Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:35, реферат
Социологическая мысль в России изначально была частью общемировой социологии. Это обуславливалось тем, что в Россию социология проникла в 40-е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический характер на основе особенностей исторического развития общества. Развитие социологической мысли в России в период с 40-х по 60-е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап
При этом весьма прозрачно
выявилась политическая ангажированность
русской социологии. Если социология
на Западе в лице Конта и его
последователей сформировалась как
постреволюционный феномен и
была ориентирована на упорядочение
новых общественных отношений, то в
России она выступила как радикальный
социально — политический проект
(революционный или
Сложился ряд школ
и направлений социологических
исследований. Среди них можно
отметить следующие: натуралистическая
социология в различных ее формах
(Н. Я. Данилевский, А. И. Стронин, Л. И. Мечников
и др.), психологические направления
(П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н. И. Кареев,
Е. В. де Роберти и др.), школа М.
М. Ковалевского. Заявил о себе экономический
материализм (Г. В. Плеханов). Правда, говорить
о школах в социологии из-за отсутствия
институциональных основ можно
с определенной долей условности.
В основном они представляли собой
идейную общность, дружеские контакты,
литературное сотрудничество и т. п.
Второй этап — 1890—1900-е
годы. Утверждается мнение, что социология
есть одна из многих социальных наук, имеющая
собственный предмет
Рубеж веков характеризуется
осознанием кризиса социологии, причины
которого усматривались в неадекватности
методологии классического
Примечательно, что
российская социология выходит, прежде
всего благодаря деятельности Ковалевского
и де Роберти, на международную арену,
причем на равных. Российские социологи
активно участвуют в работе Международного
института Социологии, конгрессы
которого собирались раз в три
года. Три российских социолога (П. Ф.Лилиенфельд,
М. М. Ковалевский, .П. А. Сорокин) избирались
президентами института.
В 1901 г. Ковалевский
и де Роберти создали в Париже
Русскую высшую школу общественных
наук, где обязательным предметом
была социология. В школе преподавали
многие ведущие как российские, так
и западные социологи. Школа по праву
была тогда оценена как первая
модель российского социологического
факультета, причем не имеющая аналогов
в мире. Однако по требованию правительства
России школа была закрыта.
К концу второго
этапа проблема институционализации
социологии начала все же, решаться.
По' личному разрешению Николая II в
Петербурге в 1908 г. был открыт частный
Психоневрологический институт во главе
с академиком В. М. Бехтеревым с первой
российской социологической кафедрой,
которую возглавляли
10— 20-е годы XX века
—третуй этап в развитии
Ведущей в социологии
становится неопозитивистская ориентация
(П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, А. С. Звоницкая).
Одновременно оформляется своеобразная
христианская социология в русле
религиозной философии (Н. А. Бердяев,
С. Н. Булгаков, С. Л. франк), во многом близкая
к отмеченной трактовке предмета
социологии, но не приемлющая неопозитивизм
и бихевиоризм. В рамках ортодоксального
марксизма, с одной стороны, усиливается
вульгаризация и политизация
социальной теории (В. И. Ульянов—Ленин),
с другой, выделяется направление, стремящееся
соединить марксистские идея с современной
наукой (А. А. Богданов).
Нарастает процесс
институционализации
Однако утверждавшаяся в стране после октября 1917 г. тоталитарная система не нуждалась в социологической науке, тем более "буржуазной". С "критикой" П, А. Сорокина выступил сам лидер нового режима В. И. Ульянов (Ленин). Итогом стала высылка ведущих ученых—обществоведов за пределы страны и полный разгром российской социологической науки.
Предсоциологический этап развития российской социальной мысли
Особенности русского
социального мышления во многом были
предопределены принятием византийского
православия и соответствующего
стиля мышления с его догматизмом,
тоталитарностью, вненациональностью,
апологией государственности. Вплоть
до XVIII в. общественная мысль России
функционировала в религиозной
оболочке и посредством религиозных
формул пыталась решать определенные
Социальные проблемы, в основном связанные
с задачами политического самоопределения
общества.
Социальная мысль
как светское знание стала появляться
в ходе и результате реформ Петра
Великого. Определилась и центральная
тема размышлений: путь России. Стремление
Петра внедрить в российскую жизнь
европейские социальные формы без
учета социокультурного контекста
заложило противоречия как всего
последующего развития России, так
и российских социально—философских
поисков, которые велись в пространстве
между альтернативами: за или против
петровских реформ, самобытность или
общечеловечность.
Итак, XVIII век —
век просветительской! философии
закладывает основы общественной мысли
России. В первой половине века можно
наблюдать весьма любопытную тенденцию
обоснования с помощью
Во второй половине
XVIII в. выделяется группа просветителей
либерального толка (Д.- С. Аничков, 1733—1788;
Я. П. Козельский, 1728-1794; С. Е. Детицкий, ок.
1740-1789; А. Н. Радищев, 1749-1802), которые более
объемно, критически рассматривают
петровские реформы и одновременно
стремятся выделить структурные
элементы общества, выяснить их роль в
социальном процессе. В частности, представляют
интерес анализ хозяйственной деятельности
как ключевого фактора
Особое место в
анализируемом процессе занимает первая
четверть XIX в., когда начинается (по
выражению А. И. Герцена) "великий
ледоход" русской мысли и фактически
рождается национальное философское
сознание в форме философии истории.
.Мыслители первой половины XIX в. закладывают,
можно сказать, программу социологического
поиска, которая и будет реализована
во второй половине XIX-начале XX в.
А. И. Галич (1783—1848) формулирует
основы антропологической традиции
российской философии и социологии.
Н. И. Надеждин (1804—1856) вводит в социальную
мысль идею историзма и во многом
выступает & качестве основоположника
теоретической -социологии в России.
П. И. Пестель (1793—1826) выдвигает идею
революционного преобразования общества
как способа его прогресса. Особое
место принадлежит В. Н. Майкову (1823—1847),
который первым познакомил Россию с
идеями О. Конта и начал говорить
на социологическом языке. В статье
"Общественные науки в России"
(1845) Майков, не принимая контовский термин
"социология", ставит задачу формирования
новой "Социальной философии" как
общественной науки о законах
социальной жизни людей и народов.
Одной из самых замечательных
фигур XIX в. является П. Я. Чаадаев (1794-1856),
своим знаменитым философическим письмом,
опубликованным в 1836 г.; задавший направление
философско — социологических поисков
в России. Без уяснения концепции
Чаадаева невозможно понять как логику
развития российской социальной мысли,
так и ее пафос.
Не принимая упрощенных
идей просветительского
В Wore он приходит к
выводу о неисторичности русского народа,
выпадении его из общечеловеческой
логики: "Мы живем лишь в самом
ограниченном настоящем без прошедшего
и будущего, среди плоского застоя";
"Про нас можно сказать, что
мы составляем как бы исключение среди
народов. Мы принадлежим к тем
из них, которые как бы не входят
составной частью в род человеческий,
а существуют лишь для того, чтобы
преподать великий урок миру";
"Глядя на нас, можно сказать, что,
по отношению к нам, всеобщий закон
человечества сведен на нет" (13, с. 325,
326, 330).
В последующем Чаадаев
("Апология сумасшедшего", 1837) несколько
меняет ракурс рассмотрения в сторону
оптимизма исходя из идеи неактуализированности
сил русского народа, что является
залогом его подключения к
общечеловеческому прогрессу, возможности
Подчинения себе своего будущего. Нужно
только сделать правильный социальный
выбор, поняв особенности России,
в частности особую роль в ее истории
географического фактора. И Чаадаев
формулирует мысль, ставшую программной
для всех последующих философских
и социологических поисков в
России: "...у меня есть убеждение,
что мы призваны решить большую часть
проблем социального порядка, завершить
большую часть идей, возникших
в старых обществах, ответить на важнейшие
вопросы, которые занимают человечество"
(14, с. 534).
Идеи Чаадаева нашли
продолжение в сформировавшихся
в 40 — е гг. XIX в. 'двух оригинальных
направлениях российской социально—философской
мысли — западничестве и
В славянофильстве {И.
В. Киреевский, 1806—1856; А. С.Хомяков, 1804-1860;
К. С. Аксаков, 1817-1860 и др.) можно выделить
следующие идеи социологического значения:
самобытность культурных типов; органичность
социальной эволюции; община как социокультурная
структурообразующая форма
Что касается западничества
(Г. Н. Грановский, 1813—1955; В. Г. Белинский,
1811-1848; А. И. Герцен, 1812-1870; Н.Г.Чернышевский,
1828—1889 и др.), то здесь выявились
такие наиболее значимые идеи: единство
мировой истории и ее законе —
мерный характер; проповедь революционного
прогрессизма (в радикальном крыле
западничества); анализ массового субъекта
социальных преобразований (народ, классы);
концепция социальных конфликтов и
др. Заметим, что многие идеи западнического
направления, особенно идеи Чернышевского,
непосредственно перешли уже
в собственно социологию, но с поправками,
учитывающими славянофильский подход.
Информация о работе Особенности исторического развития российской социологии