Особенности исторического развития российской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:35, реферат

Описание

Социологическая мысль в России изначально была частью общемировой социологии. Это обуславливалось тем, что в Россию социология проникла в 40-е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический характер на основе особенностей исторического развития общества. Развитие социологической мысли в России в период с 40-х по 60-е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап

Работа состоит из  1 файл

социо.docx

— 57.21 Кб (Скачать документ)

Отмеченные черты  и особенности российской общественной мысли показывают, что ключевое положение  в ней занимает проблема человека, она внутренне антропологична. Отсюда популярность идеи "нового человека", опасность которой была осознана слишком поздно. Отсюда же тенденция  этизации социологии, вплоть до полного  отождествления этического и социологического рассмотрения общества 
 
 
 

Введение 

Социологическая мысль  в России развивается как часть  общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны  различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает  оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского  общества. Развитие социологии в России представляет собой весьма увлекательный  и вместе с тем во многом драматичный  процесс. Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала  проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Милля. Эти представители  ранней классической социологической  мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние  марксистской теории, которая к концу XIX века приобрела не только академический  вес, но и превратилась в политическое движение. 

На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая  духовная культура, стремление найти  и выделить специфические черты  российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие  России. 

На рубеже веков  российская социологическая мысль  стала постепенно выходить на уровень  мировой социальной науки. Это прогрессивное  развитие было связано с именами  замечательных мыслителей П. А. Кропоткина, Н. К. Михайловского, Л.И. Мечникова, М.М. Ковалевского, Е.И. Де, Л. Петражицкого и др. 

Теории русских  социологов отражали не только современные  для того времени теории западных ученых, но и практические социально-политические и экономические проблемы российской действительности, реалии общественных движений, направленных прежде всего  на установление в России демократического строя. 

В развитии социологической  мысли в России исследователи  выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов  до конца 50-х годов, третий — с  начала 60-х до наших дней. Охарактеризуем каждый из этих этапов. 
 

Первый этап развития социологической мысли в России — с середины XIX века до 1918 года XX века 

Этот этап, прежде всего связан с творчеством таких  крупных социальных мыслителей, как  П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление  социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые  сформулированы в знаменитых “Исторических  письмах” П. Л. Лаврова (1870). Как и  у других классиков теоретической  социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей  и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. 

Цивилизация истолковывается  субъективными социологами как  сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку  мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой  общественного развития выступают  критически мыслящие личности, передовая  интеллигенция. 

Личность в концепции  субъективных социологов выступает  не только главной движущей силой  общества, но и мерилом общественного  прогресса. Идеалом общественного  развития является создание таких отношений, при которых были бы созданы предпосылки  для всестороннего развития личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по линии  развития “разнородности” общества, его социальной дифференциации и  разделения труда, что приводило  к односторонности личности. Полноценное  развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы  идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следует отметить, что концепция  социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого  “реального социализма”, который был  воплощен в СССР и других странах  социалистического содружества.  

Н. К. Михайловский определял  социализм как “творчество личного  начала при посредстве начала общинного”. В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется  разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором  должны быть учтены особенности российского  опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о  некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через  использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических  форм устройства труда и быта - общины (“мира”), артели и др. 

В тесной связи с  общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о  существовании принципиального  различия между природными и общественными  явлениями. Природные - это закономерные, повторяющиеся явления, общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных  методов познания - на­учного и  социологического. 

Естественнонаучный  метод в своей основе - объективный  метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование  необходимости использования субъективного  метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют не какие-то внешние  факторы, а ее субъективные помыслы  и цели. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу “сопереживания”, когда, по выражению Михайловского, “наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого”. В со­ответствии с этой установкой разрабатывается субъективная концепция  истины. 

Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных  свойств вещей самих по себе, она  существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию  закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного  процесса. Чтобы избежать произвола  мнений, Н. К. Михайловский выдвигает  идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность  “нормального человека”, нормального  не только физиологиче­ски, но и поставленного  в благоприятные для нормального  развития его личностных качеств  социальные условия. Кроме того, позиция  “нормального человека” должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому  социология должна начать с некоторой  утопии, то есть с построения социального  идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло изучение конкретных проблем  политической социологии, механизма  взаимоотношений лидера и массы, роль партии в общественной борьбе и др. 

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1951 - 1916). Ведущую  роль в своей социологической  теории М. М. Ковалевский отводит  учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач  социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и разъяснение многообразных  ее форм. В своих многочисленных работах М. М. Ковалевский активно  использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился  выявить общее и особенное  в социальных явлениях, осуществить  познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления. М. М. Ковалевский верил, что с  помощью сравнительно-исторического  метода через “параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую  форму поступательного движения общественной жизни”. 

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась  социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры – Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, и так называемый “легальный марксизм” - П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и  др.  

Однако при решении  конкретных проблем общественного  устройства между Г. В. Плехановым и  В. И. Лениным существовали серьезные  различия, которые в преддверии Октябрьской  революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый “легальный марксизм” как течение социальной мысли носил временный, некультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими  идеями в период кануна революции 1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная  интеллигенция “ушла” от марксизма, и “легальный марксизм” прекратил  свое существование. 

Следует также отметить, что в этот период в социологии накапливается большой фактический  материал, шла отработка методов  конкретно-социологического анализа  с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисциплин. В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деятеля В. Флеровского "Положение рабочего класса в  России”. 

В этой работе автор  обобщил значительный статистический материал и личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения  рабочих и крестьян в различных  губерниях России.  

Заметным событием в развитии социальной мысли России была двухтомная работа Ю. Янсона “Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)”, в которой  автор представил богатый фактический  материал о социальных процессах  в послереформенной деревне. Большое  влияние на развитие социологии в  России оказала опубликованная в 1899 году книга В. И. Ленина “Развития  капитализма в России”. В первый период появляются также крупные  работы российских социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам социальной стратификации, теории классов. 
 

Второй этап —  с начала 20-х годов до конца 50-х  годов 

Второй период развития социологической имели в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением  социологической наукой статуса  социального института. В 1918-1919гг. в  Петроградском и Ярославском  университетах были созданы кафедры  социологии, введена ученая степень  по социологии. В 1919г. был учрежден Социологический  институт. В 1920г. в Петроградском  университете при факультете общественных наук было создано социологическое  отделение, во главе которого стал Питирим  Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный  ученый и общественный деятель, внесший  существенный вклад в развитие отечественной  и мировой социологии.  

Выпускник Петербургского университета, Сорокин чрезвычайно  рано обнаружил интерес к новой  социологической науке, которой  и посвятил уже начальные этапы  своей научной карьеры. Сочетая  огромную трудоспособность с прирожденным талантом к научной деятельности, Сорокин также стал одним из лидеров  партии эсеров. 

После Февральской  революции 1917 года он входил в состав Временного правительства, а после  октября 1917 года ушел в оппозицию  большевистскому правительству. Годы духовных и физических преследований  Сорокина, последовавшие после установления в России Советской власти, привели  к его практически насильственной высылке из России на Запад. В США  Сорокин весьма быстро приобрел авторитет  одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета, где его  влияние испытали такие корифеи  современной социологии, как Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Тирикьян и др. 

П.А. Сорокин разрабатывал теорию социальной мобильности и  стратификации, которая будучи “теорией среднего уровня” позволяла прослеживать динамику социальных процессов с  помощью определения положения  индивидов и групп в структуре  общества. 

Еще большую известность  приобрело фундаментальнейшее исследование, проведенное Сорокиным и посвященное  социокультурной динамике. Задача, стоявшая перед Сорокиным, вернее, задача, поставленная самим Сорокиным, состояла в том, чтобы проследить всемир­но-историческое развитие человечества и создание социокультурной “суперсистемы”. В своей циклической эволюции суперсистема проходит три стадии: “чувственная” стадия, “умозрительная” стадия и “идеалистическая” стадия. Эти стадии или своеобразные парадигмы определяют, по мысли Сорокина, все основные социальные структуры м процессы, происходящие в обществе. Причем переход от одной стадии к другой подчас сопровождается столкновением и крушением общественных структур. 

Влияние теорий Сорокина на развитие западной социологии было значительным. 

На втором этапе  также продолжается развитие теоретической  социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. “Основы социологии” (в 2-х тт., 1922г.), Бухарин Н. А. “Теория  исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии” (1922 г.), Салынский М. С. “Социальная  жизнь людей. Введение в марксистскую социологию” (1923 г.) и др. Основная направленность этих работ состояла в выявлении  соотношения истории русской  социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма  и определить ее место в системе  марксизма. 

Информация о работе Особенности исторического развития российской социологии