Особенности исторического развития российской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:35, реферат

Описание

Социологическая мысль в России изначально была частью общемировой социологии. Это обуславливалось тем, что в Россию социология проникла в 40-е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический характер на основе особенностей исторического развития общества. Развитие социологической мысли в России в период с 40-х по 60-е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап

Работа состоит из  1 файл

социо.docx

— 57.21 Кб (Скачать документ)

Наряду с разработкой  теоретических вопросов разворачивались  эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим  проблемам труда и быта рабочих  и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и  др. В тот период активно разрабатывались  социальные проблемы города, народонаселения  и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, В. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров). 

Положение социологии в нашей стране после Октябрьской  революции, как было изложено выше, характеризовалось сравнительно кратковременным  подъемом вначале и середине 20-х  годов, подъемом, который сменился чуть ли не сорокалетним периодом запретов и гонений на эту науку и  ее представителей. Социологическая  теория, по природе своей признающая плюрализм теоретических интерпретаций  и подходов, была полностью подчинена  господству институализированного  марксизма и его идеологии. 

Итак, в 30-х годах  марксизм окончательно утвердился в  качестве социологической основы общества, социология была объявлена философской  наукой. Было провозглашено, что “исторический  материализм - это и есть социология марксизма”, и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая  предпосылка разгрома социологии и  ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с  идеологией тоталитаризма. Социологические  исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так  как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых “социалистических завоеваний”. Начиная  с этого времени, осуществляется идеологизация общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью  прекращает свое существование. Отныне ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического  материализма, демографии, статистики, психологии.  
 

Третий этап развития социологии - с начала 60-х до наших  дней 
 

Возрождение социологии как науки начинается на третьем, рассматриваемом нами этапе. Первые признаки “подъема” обнаруживаются в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое  распространение получило “социальное  планирование”, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и  совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических  исследований большим количеством  социологов-самоучек. 

Также в 60-х годах  социология вновь восстанавливает  статус социального института. В  середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел  социологических исследований в  институте философии АН СССР и  лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская  социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических  исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических  исследований АН СССР с отделениями  в союзных республиках и крупных  региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические  факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд экономических, вузовских и  независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и  теоретические исследования в различных  областях общественной жизни. 

Глубокие и сложные  процессы в современном российском обществе – социальный кризис, трансформация  социальной структуры, политические и  духовные изменения, социальные конфликты  и т. д. – происходят в обществе переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная  и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и своеобразие  этого перехода. Только в свете  общего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки  зрения выяснения структурно-функциональных особенностей становления новой  социальной системы можно правильно  понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных социальных процессов, происходящих в современном  российском обществе. 

Теория “модернизации” возникла в 60-е и окончательно оформилась в 70-е годы 20-го столетия. Принятое в  современной социологии положение  о переходных обществах, как сердцевине теории “модернизации”, имеет глобальное значение и призвано характеризовать  главным образом переход от доисторического  состояния традиционалистских обществ  к современному обществу западного  типа. Нас, разумеется, интересует, какие  именно аспекты теории “модернизации” применимы к современной России.  

Парадигма “модернизации” основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются: 

а) развитой или “современной”  может считаться только страна со значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием, верой общества в силу рационального  научного знания как основы прогресса, высоким уровнем и качеством  жизни; большим удельным весом “среднего  класса” в системе социальной стратификации и т. д.; 

б) те общества или  страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к “традиционным”, либо к “переходным”; 

в) образцом развитости, “модернизированности” являются западные страны, поэтому сама теория “модернизации” нередко именуется и теорией  “вестернизации”; 

г) “модернизированность”, “развитость”, “современность” –  это комплексный феномен, имеющий  технологические, экономические, политические, социальные и психологические измерения, а сама модернизация – сложный  комплексный процесс изменения  по каждому из указанных направлений; сердцевиной всех изменений является научно-технический и технологический  прогресс, который определяет необходимость  и условия соответствующих изменений  и в других сферах. 

Применительно к  современной России исходным пунктом, с чего начинается переход, выступает  не уровень ее развития с соответствующими количественными показателями, а  характер того общественного строя, который предшествовал переходу. Это “реальный социализм” как  система общественных отношений. Его  могут назвать (и называют) по-разному: “государственный капитализм”, “тоталитарный  строй”, “номенклатурный социализм”, “неофеодализм”, “коммунистический  тоталитаризм” и т. д. Но то, что  реально существовала и функционировала  в течение семи десятилетий особая общественная система, – это неоспоримо. 

Что же представлял  на деле “реальный социализм”? Если предельно кратко, то по своей сути это радикальный антикапитализм, отрицание и частной собственности, и ее права (в качестве формального  равенства), и свободной правовой личности – самостоятельного субъекта права и собственности.  

Процессы демократизации общественного строя и перехода к рыночным отношениям начались в  рамках “реального социализма” “сверху”, по инициативе нового руководства Коммунистической партии. Первоначально речь шла об ускорении научно-технического прогресса, затем о реформировании, “улучшении”, “увеличении” (лозунг “большесоциализма”) социализма. Ключевым вопросом постепенно стал процесс демократизации и создания гражданского общества. К концу “перестройки”  начали формироваться самостоятельные  социально-политические движения, группы, бросившие вызов самой Коммунистической партии. В экономической сфере  появились первые зачатки рыночных отношений в виде кооперативов, различных  товариществ, первых фермеров и т. д. Гласность и свобода слова  стали главным выражением демократических  изменений в обществе. 

В недрах “реального социализма” где-то в начале 60-х  годов рождается социальный феномен, ставший хорошо известным уже  в 70-е года на стадии “зрелого социализма”  под названием “теневой экономики”. Этот симбиоз, который можно было бы назвать “номенклатурно-теневой  экономикой”, и стал растущей “клеточкой”  нового социального организма. Она  росла и укреплялась за счет таких  предпосылок, как общенародная и  колхозно-кооперативная собственность, крайне централизованная плановая экономика  с ее различными дефицитами, с командными и административными рычагами, ее аппаратом власти и традиционалистским чиновничеством. Коррупция и полная деградация верхних эшелонов власти, рост и укрепление организованной преступности и т. д. составляли идиллическую картину  возмужания, пока еще в рамках “зрелого социализма”, нового организма, кризиса  и упадка режима. 

В России сегодня  сложилась общественная система, в  которой капитал, выполняя системообразующие  функции, уже успел создать необходимые  элементы ее структуры. Внедряя рыночные отношения во все сферы он пока сохранил некоторые экономические  формы прежней тоталитарной системы, прежде всего в сельском хозяйстве, оборонной промышленности. В этом прямо заинтересована влиятельнейшая часть новой элиты как основы собственного финансово-экономического могущества. К тому же ранее эти  формы собственности только декларативно принадлежали народу, коллективам, а  фактически служили номенклатуре. Все  существующие формы и виды хозяйства  уже интегрированы в новую  систему, служат интересам сохранения и роста капитала. 
 

Заключение 

В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в  плане практического существования  социология все больше и больше оказывается  маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин. Среди  них такие. Социология - дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов. Негативное влияние на современную российскую социологию оказывает и ее явная  политизация, когда результаты опросов  общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. В  области теории само разрушение догматической  марксистской пирамиды привело к  образованию идейного вакуума, наполнение которого происходит весьма медленно. 

Все это весьма печально, ибо культура общества определяется, в частности, тем, как это общество понимает и исследует само себя. 

Однако многочисленные трудности и проблемы, встающие перед  современной российской социологией, имеют и свои положительные стороны. Одна из них состоит в том, что  поле социологических исследований — как прикладных, так и теоретических  — открыто для молодых ученых, входящих в социологическую науку. А это редкий исторический шанс. 
 

ЛИТЕРАТУРА: 

Основы социологии. Курс лекций. Издание 2, часть 1. Отв. ред. А.Г. Эфендиев. - М.: Об-во “Знание” России, 1994, 192 с. 

Курбатов В.И. Обществознание. Серия “Учебники 21 века”. – Ростов-на-Дону. Изд-во “Феникс”, 2000, 512 с. 

Введение в политологию. К.С. Гаджиев, Г.В. Каменская, А.Н. Родионов и др. – М.: Просвещение: Владос, 1994, 256 с. 

Социология: Учебное  пособие/ под ред. Кулинцева И. И. М., 1995 

Социология: Словарь-справочник № 1. М., 1990 

Социология: Словарь-справочник № 2. М., 1990 

Социология: Словарь-справочник № 3. М., 1990 

Социология: Словарь-справочник № 4. М., 1990 

Социология: Общая  теория/ под ред. Ерофеева Н. И. М., 1997

Информация о работе Особенности исторического развития российской социологии