Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:35, реферат
Социологическая мысль в России изначально была частью общемировой социологии. Это обуславливалось тем, что в Россию социология проникла в 40-е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический характер на основе особенностей исторического развития общества. Развитие социологической мысли в России в период с 40-х по 60-е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап
В качестве итога
предсоциологического этапа российской
общественной мысли могут быть рассмотрены
идеи К. Д. Кавелина (1818—1885), во многом переходной
фигуры, сочетавшей в своем творчестве
элементы и социальной философии, и
социологии. Кавелин стремился выйти
за пределы западничества и
Стержень размышлений
Кавелина — поиск социальных форм,
которые позволили бы органично
сочетать общечеловеческое и национально
— самобытное при приоритете последнего.
По его мнению, "общечеловеческие
идеалы- могут быть только продуктом
самодеятельного народного
Кавелин обращается
и к другому ключевому сюжету
российской мысли — проблеме прогресса.
Социальный прогресс, полагает мыслитель,
выражается не в изменении внешних
социальных форм, но во внутреннем саморазвитии
личности, ее культуры; прогресс возможен
только там, где есть развитая личность.
Обосновывая данный тезис. Кавелин
подчеркивает особенности социального
познания, обращается к элементам
социальной психологии и т. п. Таким
образом, мы видим у него движение
к этико — психологической
школе, став — шей стержневым направлением
российской социологии.
Итак, на предсоциологическом этапе российская общественная мысль сформировала программное поле социологических исследований, поставила ряд кардинальных вопросов, заложила основы социальной методологии. В итоге вторая половина XIX в. и становится тем периодом, когда рядом с социальной философией возникает и бурно развивается российская социологическая наука.
Теоретическая эволюция российской социологии
Выше шла речь
об эволюции российской социологии в
историческом аспекте и почти
не затрагивались вопросы
Изучение истории
российской социологии показывает, что
в ее теоретической эволюции идеально—типически
можно выделить три периода, хронологически
совпадающие с описанными выше историческими
этапами и выражающиеся в синтетической,
аналитической и аналитике —
синтетической ориентациях
Синтетическая ориентация.
Характерная черта исследований
(и для объективизма, и для субъективизма)
— оптимизм, утверждающий возможность
глобального познания общества и
его законов на основе синтеза
естественнонаучных и социальных знаний.
В исследованиях господствуют позитивистские
модели общества, дополняемые в той
или иной форме элементами натурализма.
В онтологическом плане общество
-трактовалось либо в духе холизма
как надындивидуальный организм
(органицизм, географический или экономический
детерминизм), либо в духе монадологии,
исходящей из первичности индивидуального
субъекта (личности) и сочетания
естественных социальных законов с
моральной санкцией, реальности и
идеала (этико— психологическое направление).
Заметим при этом, что в отличие
от западной социологии, довольно жестко
отталкивавшейся от истории, пока веберовская
традиция социологического анализа
после второй мировой войны не
начала, набирать силу, российская социология
изначально проявила тягу к синтезу
этих областей гуманитарного знания.
В результате у многих социологов
(от Лаврова и Данилевского до позднего
Сорокина) мы обнаруживаем стремление
написать социологически интерпретированную
историю культуры.
Синтетической ориентацией
определялась и методология исследования.
Повсеместно использовались предельно
широкие понятийные конструкции
в контексте социологического реализма.
Ведущими принципами исследования выступали
эволюционизм (теории прогресса), детерминизм
и особенно редукционизм, натуралистический
или психологический. При этом. психика
человека рассматривается всеми
школами в качестве последней
грани между природным и
С течением времени
обнаруживается недостаточная плодотворность
жесткого редукционизма, ведущего к
весьма абстрактным схемам. Пониманию
этого способствовала и философская
критика глобальных претензий позитивизма
и экономического материализма. Усиливается
внимание к проблеме культуры и социокультурных
факторов, специфичности социального
познания, синтезу положительных
результатов различных подходов
к обществу (Михайловский, Ковалевский
и др.).
Аналитическая ориентация.
К концу XIX в. на передний план российской
социологии выходит антипозитивистская
парадигма, лидером которой становятся
неокантианство, а в дальнейшем христианская
социология. Господствующий тип исследований
— ценностное моделирование общества,
социокультурный анализ. Обосновывается
необходимость особой теории социально—исторического
познания в духе неокантианского
разграничения номотетических и
идиографических наук. В плане
социальной онтологии сохраняются
как холизм, так и монадология,
но в антипозитивистском ключе. Неокантианство
рассматривает общество не как организм,
а как организацию духовно—
Аналитико-синтетическая
ориентация. Уже на предыдущей фазе
конкретные школы явно ощущали необходимость
взаимодополнения друг друга. Скажем,
у неокантианцев довольно неожиданно
открывается вниманий к проблеме
социологического измерения, S .в социологии
религиозных философов —
В социальной онтологии
преобладает тенденция к
Итак, за период с 60—х годов XIX века по 20—е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой куль — туры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Четко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счет подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности, коммуникации. Формы реализации такой интеграции были обоснованы российскими мыслителями уже в эмиграции (П. Сорокин, С. Франк). Социология России приобрела, таким образом, твердую собственную почву для перехода на качественно новый этап.
Типологические черты и центральные темы российской социальной мысли
Российская социально
— философская и
Важнейшей особенностью
российской социальной мысли был
органический подход к обществу, заключавшийся
в стремлении представить мир
как некое иерархизированное
целое, где общество и человек
хотя и своеобразные, но только элементы
системы. Этим определялась склонность
российских мыслителей к широчайшим
социологическим обобщениям на основе
принципа единства микрокосма и макрокосма
и включения социальной эволюции
в общемировую. Отсюда же вытекают усилия
найти и обосновать общезначимый
социальный идеал, руководствуясь которым
можно освободить общество от тенденций,
нарушающих его органичность, и сознательно
—в духе социального конструктивизма
— ориентировать общество на органическую
целостность.
Отмеченная особенность
способствовала тому, что внимание
российских социологов акцентировалось
на проблемах социальной динамики (эволюции,
прогресса). Поиск решений этих проблем
определил эволюцию социологии. Исходя
из представлений о
Нельзя в этой
связи не отметить своеобразие
гносеологических посылок
В итоге сложились
две противоположные тенденции
социальной мысли — утопизм и
реализм, Политически воплотившиеся
в программах радикального народничества
и либерализма. Утопическая линия
характеризовалась
Закономерно, что
стремление найти "формулу, прогресса"
и обосновать пути ее воплощения в
реальность выдвинуло в центр
социологии проблемы социального поведения,
социальной мотивации и социальной
структуры. Этим определяется очень
раннее обращение исследователей к
закономерностям социально—
Информация о работе Особенности исторического развития российской социологии