определенного  названия и номера раздела, главы, параграфа, статьи бюджетной классификации. Бюджетная  классификация позволяет указать  точно, за счет каких отраслей экономики, групп предприятий по формам собственности, социальных слоев населения, видам  налогов или неналоговых платежей сформирован бюджет. Она показывает также, на какие конкретно цели, по какому ведомству и в какую  отрасль уходят бюджетные средства.[2,c.123]

     В условиях перехода к рыночной экономике федеральный бюджет выполняет следующие функции:

    • Перераспределение национального дохода ВВП(около 20% ВВП);
    • Регулирование и стимулирование экономики и инвестиций, повышение эффективности производства;
    • Финансовое обеспечение социальной политики;
    • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью национального хозяйства.

     90-е  годы ХХ века были для российской  экономики и государственных финансов кризисными. Проявлением бюджетного кризиса стал хронический дефицит государственного бюджета. Его причиной является подорванность доходной базы в результате несобираемости налогов, в свою очередь причиной этих явлений стал платежный кризис. Платежный кризис или беспрецедентный по своим масштабам развал платежных отношений начался на фоне кампаний по либерализации цен и ужесточению бюджетной и кредитной политики. Если вначале он сопровождался сокращением объемов производства, то к концу 1993 года приобрел новые черты и выразился в массовой остановке предприятий (в том числе заводов-гигантов), не связанной с процедурой банкротства.

     В первые годы реформ на покрытие дефицита бюджета привлекались огромные кредиты  Центрального банка Российской Федерации и проводилось изъятие средств из пенсионного фонда.

     В развитых странах положение считается  нормальным лишь тогда, когда дефицит  бюджета ниже 3% ВВП.

     Покрытие  дефицита бюджета 1993 года осуществлялось за счет продажи валюты, драгоценных камней, находящихся в распоряжении правительства, валюты, полученной в качестве кредита международного валютного фонда(МВФ), прибыли Центрального банка России.

    Бюджетная политика основывается на нескольких теоретических концепциях, которые построены на различных макроэкономических основаниях.

Информация о работе Особенности бюджетной политики Российской Федерации